Коленчатый вал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и моЖет быть использовано при восстановлении коленчатых вадов двигателей внутреннего сгора ния . Цель - упрощение монтажа и демонтажа втулок и повышение ресурса работы коленчатого вала. В щеках коленвала выполнены торцовые кольцевые проточки, а средства фиксации втулок. 11 выполнены в виде клиновых стопорных полуколец 15, установленных с натягом в кольцевых проточках с возможностью обхвата втулок 11. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Pl ° ° 1 3$/

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1423831 А1 цц4 F 16 С 3/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. ; f1, I ..... . с .":!. 1, °

1 ! (Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фЦР.!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3976914/29-27 (22) 18.11.85 (46) 15.09.88. Бюл. М- 34 (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (72) Е.М.Пироженко, Н.П.Бутов, И.Я.Чумаченко и И.И.Ванурина (53) 621.784.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 49663, кл. F 16 С 3/035, 1935. (54) КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ (57) Изобретение относится к области машиностроения и макет быть использовано при восстановлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, Цель — упрощение монтажа и демонтажа втулок и повышение ресурса работы коленчатого вала. В щеках коленвала выполнены торцовые кольцевые проточки, а средства фиксации втулок, 11 выполнены в виде клиновых стопорньж полуколец 15, установленных с на тягом в кольцевых проточках с возможностью обхвата втулок 11. 1 з.п. ф-лы, 10 кл.

1423831

Изобретение относится к области машиностроения и может бь<ть использовано при восстановлении коленчатых валов, двигателей внутреннего сгора5 ния.

Целью изобретения является упрощение монтажа и демонтажа втулок и повышение ресурса работы коленчатого вала. 1Î

На фиг.1 показана установка и фик-"

< сация съемных полуцилиндрических вту-лок на шатунных и коренных шейках коленчатого вала; на фиг.2 — коленчатый вал, общий вид; на фиг.3 — раз-15 рез А-А на фиг.2; на фиг.4 — разрез

Б-Б на фиг.3 на фиг.5 — разрез H-В на фиг.3 (показана расчеканка стопорного полукольца в упорных канавках разрезной втулки, а также расчеканка 20 полукольца в упорной канавке кругоного паза в теле вала)1 на фиг.6, 7

1 пара полувтулок с косым срезом по кракраям и с местными упорными канавка( ми, выполненными на ее поверхности .(стрелкой показано направление вращения вала); на фиг.8 — клиновое стопорное полукольцо; на фиг.9 — разрез

Г-Г на фиг.8; на фиг.10 — разрез Д-Д на фиг.8.

ЗО

Коленчатый нал фиг.1 и 2 содержит цилиндрические коренные шейки 1 и шатунные шейки 2, щеки 3 с противовесами 4, буртики 5 на концевых коренных шейках, носок 6 и задний конец 7 для крепления маховика. В теле вала вы35 полнены маслоподводящие каналы 8, круговые пазы .9 (фиг.4) и упорные канавки 10 (фиг.5). На шейках вала установлены полуцилиндрические втулки

1 1 с отверстиями 12 для поцачи смазки и с местными упорными канавками

13, выполненными по окружности втулки. В продольном направлении по краям втулки сделаны скосы 14 для лучmего взаимодействия втулки с поверхностью шатунных или коренных подшипников. Полуцилиндрическая втулка подвергается термообработке„ обеспечивающей высокую прочность ее трущейся

5Î поверхности. Для повышения иэносостойкости этой поверхности втулка может быть выполнена из более прочных и стойких материалов по сравнению с остальной частью коленчатого вала. г, Полуцилиндрические втулки установлены на шейках вала попарно так, чтобы йаправление их продольных скосов соответствовало направлению вращения вала по стрелке К, показанной, на фиг.7.

Каждая втулка нелодвижно зафиксирована на шейках вала при помощи стопорных полуколец 15, изготовленных из мягкой стали и запрессованных в круговые пазы вала с выполнением местной чеканки 16 в упорных канавках втулки и вала. Для обеспечения высокой прочности соединения круговые пазы в теле вала или стопорные полукольца выполнены клиновыми. На фиг./ показан пример конструктивного исполнения клинового стопорного полуколь ца с небольшим уклоном 1:50. На боковой поверхности стопорных полуколец имеются прорези t7 для облегчения

4 извлечения их иэ кругового паза при замене изношенных полуцилиндрических втулок, а так:<:e для удобства местной расчеканки полукольца в упорной канавке вала (см, фиг. 1 поз. 16, 17, 10, а также фиг.3 и 5, поэ. 10, 16).

Изготовление коленчатого вала со сменной рабочей поверхностью шеек, а также использование его, например, на автотракторных двигателях ведется в такой последовательности.

В заводских условиях вал штампуют и подвергают механической обработке, н том числе протачивают круговые пазы 9 и буртики 5, прорезают упорные канавки 10. После термообработки шейки 1, 2 вала шлифуют до посадочного размера Й, соответствующего внутреннему диаметру спаренных полуцилиндрических втулок 11 (фиг.5 и 6), выполненных внутри с чистовой обработкой.

На коренные и шатунные шейки 1, 2 вала устанавливают втулки с плотной посадкой в радиальном и продольном направлениях так, чтобы положение скосов 14 соответствовало вращению вала по стрелке К (фиг,6) а маслоподнодящее отверстие 12 совпало с радиальным каналом 8 в шейке вала (фиг. 1) .

При установке полуцилиндрических втулок 11, изготовленных иэ высокопрочной легированной стали, pac<÷èтаиных на длительный срок работы„ их посадку целесообразно проводить с применением специального клея., обеспечивающего повышенную прочность соединения и хорошую таплопроводность, В круговые пазы 9 запрессовынают стопорные полукольца 15 так> чтобы

1423831 они перекрывали по краям полуцилиндрические втулки 11, а прорези 17 пары полуколец 15 совпадали с упорными канавками 10 в теле коленчатого вала. Производя.т чеканку 16 кромок стопорных полуколец в упорных канавках 13 втулок и канавках 10 вала, что обеспечивает высокую прочность и надежность прикрепления втулок к валу и невозможность их проворачивания относительно оси шейки. После этого рабочую поверхность шеек (втулок) шлифуют до номинальных размеров диаметров шатуна и коренных шеек, соответствующих системе размеров шеек, принятых для данного.-типа коленчатого вала.

Шейки установленного на двигатель вала после определенного периода эксплуатации подвергаются износу и их рабочую поверхность приходится шлифовать до очередного ремонтного размера. В процессе дальнейшей эксплуатации двигателя по мере износа шеек их несколько раз перешлифовывают до тех пор, пока полностью будут использованы возможности системы ремонтных размеров ° Этот период эксплуатации двигателя составляет в среднем

4,5 тыс. моточасов, после чего с коленчатого вала снимают стопорные полукольца 15 и полуцилиндрические втулки 11 с изношенной рабочей поверхностью и заменяют новыми. Для удаления изношенных втулок подрезают местную чеканку 16, вводят заостренную часть инструмента в прорезь 17 и извлекают стопорные полукольца 15 из кругового паза 9 в теле вала. По направлению стрелки К (фиг.6) вводят заостренную часть инструмента в зазор между полувтулками 11 по косому стыку 14 и производят их удаление. После установки новых полуцилиндрических втулок 11 и стопорных полуколец 15 производят чеканку 16 и втулки по наруже шлифуют до номинальных диаметров (фиг ° 4 и 6) шатунных и коренных шеек в соответствии с системой размеров для данного типа коленчатого вала.

Формула изобретения

1. Коленчатый вал, содержащий щеки, коренные и шатунные шейки, и втулки, выполненные разъемными и установленные на шатунных и коренных шейках, а также средства фиксации втулок, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа втулок и повышения ресурса работы вала, в щеках вала выполнены

2б торцовые кольцевые проточки, на концевых коренных шейках вала выполнены буртики с торцовыми кольцевыми про- .точками, а средства фиксации выполнены в виде клиновых стопорных полуколец, установленных с натягом в кольцевых проточках с возможностью обхвата втулок.

2. Вал по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности фиксации втулок, в щеках вала и во втулках выполнены местные упорные канавки, а на стопорных кольцах выполнены соответствукнцие им выступы. I

l < 2383 l ри-«8

Фир 7

Составитель А.Храмцов

Техред Л. Сердюкова Корректор В ° сутяга

Редактор О.Спесивых

Заказ 4626/42 Тираж 767 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,, Раушская наб., д. 4/5 й

Производственно-полиграфическое предприятие„ г. Ужгород, ул. Проектная, 4