Способ получения углеводородного топлива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение касается производства углеводородных топлив, застьшающих.при низкой температуре, пригодных дЛя реактивных, форсуночных или ракетных двигателей. Получение топлива ведут гидрированием алкилароматических углеводородов - побочных продуктов алкилирования бензола этиленом или пропиленом с Числом атомов углерода в алкильной цепи 2-3, Процесс ведут при давлении 0,1-30 МПа, 120-315°С с гидрированием ароматических углеводородов на 64,1-100% в нафтеновые углеводороды. Полученные продукты застывают ниже -82°С, а 38% из них выкипают при 165-210 С, 101 кПа, и их можно использовать как самостоятельно , так и в смеси с другими топлив ами. 3 табл.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„142519? A 1 (51}4 С 10 Ь 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ 89) CS 221862/PV 8110-80/ 25. 11. 80 (21) 7772333/23-04 (48) 28.12.82 (22) 12.03.82 (46) 23.09.88 Бюл. 35 (71) Визкумны устав пре Петрохемиу, Новаки (CS) (72) Венделин Махо, Йозеф Стржешинка, Эдмунд Юрай Мистрик, Властимил

Кабеш, Милош Вучко и Иван Филаделфи (cs) (53) 662.075(088.8) (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА (57) Изобретение касается производства углеводородных топлив, застывающих. при низкой температуре, пригодных для реактивных, форсуночных или ракетных двигателей. Получение топлива ведут гидрированием алкилароматических углеводородов — побочных про дуктов алкилирования бензола этиленом или пропиленом с числом атомов углерода в алкильной цепи 2-3. Процесс ведут при давлении 0,1-30 МПа, 120-315 С с гидрированием ароматических углеводородов на 64,1-100% в нафтеновые углеводороды. Полученные проо дукты застывают ниже -82 С, а 383 из них выкипают при 165-210 С, 101 кПа, и их можно использовать как самостоятельно, так и в смеси с другими топливами. 3 табл. ф

1425197

Изобретение относится к способу

|производства углеводородных топлив ! и/или компонентов углеводородных топлив, застывающих при низкой температуре, пригодных для реактивных или форсуночных или ракетных двигателей на базе легко доступных побочных продук тов нефтехимического производства.

Известно (Рагозин Н.А. Реактивное топливо. Изд 2. М., 1963, Краткая хи мическая энциклопедия. M., Советская энциклопедия,1965, IV,с.543-54$,,что самыми распространенными топливами для реактивных двигателей являет- 15 . ся керосиновая фракция нефти с т.кип. о

150-280 С, получаемая прямой перегон,кой нефти. Но для повышения потребительских свойств топлива (теплостойкость, содержание серы и пр.) при-20 меняют гидрорафинирование. При этом к важным параметрам реактивных топлив относится их теплота сгорания или теплотворная способность, плотность, углеводородный состав, вязкость,воспламеняемость, дистилляционный состав, температура затвердевания или кристализации, окислительная устойчивость и теплостойкость, коррозийное воздей-! ствие и растворимость воды и газов. 30

iso мере повышения теплотворной способости и плотности топлива при постояном объеме сосудов самолетов повышатся и их дальность полета. Содержаие ароматических углеводородов (аро- 35 атики) не должно быть больше, чем

0-25 мас., а содержание ненасыщеных углеводородов, наименее стойих к окислению, может быть максимально 2-5 мас.X. Содержание аромати- 40 ки должно быть минимальным и в оптимальных случаях не должно превысить

5-10 мас.X или же 10-12 мас.7: при максимальном содержании биароматики

1,5 мас.X. (Нефть и уголь,22, 11, 45

1980) ° При этом топливо с более низким содержанием ароматики может быть получено только из дефицитных видов сырья. Лучшими являются и линейные алканы, так как они повышают темпера- 50 гуру кристаллизации. Алканы, особенно изоалканы, имеют максимальную тепйотворную способность в пересчете на единицу массы, поэтому они являются пригодным компонентом авиационных

1оплив. Цикланы имеют весьма хорошую

". еплотворную способность, поэтому

Они приближаются к алканам. Они горят чисто, имеют блестящую теплостойкость. При окислении в ядре возникают нейтральные лактоны, хорошо растворимые в топливе. Температуры их кристаллизации или затвердевания являются низкими. Циклоны являются лучшими компонентами авиационных видов топлива. Алканы в реактивных топливах нежелательны. Хотя теплоты сгорания у них такие же, как у цикланов, они не обладают окислительным постоянством и теплостойкостью, помогают инициированию окисления при хранении на складе. Поэтому их верхнее допустимое содержание максимально 5 об.X.(Íåôòü и уголь, 22, 11, 1980).

Для повышения постоянства реактивных топлив при их хранении на складе в них добавляют ингибиторы окисления (обычно не более 24 мг/дм ) и дезактиваторы металлов (не более 6 мг/дм ).

Топлива должны иметь хорошие низкотермические свойства (низкая температура в начале кристаллизации, удовлетворительные вязкостно-термические характеристики и пр), обеспечивающие необходимое использование топлив самолетами на больших высотах и зимой.

При низких температурах может отделиться растворенная в топливе вода, что препятствует дозировке топлива, вызывает засорение трубопроводов и пр. Поэтому самым действенным способом является добавка в топлива

0,1-0,3 мас.X этилгликолевого эфираили метилгликолевого эфира, Повышение теплостойкости топлив достигают как гидрогенизационным или кислотным рафинированием, чем устраняют неуглеводородные и ненасыщенные соединения, так и добавками

0,05-0,1 мас.Ж веществ, обладающих диспергационными и антиокислительными свойствами (алифатические амины и пр.). Иэносостойкие свойства топлива повышают добавками 0,0050,05 мас.7 поверхностно-активных веществ.

Известны и другие способы производства, обработки и введения примесей в реактивные топлива (Чертков Я.Б.

Современные и перспективные углеводородные реактивные и дизельные топлива. - M., Химия, 1968; Паушкин Я.M.

Химический состав и свойства реактивных топлив. M.: Изд-во, АН СССР, 1958, Чертков Я.Б., Большаков Г.Ф., Гулин Э,И. Топлива для реактивных двигателей. — Л., 1964", Нефть и уголь, 1425197

14, 78, 1972; Нефть и уголь, 22, 11, 1980.

К характерным признакам жидких реактивных топлив, относят высокую теп- лотворную способность, как можно более высокую плотность, низкую температуру застывания, низкую вязкость, незначительную агрессивность по отношению к конструкционным материалам, 10 постоянство при хранении на складе, транспортировку и безопасность при манипуляции с ними.

Из приведенных обзоров и других источников (Ланда С. Синтетические 15 топлива. СНТЛ Прага и СНТЛ Братислава, 1960) вытекает, что самым ценным компонентом реактивных топлив и жидких углеводородных ракетных топлив являются нафтены. 20

Кроме известных способов производства нафтеновых углеводородов риформингом нефтяных фракций, связанным с гидрогенизацией следует иметь в виду гидрогенизацию концентратов арома- 25 тических углеводородов или самих ароматических углеводородов на металлах восьмой группы периодической системы (платина, цирконий, родий, палладий) на других металлах 6 и 8 групп 30 на кислых носителях (патент США

У 3085035, патент ГДР Р"- 115692; патент Франции и 2741973; патент Бельгии У 842187), или же на магнезиально-силикатных носителях (патент Япо35 нии 54-017902, 1979) . Гидрогениэацию ненасыщенной углеводородной фракции, содержащей 80 мас.7. алкилароматических, полиароматических углеводородов, инденов и/или алкинилароматики, осу- 40 ществляют на катализаторах, содержащих никель и/или кобальт на окиси алюминия в качестве носителя (патент

Бельгии У 827893). Каталитическую гидрогенизацию углеводородов, содержащих 10 мас.7 ароматики, осуществляют на катализаторах, содержащих никель, вольфрам, фтор на окиси алюминия в качестве носителя, при 260о

427 С и парциальном давлении водорода 50

1,4-28 ИПа (патент Голландии У 7503437), Недостатком является то, что в смеси углеводородов нафтены находятся обыч- но в более низких концентрациях,чем оптимальные. Как правило, необходима

55 дегидроциклизация, затем алкилирование и гидрогенизация. Хотя и отдельные ступени технически легко управляемы, но для топливных целей они являются слишком дорогими, Так, например, палладий на цеолитах катализирует гидрогенизацию ароматических углеводородов и в присутствии серы и ее соединений (химия и технология топлив и масел, N- 6, 14, 1976), на платине и активированном угле гидрогениэируют изомеры диизопропилбензола на диизопропилциклогексан (Либерман А.Л., Докл. АН СССР, 107, 93, 1956).

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ получения углеводородного топлива путем гидрирования алкилароматических углеводородов на катализаторах, содержащих никель или кобальт, молибден или вольфрам нанесенных на окись алюмиЭ о ния при 200-400 С, давлениях 1,030,0 ИПа (патент Бельгии Р 827893, кл. С 10 С, 1975). В качестве сырья используют смесь, содержащую до

80 мас.7 алкилароматических и полиароматических соединений.

Однако получают топливо, имеющее высокую температуру застывания.

Цель изобретения — получение топлива с низкой температурой застывания из побочных продуктов производства нефтехимического сырья.

Применение способа согласно изобретению выгодно там, где в крупнотоннажном масштабе производят кумол, этилбензол или же другие алкилбенэолы, причем в качестве побочных продуктов возникают диалкилбензолы и другие ароматические углеводороды.

Преимуществом предлагаемого способа является также возможность комплексной утилизации всех продуктов алкилирования бензола, в том числе остатков дистилляции на качественные топлива или же компоненты топлив, несложность технологии, оборудования и возможность формирования состава топлив, затвердевающих при низкой температуре, в зависимости от потребностей и сырьевой базы, В качестве исходного сырья могут служить прежде всего побочные продукты производства кумола гетерогенно и/или гомогенно катализированным алкилированием бензола пропеном, причем преимущественно смесью дииэопропилбензолов, изопропилбенэола, метилизопропилбензола и других ароматических углеводородов, а также побочные продукты производства этил! 425197 бензола, в том числе диэтилбенэола, или остатки дистилляции после отделе) ния основной части диэтилбенэола.Вви| ду того, что остатки дистилляции

S производства этилбензола и кумола могут содержать и разбавленный или суспендированный алкилирующий катализатор или другие примеси, с точки зрения повышения долговечности катализатора гидрогенизации, остатки дистилляции перед подачей в гидрогениэа, цию дифференциально перегнать, или же это сырье очистить другим извест;ным способом. Аналогично возможно использовать и побочные продукты про-. изводства бутилбензола, октилбенэола, дифенила.

Гидрогениэацию можно осуществлять в жидкой или паровой фазах, с орошае- 20 мым катализатором, причем катализатор может быть гомогенным, суспендированным или во взвешенном состоянии, но с технической точки зрения самым пригодным является гетерогенный гидро-25 ,генизационный катализатор на твердом ,слое. В качестве катализаторов гид.рогениэации могут служить все катализаторы, применяемые для гидрогениэации ароматики чаще всего на базе ,металлов восьмой группы периодической системы, как, например, платина, 1 палладий, иридий и родий обычно на носителях, далее никелиевый катализатор Ренея, кобальтовый катализатор Ренея, но чаще всего никель и кобальт на носителях. Пригодными являются и катализаторы на базе ме таллов и их соединений шестой группы периодической системы и особенно в комбинации с соединениями или металла

40 ми восьмой группы.

Гидрогенизацию с применением чистого водорода или же циркуляционного водорода можно осуществлять прерывис45 то, полунепрерывно, но наиболее подходящим является непрерывный способ осуществления.

Пример 1 ° Остаток дистилляции производства кумола алкилирова- 50 нием бензола пропеном на фосфатном катализаторе состоит из изомеров дииэопропилбензола и его состав .следующий, мас. : изопропилбензол 5; 1,3диизопропилбензол 21, 1,2-диизопропилбензол 18; 1,4-диизопропилбензол 19,8; 1-метилизопропилбенэол 7, 1-метил-2-иэопропилбензол 1,8 1-этил-2-иэопропилбенэол 7; 1-этил-3-изопропилбенэол 0,7; 1-этил-4-изопропилбенэол 1, 1; диметилиэопропилбензол 12,6, инданы около 4 ; индены

0,5, нафталины 0,3, дифенилы 0,2; другие ароматические углеводороды до 1. Плотность дистилляционных остатков 778 кг/м ; 90 . общего дистилляционного остатка выкипает при атмосферном давлении в интервале 199о

209 С, температура воспламенения

65,5 С, Гидрогениэацию дистилляционного остатка осуществляют при атмосферном давлении или же давлении, близком атмосферному, на гранулированном никелевом катализаторе (каталиэатор состоит иэ 40 мас. никеля на гаммаокиси алюминия в качестве носителя) в слое объемом 100 см . Над слоем з катализатора находится 100 см колец

Ъ

Рашига, на которых происходит предварительно нагревание гидрогенизируемого сырья до температуры, близкой к температуре гидрогенизации. Гидрогениэация ароматических колец происходит на орошаемом катализаторе или же паровой фазе, причем применяют избыток водорода по термодинамическим причинам, а также из-за необходимости отвода гидрогенизационного тепла. Полученные результаты, в зависимости от реакционных условий, приведены в табл.1.

Свойства продукта опыта 5 следующие; удельная масса 823,9 кг.м

-3 вязкость 2,31 ° IO Па. с, температура о застывания ниже, чем минус 80 С,температура вспышки (закрытый тигель)

62 С, интервал кипения от 186 до

240 С, число кислотности 0 мг КОН/г, бромное число меньше, чем 0,01 r

Br100>

Полученные продукты сами или же в смеси с реактивным керосином используют как качественное реактивное топливо.

Пример 2, В вращающийся автоклав объемом 1 дм помещают 300 г э дистилляции от производства кумола.

По примеру 1 и 30 г порошкообраэного никелевого катализатора Ренея и водород до давления 15 MIIa. Затем содержимое автоклава при постоянном вращении нагревают до 160 С.При этой температуре происходит гидрогенизация

Ф в течение 4 ч, причем при понижении

14251 97 общего давления на 14 MIIa повышают давление водородом на 20 ИПа. Конверсия ароматики достигает 99Х. Продукт после отделения катализатора имеет о 5 температуру застывания ниже -82 С, остальные свойства аналогичны свойствам по примеру 1. Эту фракцию используют как низкозатвердевающее топливо для реактивных двигателей или как компонент ракетных топлив.

Пример 3. Гидрогенизацию остатка дистилляции производства кумола по примеру 1 осуществляют в паровой фазе на никелево-хромистом катализаторе. Сначала активируют никелево-хромистый катализатор (черной окраски, таблетированный, 4,5х4,5 мм, с насыпной массой 1150 г/дм и удельной поверхностью 129 м /г, с содержа- 20 кием никеля 53 5 мас.Х или 67,7 мас.Х окиси никеля и содержанием хрома

17,48 мас.Х, т.е. 25,3 мас. . окиси хрома) пропусканием азотно-водородо ной смесью при 180-200 С в течение 25

8 ч. При 175 С, давлении 3,93 MIIa u загрузки катализатора остатком

0,06 г/(см кат ч) и с подачей водорода 106 cM /(см кат. ° ч) достигают конверсию ароматики в нафтены 65,8Х, а в таких же условиях при 160 С—

84,5 .

На таком же катализаторе при 160 С и давлении 3,94 МПа гидрогенизируют ароматику остатков дистилляции произ35 водства этилбензола алкилированием бензола этиленом после предварительной дифференциальной дистилляции э при загрузке катализатора 0,1 г/(см х х кат. ч) и подачей водорода 40

100 см /(см кат. ° ч) с конверсией 73 ..

Пример 4. С помощью гидрогенизационной аппаратуры, которая,кроме вспомогательного оборудования,состоит из напорного реактора из нержавеющей стали с внутренним диаметром

49 мм и общим объемом 2 дм, снабженного регулированием температуры,осуществляют непрерывную каталитическую гидрогенизацию остатков дистилляции производства кумола по примеру 1.

В качестве гидрогенизационного катализатора применяют никелевый катализатор на алюмосиликатах как носителях с диаметром цилиндров 4-5 мм. Катали55 затор в активированном состоянии содержит 66,2 мас. никеля, причем активирование осуществляется в потоке водорода при 200-280 С в течение 10 ч.

Реакционные условия и полученные результаты непрерывной гидрогенизации ароматики в нафтены приведены в табл.2.

Температура застывания продуктов о гидрогенизации ниже 80 С, причем 98 о выкипают в интервале 168-242 С/101 КПа, остальные свойства продуктов аналогичны свойствам по примеру 1. Эти продукты сами или их фракция с т.кип. о

180-242 С или же в смеси с другими топливами пригодны в качестве реактивного или ракетного топлива.

Пример 5. В реактор, описанный в примере 4, помещают 1000 см з никелевого катализатора с содержанием 41,5 мас.Х никеля на окиси алюмио ния, который активируют при 200-275 С в потоке водорода в течение 12 ч.

На этом катализаторе напрерывно гидрогенизируют остаток дистилляции производства кумола по примеру 1. Условия реакции и полученные результаты приведены в табл.3.

Продукты гидрогенизации застывают при температуре ниже -82 С и 98 мас. . из них выкипают при 165-240 С/101 кПа.

Остальные свойства аналогичны свойствам по примеру 1. И возможно применить самостоятельно или в смеси с другими топливами, например в качестве компонентов авиационного керосина 4 или 6 (KA-4 КА-6), полностью соответствующего ЧСН 656518 как реактивное или ракетное топливо.

Пример 6. Гидрогенизацию смеси алкилбензолов и другой ароматики, описанную в примере 1, в коли-. честве 200 г осуществляют при 170190 С и давлении водорода 12,7514,7 МПа при каталитическом воздействии 20 г никелевого катализатора

Ренея в течение 6 ч во вращающемсяавтоклаве из нержавеющей стали.Получают прозрачную жидкость в количестве 209 г, т.е. в выходе на сырье 104,5 .. Конверсия ароматических соединений на нафтеновые достигает практически 100Х. Температура застыо вания гидрогената ниже -83 С. Из этого гидрогената 98 мас. выкипают при

176-240 С/101 кПа.

Пример 7. Непрерывную гидрогенизацию остатков производства этилбензола после отделения этилбензола и содержащих в основном диэтилбензолы и остатки катализатора осуществляют на оборудовании, описанном в примере 1. В качестве гидрогенизационного

I 425I 97 катализатора в количестве 1000 см э

Применяют никелевый катализатор, нане Сенный на окись алюминия как носитель, причем неактивированный он соержит 41,5 мас,Х никеля, Активироание катализатора осуществляют водоодом при 200-275 С в,.течение 12 ч., Ароматическое сырье (остатки проэводства этилбензола) состоит из, 10 ас.Х; алкилбенэолы 6,2 инданы 18,4; ндены 3,6, нафтены 8,3, дифенилы

,51,6, карбазол 9,9; другие аромати1 .ческие углеводороды 1,4 и битумных веществ 0,6. Интервал кипения состав- 15 ляет 23-330 С/101 кПа, Удельная мас-9 са 962 кг м,Температура застывания и температура вспышки не известны. Его гидрогениэацию осуществляют при

202 С и общем давлении 3,93 MIIa при 20 объемной скорости дозировки ароматического сырья 0,323 ч и водорода

280 ч, При этих условиях достигают гидрогенизацию ароматических углеводородов 79 . Продукт гидрогенизации слегка желтоватый и имеет интервал, кипения 249-330 С/101 кПа,.

Пример 8. Сырье, описанное в примере 7. прерывисто гидрогениэируют во вращающемся автоклаве из не- 30

;ржавеющей стали объемом 1 дм . Б авз

1 токлав загружают 200 г остатков перегонки из установки для производства этилбензола, 20 г никелевого катализатора Ренея и водород. Гидро гениэацию осуществляют в ечение

0 ,5 ч при 170-190 С и давлении водоро да 13-15 ИПа. Получают 218 r гидрогениза что представляет собой 109Х продукта в пересчете на сырье, при- щ чем конверсия ароматических углеводородов достигает 99,4Х.

Гидрогенизат прозрачньп, с незна.ительной фиолетовой опалесценцией и температурой застывания около

65 С.

Пример 9. Сырье, описанное в примере 1, загружают в количестве

350 г в автоклав, описанный в примере 8, объемом 1 дм, причем к катализатору з гидрогениэации добавляют окисный никелево-хромис YbIH катализатор (И1.0Сr;0>),, описанный в примере 3.

Давление водорода в автоклаве при темп, I.:ëòóðå гндрогенизаций от 22С дс 55 о

?40 С удерживают ат 12 до 15 И1а.

Конверсия ахроматических углеводородов ,i,oñòöãäэт 982, После отделения катализатора получают 312 г жидкого топо лива с температурой застывания -91 С.

Пример 10. Проводят, как в примере 1; только в качестве катализатора применяют никелево-молибденовый катализатор на окиси алюминия в количестве 45 г, температуру гидрогениэации варьируют от 260 до 280 С, Конверсия ароматических углеводородов составляет 94Х. После отделения катализатора получают 309 r жидкого топлива с температурой застывания

-93 С.

Пример 11. Проводят, как в примере 1, только в качестве катализатора применяют реформирующий платиновый катализатор после применения в течение 1 г на установке риформинга, перед этим катализатором применяют еще молибден-кобальтовый катализатор (на окиси алюминия), который работает в качестве передконтакта. Температуру передконтакта поддеро живают в интервале от 290 до 315 С и температуру на платиновом катао лиэаторе от 240 до 265 С, причем общее давление в реакторе составляет

2,5+0,3 MIIa. При загрузке катализатора 0,44 r мг- кат ч конверсия ароматики достигает 86Х и температура застывания таким образом полученноо го топлива составляет -89 С.

Пример 12. В автоклав, описанный в примере 8, объемом 1 дм вносят 350 г остатка дистилляции из производства алкилбензола, как промежуточного продукта производства алкиларилсульфоната натрия, в котором алкил состоит из 10-13 углеродных атомов. Дистилляционный остаток состоит из смеси диалкилбензолов в количестве 69 мас,Х, причем остаток до 100Х представляет моноалкилбензолы, триалкилбензолы, дифенилалканы, алкилдифенилалканы и малое количество ближе неидентифицированных соединений.

Температура застывания -45 С. о

Далее в автоклав прибавляют 10 г порошкообразной окиси никеля, 20 г порошкообразного окисного никелевохромистого катализатора и 20 г кобяльто-молибденового катализатора.

Гицрогенация, гидрогенолизомеризация в другие изменения приведенного осо татка осуществляют при 285415 С, при" чем давление в автоклаве прорынным приводом удерживают на уровне 151 425) 97

Таблица 1

Подача водорода, см /(см кат-ч) Подача дистилляционных остатКонверсия ароматики в нафтены, 7

Опыт Температура гидрогенио э ации, С ков, г/(см кат ч) 70,7

120

64,1

140

200

89,1

100

140

99,1

140

99,9

140

Таблица 2

-1 бъенная скорость, ч

ыход гидро« ениаируемого родукта на сырье, 2

Конверсия аронатики иа кафтаны (алкилцикланы),Й

0бцее давление

МПа расход саталиеатора к ос» татку дистилляции, г/(сн3кат ч) Температура гндрогеннзаа цин, С водорода остатков дистилляции аронатики т

394

103,7

89,9

О, 360

0,467

0,4ОО

0,28

3,92

188

102,8

87,1

440

0,36

191

3,.93

103,2

89,1

370

0,31

3,98

188

0,533

103,5

87,7

492

0,42

3,90

188

30 МПа. После истечения 1О ч реакцию прерывают, содержание автоклава охлаждают, причем центрифугированием отделяют суспензию катализаторов.Получают 324 r жидкого продукта с температурой застывания -7,2 С, который может быть компонентом топлив, застывающих при низких температурах.

Формула изобретения

Способ получения углеводородного топлива путем гидрирования алкилароматических углеводородов при повышенных температурах и давлении на катализаторе, содержащем никель или коО, 140

0,488

0,298

0,152

0,103 балы,отличающийс ятем, что, с целью получения топлива с низкой температурой застывания, в качестве алкилароматических углеводородов используют побочные продукты алкилирования бензола этиленом или пропиленом с числом атомов углерода в алкильной цепи 2-3 и процесс проводят

10 при давлении 0,1-30 MIIa, температуре 120-315 С с гидрированием ароматических углеводородов на 64,1100Х в нафтеновые углеводороды.

Признано изобретением по результатам экспертизы, осуществленной ведомством по изобретательству Чехословацкой Социалистической Республики.

1425l 97

Таблица 3 конверсия ароиатихи на нафтены (алхияцикланы),Т

Обьемная скорость, ч

Общее давление, ИЛа

ыход гидрогениируеиого нроцук° на сырье, Т асхад каталиатара х остату дистилляции, /(си хат ч) остатков водорода дистилляцин ароматйхн

171

99,4

Э08

0,22

Э,94

98;6

190

0,31

3,90

99,0

327

0,23

3,88, 199

99,1

327

0,22

Э,93

191

103,8

209

99,0

277

О., 22

3,91

Составитель В.Назина

Техред И.Ходанич Корректор Н.Король

Редактор Н.Бобкова

4738/23 Тираж 464 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная, 4

; Теицератур гндрогвинв щи, 1 ! !

0,288

0,400

0,300

0,288

0,288

103, 9

103,7

103,6

103,8