Система для защиты от коррозии валовинтового комплекса судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к оборудованию для защиты от коррозии валовинтового комплекса морских судов всех назначений. Цель изобретения - повы--220 ошние эффективности защиты от коррозии . В системе для защиты от коррозии валовинтового комплекса судна на валопроводе 1 закреплено бронзовое к,онтактное кольцо 2, по которому скользят Щетки 3, соединенные с корпусом судна 8 через регулятор тока 4 и преобразователь напряжения 5 от блока питания 6. Отрицательный полюс милливольтметра 7 соединен с корпусом судна 8, а положительньй - с валопроводом 1 через щетку 3.2, изолированную от щетки 3.1. Повышение эф4)ективности защиты от коррозии достигается введением в данную систему регулятора тока и блока питания с преобразователем напряжения. 4 ил. ю СО ГчО 01 1чЭ ел со 3.Z иг.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„142525 (5D 4 С 23 F 13/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3989355/31-02 (22) 09.12.85 (46) 23.09,88. Бюл. У 35 (72) П.С.Щербаков и О.В.Евдокимов (53) 620.197.5(088.8) (56) Яценко В.С. Эксплуатация судовых валопроводов. — M.: Транспорт, 1968, с. 60-64.
Авторское свидетельство СССР
И 1161594, кл. С 23 F 13/00, 1983. (54) СИСТЕМА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ
ВАЛОВИНТОВОГО КОМПЛЕКСА СУДНА (57) Изобретение относится к оборудованию для защиты от коррозии валовинтового комплекса морских судов всех назначений. Цель изобретения — повышение эффективности защиты От корро зии. В системе для защиты от коррозии валовинтового комплекса судна на валопроводе 1 закреплено бронзовое контактное кольцо 2, по которому скользят щетки 3, соединенные с корпусом судна 8 через регулятор тока 4 и преобразователь напряжения 5 от блока питания 6. Отрицательный полюс мнлливольтметра 7 соединен с корпусом судна 8, а положительный — с валопроводом 1 через щетку 3.2, изолированную от щетки 3.1. Повышение эффективности защиты от коррозии достигается введением в данную систему регулятора тока и блока питания с преобразователем напряжения. 4 ил . l425253
Изобретение относится к оборудованию для защиты от коррозии валовинтового комплекса морских судов всех назначений.
Цель изобретения - повышение эффективности защиты от коррозии.
На фиг.1 изображена схема системы ля защиты от коррозии валовинтового комплекса судна, на фиг.2 — схема за-10 мещения системы для защиты от коррозии, на фиг.3 — поляризационная диаграмма известной системы для защиты от коррозии, на фиг.4 — то же, предлагаемой системы для защиты от коррозии.
Система для защиты от коррозии валовинтового комплекса судна содержит ! .валопровод 1, контактно-щеточное устройство, включающее бронзовое кон- 20 тактное кольцо 2 и щетки 3.1, 3 ° 2, установленные в щеткодержателях, регулятор 4 тока (PT) преобразователь
5 напряжения (выпрямитель), блок 6 о питания, выполненный в виде трансфор-25 матора переменного напряжения 220/24,,милливольтметр 7.
На валопроводе 1 закреплено брон, зовое контактное кольцо 2, II0 ко оро,му скользят щетки 3, соединенные с 30 корпусом судна через регулятор 4 то а, преобразователь 5 напряжения и
1.
,Влок 6 питания. Отрицательный полюс милливольтметра 7 соединен с корпусом
) 9 судна 8 а положительный — с валопро35 водом 1 через щетку 3.2, изолирован ную от щетки 3.1.
Система для защиты от коррозии ва.ловинтового комплекса судна работает следующим образом.
При вращении валопровода 1 в его подшипниках образуется масляная пленка с конечным сопротивлением. Милливольтметр 7 в этом случае показывает разность потенциалов, соответствующую 45 падению напряжения на сопротивлении масляной пленки всех подшипников ва-, лопровода и пропорциональную величине протекающего по данной цепи электрического тока. Переменное напряжение судовой сети понижают в блоке 6 питания до величины 24 В и подают на выпрямитель 5. При подключении на контактное кольцо 2 щеток 3, выравнивающих разность потенциалов между валовинтовым комплексом 1 и корпусом 8, милливольтметр 7 покажет значение напряжения меньше, чем до их включения, которое теоретически должно стремиться к нулю. Однако, в виду наличия значительного переходного сопротивле-. ния между щетками 3 и контактной поверхностью контактного кольца 2 этого не происходит, и разность потенциалов между валом и корпусом остается значительной„ достигая в отдельных случаях 200 мВ и более. Для эффективной защиты валовинтового комплекса разность потенциалов между валом и корпусом дложна быть 40-60 мВ.
Поэтому регулятор 4 тока настраивают так, чтобы разHoc ь потенциалов не превышала значения 40-60 мВ. Это значение контролирует милливольтметр 7.
Постоянный ток, протекая через кррпус 8, воду и контактные щетки 3, снижает величину падения напряжения до требуемого значения за счет изменения тока с помощью регулятора 4.
Любое изменение величины переходного сопротивления между кольцом 2 и щетками отражается на показаниях милливольтметра 7 и регулируется до требуемой величины регулятором 4.
Компенсация переходного сопротивления между медным кольцом и щетками контактно-щеточного устройства (КЩУ) происходит следуищим образом (фиг.2).
К ИЦУ подключается блок питания с преобразователем напряжения 220/24, регулятор тока с амперметром. Ток от преобразователя через регулятор обеспечивает компенсацию падения напряжения на переходном сопротивлении ще1 ок, так как преобразователь включен встречно гальваническому источнику винт-корпус. При этом образуется короткозамкнутая цепь через ИЦУ с сопротивлением, равным примерно О. Велич ."на этого сопротивления контролируется по милливольтметру. Регулируя ток, обеспечивают необходимую величину потенциала гальванической пары винт-корпус. Номинальной величиной является значение потенциала 50 мВ, так как при этом обеспечивается оптимальная защита гребного винта.
В известном устройстве уменьшение переходного сопротивления (или снижение разности потенциалов корпус-винт) осуществляется механическим путем— контактом между ребрами„ установленными на контактно-щеточном устройстве (КГ;У) и корпусом судна через токопроводящий наполнитель. Поскольку электрические контакты токопроводяшего наполнителя не являются постоянными
14252 ввиду изменения влажности, температуры окружающей среды, структуры самого наполнителя и других причин, то в известном устройстве не обеспечивается до минимума уменьшение сопро-5 тивления между валовинтовым комплексом и корпусом судна и, как следствие этого, остается значительная разность потенциалов между корпусом и гребным винтом. Такое положение хорошо показано при рассмотрении поляризационной диаграммы, когда при замыкании пары (корпус-винт) нельзя довести до нуля общее сопротивление и тогда остается какая-то разница потенциалов (Х-У), соответствующая реально возможному току защиты гребного винта
Т, (фиг.3), т.е. в реальных практических условиях можно лишь близко подходить к точке пересечения на поляризационной диаграмме, но никогда ее не достичь.
Применяя поляризацию от постороннего источника тока, можно определить 25 точку пересечения поляризационной кривой. На фиг.4 показана точка пересечения поляриэационной кривой и поЪ лучаемый максимальный ток защиты
?маркс ° Разность между током Тмакс в предложенном решении и I в известном решении является положительным эффектом данного изобретения.
53
Систему можно устанавливать в любом месте судна с повышенной влажностью и сыростью. Контактно-щеточное устройство системы не требует установки строго определенного количества меднографитовых и проволочных щеток, а также увеличения количества щеток {достаточно установки 2 щеток1, что приводит к упрощению конструкции системы в целом. формула изобретения
Сйстема для защиты от коррозии валовинтового комплекса судна, содержащая валопровод, контактно-щеточное устройство,- установленное на нем, выполненное в виде контактного кольца с щетками, и милливольтметр, включенный между валопроводом и корпусом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности защиты от коррозии, она снабжена регулятором тока и блоком питания с преобразователем напряжения, выполненным в виде выпрямителя, причем щетки контактнощеточного устройства соединены через регулятор тока и преобразователь напряжения от блока питания с корпусом судна, при этом все щетки контактнощеточного устройства изолированы.
1425253
11 Х
Редактор Н„Гунько
Заказ 4742/26
11роизводственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, (д
g6PAgf
Составитель С.Пономарев
Техред М.Дидик Корректор Л.Пилипенко
Тираж 992 Подписное
311ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5