Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных крупномодульных зубчатых колес. Цель изобретения - повышение срока службы колес и снижение усталостных напряжений . Способ включает выполнение в зубьях на всю их длину пазов, нагрев и раздачу пазов зубьев по ширине, применение порошкового материала и форг мирование зубчатого венца. Полостями для заполнения металлическим порошком служат впадины мезвду зубьями, а раздачу пазов осуществляют до образования новых зубьев требуемого профиля из противолежащих частей смежных зубьев . 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) - (11) (.1Р 4 В 23 Р 6/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 42 37001 /31-2 7 (22) 24. 03. 8 7 (46) 30.09.88. Бюп. У 36 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.В.Берестнев, В.Л.Басинюк, Н.К.Кривенок и О.И.Кузменков (53) 621. 797 {088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 733823, кл. В 21 Н 5/00, 1978.
Авторское свидетельство СССР
N 1255253, кл. В 23 P 6/00, )985. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных крупномодульных зубчатых колес. Цель изобретения — повышение срока службы ко" лес и снижение усталостных напряжений. Способ включает выполнение в зубьях на всю их длину пазов, нагрев и раздачу пазов зубьев по :ширине, применение порошкового материала и фор"-мирование зубчатого венца. Полостями для заполнения металлическим порошком служат впадины между зубьями, а pasдачу пазов осуществляют до образования новых зубьев требуемого профиля из противолежащих частей смежных syбьев. 4 ил.
1426739
S0
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных зубча, тых колес.
Цель изобретения — повышение долговечности путем увеличения контактной прочности восстановленных зубчатых колес и снижение усталостных напряжений на поверхности восстановленных зубьев.
На фиг.l показаны зубья восстанав;ливаемого зубчатого колеса с выпол, ненными прорезями; на фиг.2 — зуб зубчатого колеса s момент предвари тельной раздачи паза; на фиг.3 - схема формирования новых зубьев и впадин; на фиг.4 — новый зуб.
Способ осуществляют следующим образом.
В зубьях 1 и 2 (фиг. 1) восстанавливаемого зубчатого колеса Э выполняют пазы 4 глубиной, соответствующей высоте зуба. Пазы могут быть выполнены со смещением относительно осей симметрии зубьев. При этом пазы 4 разделяют зубья 1 и 2 на части, обозначенные соответственно 5 — 8. Затем зубчатое колесо нагревают иустанавливают в штампе и пуансоном 9 (фиг.2) осуществляют предварительную раздачу прорези и предварительное формирование новых впадин. Затем на зубчатое колесо надевают оболочку,из медной фольги (не показана) и в старые впадины засыпают железный порошок 10 (фиг.3) с добавкой до 10% порошка ме-, ди и нагревают колесо в атмосфере эндогаза до 1050-1100 С. В процессе нагрева порошок спекается и припекается к колесу, а медная оболочка расплавляется и припитывает верхний слой порошка. После этого колесо 3 помещают в штамп и пуансонmm 11 (фиг. 3) осуществляют окончательное формирование зубчатого венца. При этом новые зубья формируются из противолежащих частей б и 7 (фиг. 1 и 4 ) смежных зубьев 1 и 2. Затем эубофрезерованием получают требуемый профиль и зубчатое колесо упрочняют цеменгацией, закалкой и отпуском. Однако наружные поверхности новых зубьев образуются из менее нагруженных ранее,слоев металла, а слои металла с нарукжых поверхностей зубьев, накопившие в результате эксплуатации усталостные повреждения, оказываются внутри зуба, в наименее нагруженной ее части, II р и и е р. Восстанавливались зубчатые колеса с параметрами: модуль ш 12 мм; число зубьев z l7; ширина венца В 85 мм; материал — сталь
20х2НЧА; термообработка — цементация, закалка и отпуск.
Способ осуществляется в следующей последов ательности. После отжига по осям симметрии зубьев с помощью вулканитового круга выполняли пазы шириной 2,0 мм и глубиной 24 мм. Зубчатое колесо нагревали до 1050-1100 С, помещали в штамп и осуществляли предварительную раздачу прорезей и предварительное формирование новых впадин. Полости, образованные на месте старых впадин, заполняли железным порошком марки ПЖ2112 с добавкой до 10% порошка меди ПМ2. В атмосфере эндогаэа осуществляли нагрев колеса до
1050-1100 С. В штампе осуществляли окончательное формирование впадин и зубьев с одновременным уплотнением порошка до плотности О,б5-0,90, Зубофрезерованием получали требуемый профиль зубьев. Упрочняли зубчатое колесо цементацией, закалкой и отпуском.
Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес может быть эф" фективно использован при восстановлении тяжело н агруженних зубч атих коле с силовик трансмиссий.
Формула и з о брет ения
Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес, при котором в зубьях на всю их длину выполняют пазы, разделяющие зуб на две части, нагревают колесо, раздают паз по шк" рине, в качестве дополнительного материала, компенсирующего износ зубчатых колес, используют металлический порошок, затем производят спекание порошка и формирование требуемого профиля зубчатого венца, о т л и - . ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности н снятия усталостных напряжений, металлическии порошок вво 1ят во впадины между зубьями колес, а формирование требуемого профиля производят раздачей паэов до образования новых зубьев иэ противолежащих частей соседних зубьев.
1426739
Составитель Н. Тютченкова
Техред М.Ходанич Коррект р . р кто М.lllaðoøè
Редактор М.Бандура
Заказ 4808/14
Тираж 922 Подписное
В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, . р
r Ужго од ул . Проектная, 4