Способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля зубчатых колес, и является усовершенствованием известного спосбба, описанного в авт. св. № 868311. Цель изобретения ,- повышение надежности работы пары зубчатых колес в условиях кратковременных нагрузок. Это достигается тем, что в известном способе после окончательной зубообработки осуществляют контроль зоны касания колеса и шестерни в паре, установив ее на контрольно-обкатной станок, и определяют соответствие между положением зоны касания на зубьях и величиной смещения шестерни вдоль оси, затем пару устанавливают в корпусе редуктора, нагружйот ее, выявляют положение пятна контакта под нагрузкой и находят величину смещения, при которой положение зоны касания и пятна контакта подобны, а после смещения шестерни на величину, равную найденному смещению , но с обратным знаком, окончательно фиксируют положение шестерни. После этого производят ее демонтаж и осуществляют модификацию боковых по- : верхностей зубьев путем смещения шестерни при зубообработке относительно инструмента на величину смещения, соответствующую найденной гфи сборке, а окончательную сборку осуществляют на номинальных монтажных расстояких. 3 ил. с S с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИ |ЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУЬЛИК

„„SU„„142?159 А 2 д) 4 G 01 В 5 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 868311 (21) 4123501/25-28 (22) 25.09.86 (46) 30.09.88. Бюл. В 36 (72) Б.И.Варсанофьев, В.И.Задорожный, И.П.Нежурин и В.С.Погорелов (53) 531 717 22621.833 (088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР з 868311, кл. С 01 В 5/20, 1981. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ И СБОРКИ ПАРЫ

КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес, и является усовершенствованием известного способа, описанного в авт. св. 9 868311. Цель изобретения . — повышение надежности работы пары зубчатых колес в условиях кратковременных нагрузок. Это достигается тем, что в известном способе после окончательной эубообработки осуществляют контроль эоны касания колеса и шестерни в паре, установив ее на контрольно-обкатной станок, и определяют соответствие между положением эоны касания на зубьях и величиной смещения шестерни вдоль осн,затем пару устанавливают в корпусе редуктора, иагружФот ее, выявляют положение пят" на контакта под нагрузкой и находят величину смещения, при которой положение зоны касания и пятна контакта подобны, а после смещения шестерни на величину, равную найденному смещению, но с обратным знаком, окончательно фиксируют положение шестерни.

После этого производят ее демонтаж и осуществляют модификацию боковых по- а верхностей зубьев путем смещения шестерни при зубообработке относительно инструмента на величину смещения, соответствующую найденной при сборке, J а окончательную сборку осуществляют на номинальных монтажных расстояних.

3 ил.

1427159

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — повьш1ение на5 дежности работы пары зубчатых колес в условиях кратковременных перегрузок.

На фиг. 1 изображены зоны касания, полученные при их обкатке на контрольно-обкатном станке при различных величинах смещения шестерни от номинального положения; на фиг. 2 — пятно контакта при нагружении передачи в номинальном положении; на фиг. 3 — зо- 15 на касания, соответствующая зацеплению колес на контрольно-обкатном станке в номинальном положении.

Способ осуществляют следующим образом. 20

Зубчатые колеса после зубообработки устанавл11вают на контрольно-обкатной станке в номинальном положении, обеспечивающем заданную суммарную зону касания на поверхностях зубьев. За- 25 тем колеса смещают последовательно вдоль их осей и устанавливают соответ-. ствие между величинами осевых смещений и положением суммарных зон касания.

После этого колеса собирают в корпусе, 30 нагружают их, определяя положение пятна контакта, возникающее на зубьях при их смещении от номинального по1 ложения при сборке под влиянием нагрузки. Теперь можно установить вели35 чину отклонения между положением пятна контакта при сборке под нагрузкой и суммарной зоной касания на контрольнообкатном станке, наиболее близкой по расположению на зубьях этому пятну кон- 4 такта.

Производят смещение в осевом направлении одного из зубчатых колес на найденную величину отклонения, но в противоположном направлении. В этом положении зубчатых колес условия зацепления при работе под нагрузкой являются оптимальными с точки зрения плавности работы и контакта зубьев.

Для обеспечения заданной по чертежу величины бокового зазора в номинальном положении изменяют форму поверх-. ности зацепляющихся зубьев за счет дополнительной их обработки на зубообрабатывающем станке. Для этого одно из колес (шестерню) демонтируют, устанавливают на зуб ообрабатывающем станке в положение относительно инструмента, при котором производилось зубопрофилирование, но со смещением в осевом направлении, соответствующим найденнс при сборке величине смещения, и производят зубообработку. После этого осуществляют окончательную сборку колес на номинальных монтажных расстояниях.

Пример осуществления способа при сборке пары зубчатых колес. Парамет. о ры; Z, =29; Z =55; ш =6,9 мм; о =20;

/=35

После зубаобработки пара была установлена на контрольно-обкатной стано, мод. 5А725 в номинальное положение, при котором зафиксирована зона касания (положение "О" на фиг. 1). Эта процедура повторялась при последовательных смещениях шестерни от номинального положения с дискретностью

О, 1 мм. На фиг. 1 показано соответст вие между положением зон касания и смещением.

При установке пары в номинальное ! положение в редуктор двигателя и ее нагружении до 400-500 кгм в соответСтвии с техническими условиями пятно контакта сместилось по зубу из номинального в положение, показанное на фиг. 2,. Визуальным сравнением можно определить, что это пятно контакта соответствует по положению на зубе зоны касания на фиг,1, смещенному от нулевого положения на 0,3 мм. На эту величину, но с обратным знаком производят смещение шестерни от номинального положения в редукторе. В этом положении фиксируется пятно контакта (фиг. 3), после чего шестерню демонтируют, устанавливают на зуборезный станок со смещением 0,3 мм от положения, при котором шлифовались зубья, и производят дополнительную зубообработку, например, на станке мод.

5А872, добиваясь положения пятна контакта, указанного в положении "О" на фиг. 1. Обработанную таким образом шестерню вновь устанавливают в корпусе редуктора в номинальном положении.

Формула иэ обр ет ения

Способ контроля и сборки пары конических зубчатых колес по авт. св.

У 868311 отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы пары зубчатых колес в условиях кратковременных перегрузок, I 427) +р,з

-0,1

-0,2

-о,з

-0,4

Составитель Б.Афонский

Редактор М.Петрова Техред М.Ходанич Корректор Л. Патай

Заказ 4841/35 Тираж 680 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

f13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

3 после смещения их от номинального положения на найденную величину производят демонтаж шестерни, осуществляют.модификацию поверхности ее зубьев путем смещения шестерни на зу5

Смщеиию фиэ пси

+Р,4

5 с 4 бообрабатывающем станке относительно инструмента на величину, соответствующую найденной при сборке, а окончательную сборку осуществляют на номинальных монтажных расстояниях.