Машина трения для испытания материалов на трение и износ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано для исследования новых конструкционных и смазочных материалов для подшипниковых узлов. Цель - приближение условий испытания к реальньм условиям работы подшипниковых узлов. На основании 1 устанавливают камеру 2, выполненную в виде.стакана. Вел 3 с контробразцом 4 приводят во вращение . В паз йводят образец 7 до взаимодействия с контрообразцом 4. Нагружают пару трения узлом нагружения. Температуру в зоне трения фиксируют одной термопарой, а смазочного матеЦ риала - другой (термопарой 10). Момент сил трения фиксируют измерителем 9. По окончании изнашивания крывку 15 открывают и сливают смазочный ф-лы, 6 ил. А материал. 1 з.п. В (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19> (11) А1 (51)4 С 01 N 3 56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К A ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4161145/25-28 (22) 15, 12. 86 (46) 30.09.88. Бюл. И 36 (75) С.И.Кобылянский и Г.П.Лышко (53) 620.178.16(088.8) (56) Порохов В. Трибологические методы испытаний масел и присадок. Машина трения 2070 MT-1 ° M.: Машиностроение, 1983. (54) МАШИНА ТРЕНИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ

МАТЕРИАЛОВ НА ТРЕНИЕ И ИЗНОС (57) Изобретение может быть использовано для исследования новых конструкционных и смазочных материалов для подшипниковых узлов. Цель — приближение условий испытания к реальны@ условиям работы подшипниковых узлов °

На основании 1 устанавливают камеру

2, выполненную в виде стакана. Вал 3 с контробраэцом 4 приводят во вращение. В паэ вводят образец 7 до взаимодействия с контрообраэцом 4. Нагружают пару трения узлом нагружения .

Температуру в зоне трения фиксируют одной термопарой, а смазочного мате риала — другой (термопарой 10). Момент сил трения фиксируют измерителем 9. По окончании изнашивания крышку 15 открывают и сливают смазочный . материал. 1 э.п. ф-лы, 6 ил.

1427232

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования новых конструкционных и смазочных материалов для подшипниковых узлов.

Цель изобретения — приближение условий испытания к реальным условиям работы подшипниковых узлов, На фиг. 1 схематично изображена машина трения, на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — камера; на фиг. 4 — испытательная схема колодка-вал; на фиг. 5 — испытательная с1 ема диск-диск, на фиг, 6 — двухпозици- 15 онная испытательная схема колодкавал.

Машина содержит основание 1, установленную на нем камеру 2, размещенный н ней на опорах вал 3 с ци- 20 линдрическим контробразцом 4., привод

5 вращения вала, установленный в держателе 6 образец 7, узел 8 нагружения, измеритель 9 момента сил трения, термопары.10 и 11 для измерения со- 25 ответственно температуры среды и трущейся поверхности контробраэца. Камера 2 выполнена в виде стакана 12, заполняемого смазкой. Стакан 12 через кронштейн 13 жестко связан с основа- 30 нием 1 и установлен коаксиально контробразцу с радиальным зазором относительно размещенного внутри станака 12 контробраэца 4 и приводного вала 3.

При одностороннем нагружении стакан.

12 выполнен с одним пазом 14, в случае двухстороннего нагружения — с двумя пазами 14 для размещения образца 7: Паэ 14 выполняется по форме наружной поверхности образца 7 или его держателя 6, чтобы при испытани" ях смазка не могла вытекать через паз. Дно стакана выполнено в виде съемной крышки 15. Термопара 11 предназначена для измерения температуры

45 трущейся поверхности контробразца 4 и выполнена подпружиненной относительно кронштейна 16, установленного на стакане 12.

Пружина 17 установлена коаксиально термопаре 11 и взаимодействует с упорной шайбой 18. Термопара 11 взаимодействует с контробразцом 4 через дополнительное отверстие в стакане

12. Для предотвращения вытекания смазки иэ стакана зазор между отверстием в стакане 12 и приводным валом

3 выполнен в пределах О, 1-0,2 мм.Для

1 обеспечения условий тепломассообмена между трущимися поверхностями, консистентной смазкой и стаканом, приближенных к реальным, радиальный зазор между стаканом 12 и установленным в нем контробразцом 4 выполнен в пределах 2-4 мм, а общий объем стака" на 12 — в пределахЛ,2-1,9 объема контробразца, что обеспечивает минимальный, но достаточный объем смааки для смазывания и тепломассообмена в испытуемом узле трения.

Машина работает следующим образом.

Вал 3 с контробразцом 4 приводят во вращение. В паз 14 вводят образец

7 до взаимодействия с контробразцом

4. Нагружают пару трения посредством узла 8 заданной силой P и осуществляют изнашивание. Температуру в зоне трения и смазочного материала фиксируют термопарами соответственно 11 и 10, а момент сил трения — измерителем 9. По окончании изнашивания крышку 15 открывают и сливают смазочный материал.

Формула изобрет ения

1. Машина трения для испытания материалов на трение и износ, содержащая основание, установленную на нем камеру для смазочного материала, размещенный в ней цилиндрический контробразец, привод вращения, кинематически соединенный с контробразцом, узел нагружения, соединенный с ним держатель образца, измеритель момента сил трения и термопары для измерения температуры смазочного ма териала и образца, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью приближения условий испытания к реальным условиям работы подшипниковых узлов, камера выполнена в виде жестко связанного с основанием стакана, установленного коаксиально контробразцу с зазором между его внутренней поверхностью и рабочей поверхностью контробразца, а на боковой поверхности стакана выполнено отверстие для размещения образца.

2. Машина трения по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения производительности, дно стакана выполнено в виде съемной крышКИ е!

427232

1427232

Составитель Ю.Асриянц

Техред Л.Олийнык

Редактор А.Лежнина

Корректор Э.Лончакова

Тирак 847

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

° е

Закаж 4845/38

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4