Сейсмическая морская коса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к геофизической разведке и предназначено для использования в морской сейсмической разведке и при региональных исследованиях- . Цель - повышение удобства эксплуатации путем уменьшения диаметра косы. Коса состоит из многокомпонентных датчиков, смонтированных в шланге. Каждый датчик состо
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН. (19) (И) 42 (511 4 С 01 V 1./38
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4084923/31-25 (22) 10.07.86 (46) 30.09.88. Бюл. Р 36 (71) Институт физики Земли им. О,Ю.Шмидта (72) Е.И.Гальперин и А.И.Чесноков (53) 550.0.834(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1125574, кл. G 01 V 1/38, 1983.
Авторское свидетельство С :СР
Р 693301, кл. G 01 Ч 1/38, 1977. (54) СЕЙСМИЧЕСКАЯ МОРСКАЯ КОСА (57) Изобретение относится к геофизической разведке и предназначено для использования в морской сейсмической разведке и при региональных исследованиях.. Цель — повышение удобства эксплуатации путем уменьшения диаметра косы. Коса состоит из многокомпонентных датчиков, смонтированных в шланге. Каждый датчик состо1427317 и г из корпуса 6, в котором располо жс.iF. кассета (К) 7 с четырьмя сейсмоирл-е< никами 8. К 7 может свободно воащаться на двух горизонтальных осях
9„ установленных в подшипниках 10, которые расположены в полумуфтах (П)
11,„ закрепленных в корпусе 6. В П 11 собран арретир, ."îñòîÿùèé из муфты 16 с шестью радиальными толкателями 17, которые конусным концом подпружиненного сердечника 14 электромагнита 13
<1зобретение относится к геофизической разведке и предназначено для использования в морской сейсмической разведке и при региональных исследо5 валия х, Целью изобретения является повышение удобства эксплуатации путем уменьшения диаметра косы.
На фиг. 1 показана сейсмическая
;"ю зская коса, общий вид; на фиг. 2 -<." огокомпоненткыи датчикр общии вида
Сейсмическая морская коса (фиг.1)
;:одержит шланг "1, наполненный жидкосгь!o 2., в котором размещены многоком- опекткые датчики 3. Посредством си.-ового троса-кабеля 4 коса сообщает:-я =o смоточно-раУмоточными механйэ ами (лебедками) корабля 5.
Каждый многокомпонентный датчик
М (фи; 2) состоит иэ корпуса 6, в когором расположена кассета 7 с четырьмя сейсмоприемниками 8 (показаны два из них). Кассета 7 может свободно вращаться на горизонтальных 25 осях 9 в подшипниках 10, установленных в полумуфтах 11. К нижней части кассеты 7 прикреплен противовес 12, который устанавливает кассету 7 в положение, при котором ось контрольного сейсмоприемника занимает вертикальное положение. Арретир датчика состоит из соленоида 13 с подпружи,енным сердечником 14, имеющим конец в ниде усеченного.конуса 15, и иуф:гь1 i6 по крайней мере с тремя ра". диалько установленными подпружинен;-;ыми толкателями 17ъ
В заарретированном состоянии подпружиненный сердечник 14 усеченным прижимаются к внутренней ио.:ерх :,ости
П 11, обеспечивая арретирояакие К 7,.
При подаче тока ка электромагнит 13 сердечник 14 освобождает толкатели
17, которые втягиваются пружинами внутрь муфты 16, и К 7 получает воз— можность провернуться на осях 9 под действием груза 12, расположенного в нижней части К 7,в положение, при котором ось контрольного сейсмоприемника 8 становится вертикально. 2 ил„ конусом 15 воздействует на толкатели
17, которые помещены в радиальные каналы в муфте 16, жестко закрепленной на оси 9, и упираются внешними о торцами во внутреннюю поверхность полумуфты 11, закрепленной в корпусе
6. В результате кассета 7 с сейсмоприемниками 8 арретируется относительно корпуса 6. В рабочем состоянии кассета 7 ар-=ретируется таким образом, что ось контрольного сейсмоприемника верти--. кальна.
Для преобразования осевшего смешения подвижного сердечника арретира в радиальное перемещение толкателей один из его торцов, взаимодействующий с толкателями, должен иметь поверхность, образующую с осью уст=о ройства угол меньше 90 . Таким образом, один из торцов указанного сердечника должен быть либо призматическим, либо коническим. Более просто изготовление торца коническим, Кроме того, такое выполнение торца подвижного сердечника исключает эаклинивание арретира в процессе эксплуатации морской косы и представляется наиболее целесообразным.
Минимальное количество толкателей
i7 (три) выбрано исходя из того, что указанная конструкция не должна иметь радиального люфта при арретировакии, что обусловливает необходимость цент--рально-симметричного расположения толкателей с углом между кит менее
180 .
Сейсмическая морская коса работа-. ет следующим образом.
1427317 (ейсмическую морскую косу разматывают с лебедки корабля 5. Она погружается в воду и укладывается на дно, Шланг 1 и жидкость 2 обеспечивают надежный контакт многокомпонентных датчиков 3 с породами дка. Коса соединена с сейсмической станцией (не. показана) через силовой трос-кабель
4. Кассеты 7 с сейсмоприемниками 8 после того, как коса ляжет на дно, вследствие вращательного движения косы ориентированы в различных (произвольных) наклонных плоскостях, так как каждая из кассет находится в арретированном состоянии. Поспе установки косы на профиле наблюдений на соленоид 13 каждого датчика кратковременно (2-3 с) подают ток. Сердечник 14 втягивается внутрь соленои- 2р да 13, и усеченный конус 15 освобождает толкатели 17, которые под действием пружин втягиваются, освобождая . тем самым муфту 16 от взаимодействия с внутренней поверхностью полумуфты
11. Кассета 7 с сейсмоприемниками 8 под действием противовеса 12 поворачивается на осях 9 в подшипниках 10 и занимает положение, при котором ось контрольного сейсмоприемника при- ЗО нимает вертикальное положение. По прекращении действия тока сердечник
14 под действием пружины выдвигается, усеченным конусом 1I5 раздвигает толкатели 17 муфты 16 и прижимает их торцы к внутренней поверхности полу35 муфты 11, в результате чего кассета
7 Вновь appeтиpуетсч (жес" г,о ос л!! няется в корпусом 6) . матч .ки 3 косы готовы к работе. Производится лэрыг. и регистрируются сейсмические колебания. После регистрации корабль 5, буксируя косу, перемещается к» <леду<щую стоянку профиля и операции повторяются. По окончании работ коса наматывается на лебедку корабля 5, Формула и з о б р е т е к н я
Сейсмическая морская коса, содержащая многокомпонентные датчики, каждый Йз которых выполнен в виде цилиндрического корпуса с размещенными в нем кассетой с сейсмоприемниками, полумуфтами с подшипниками, противове-. сом и арретиром, содержащим электромагнит, отличающаяся тем. что, с целью повышения удобства эксплуатации путем уменьшен:я диаметра косы, каждая кассета установлена соосно с корпусом, кал пый арретир дополнительно содержит муфту и по крайней мере три подпружиненных толкателя, один из торцов подвижного сердечника арретира выполнен в виде усечен-ного конуса, муфта жестко соединена с одной из осей кассеты со стороны арретира, а толкатели уст навлеки в муфте радиально с возможностью взаимодействия одним торцом с внутренней поверхность конуса, а другим — с конической поверхностью подвижного сердечника арретира, 1427317
Составитель Т.,Райкова
Техред М.Дидьщ Корректор С.Черни
Редактор И.Рыбченко с
Заказ 4849/42 . Тираж 522 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,, v.. Ужгород, ул. Проектная, 4