Управляющее устройство для теневого проецирования движущейся модели местности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к управляющему устройству, которое может применяться для привода и управления движущейся моделью местности, например , при теневом проецировании для обучения водителей на тренажере транспортного средства, Цель изобретения - повышение эффективности работы и расширение функциональных возможног стей устройства за счет имитации заноса транспортного средства при его движении по дорогам с низким коэффициентом сцепления. Устройство содержит макет 1 местности, установленный на ведущее колесо 2, управляющие колеса 3 и тормозные колеса 8, связанные с тормозными механизмами 9. Сверху макета установлены прижимные колеса 4. При приведении в движение макета местности и воздействии на тормозные механизмы 9 на макет местности действуют силы, стремящиеся развернуть его относительно направления первоначального движения. Для вывода транспортного средства из заноса управляющие колеса 3 необходимо повернуть в сторону заноса. Предлагаемое устройство позволяет повысить качество подготовки водителей на тренажере. 2 3.п,ф-лы, 7 ил. (О с

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1427410 А 1.(51)4 G 09 В 9 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTQPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4197379/27-11 (22) 18.02.87 (46) 30.09.88. Бюл. ll 36. (72) И.М.Иохвидсон, С.В.Колчигин и А.П.Лавриненко (53) 629.113.014(088.8) (56) Патент ЧССР 11 133995, кл. G 09 В, 1967..(54) УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕНЕВОГО ПРОЕЦИРОВАНИЯ ДВИЖУЩЕЙСЯ МОДЕЛИ.МЕСТНОСТИ (57) Изобретение относится к управляющему устройству, которое может применяться для привода и управления движущейся моделью местности, например, при теневом проецировании для обучения водителей на тренажере транспортного средства. Цель изобретения — повьппение эффективности работы и расширение функциональных возможно". стей устройства за счет имитации заноса транспортного средства при его движении по дорогам с низким коэффициентом сцепления. Устройство содержит макет 1 местности, установленный на ведущее колесо 2, управляющие колеса 3 и тормозные колеса 8, связанные с тормозными механизмами 9. Сверху макета установлены прижимные колеса 4. При приведении в движение макета местности и воздействии на тормозные механизмы 9 на макет местности действуют силы, стремящиеся развернуть его относительно направления первоначального движения, Для вывода транспортного средства из заноса управляющие колеса 3 необходимо повернуть в сторону заноса. Предлагаемое устройство позволяет повысить качество подготовки водителей на тренажере.

Z з.п.ф-лы, 7 ил.,!427410

Изобретение относится к упоавляющему устройству, которое может применяться для привода и управления движущейся моделью местности, например, при теневом проепировании для обучения водителей на тренажере транспорт-. ного средства.

Цель изобретения — повышение эффективности работы и расширение функ- 10 циональных возможностей устройства эа счет имитации заноса транспортного средства при его движении по дорогам с низким коэффициентом сцепления.

На фиг.! представлено управляющее устройство, фронтальная проекция „.на фиг.2 — то же, горизонтальная проекция; на фиг.3 — схема движения макета местности при имитации прямолинейного движения B нормальных условиях; на фиг,4 — схема изменения траектории движения макета местности при имитации заноса влево; на фиг. 5 — схема действия при возврате к прямолинейной траектории движения при имитации за- 25 носа; на фиг.6 — схема появления дополнительного заноса в противоположную сторону после окончания заноса; на фиг.7 — схема действия при возврате к прямолинейной траектории движения из дополнительного заноса.

Управляющее устройство для теневого проецирования состоит из макета 1 местности, выполненного в уменьшенном масштабе на прозрачном фоне и установленного на ведущее колесо 2 и систему управляющих колес 3, Эта конструкция образует несущую систему макета 1ме" стности и одновременно в результате ее трения создает движение макета местности в требуемом направлении и с требуемой скоростью. Для повышения трения и одновременно для удерживания макета 1 местности на ведущем колесе

2 и управляющих колесах 3 макет 1 ме-, стности сверху прижимается системой прижимных колес 4, установленной на осветительной системе 5, создающей изображение на экране, который установлен перед тренажером. Ведущее колесо 2 приводится в движение от при50 водного устройства 6, Управляющие ко,песа 3 свободно вращаются в несущих конструкциях-7, связанных с рулевым управлением тренажера. Симметрично ведущему колесу 2 установлены два тор- 55 мозных колеса 8, катящихся свободно снизу макета местности, связанные с тормозными механизмами 9. Приводное устройство 6, несущие конструкпии 7 и тормозные механизмы 9 установлены на основании 10.

Устройство может иметь два варианта исполнения. В первом варианте прижимные колеса 4 одновременно могут быть тормозными, при этом они соединяются с тормозными механизмами 9, а сами тормозные механизмы 9 могут устанавливатся на осветительной системе 5. Во втором варианте симметрично прижимным .колесам 4 установлены два тормозные колеса 8, катящиеся свободно сверху макета местности, связанные с тормозными механизмами 9, а сами тормозные механизмы 9 могут устанавливаться на осветительной системе 5.

Устройство работает следующим образом.

Макет местности передвигается в зависимости от управляющих сигналов тренажера по системе ведущих колес 2 и управляющих колес З,,к которой он (макет) прижимается прижимными колесами 4. Усилие прижима создается осветительной системой 5, которая осве" щает макет местности и на экране, установленном перед тренажером, в котором используется данчое устройства, воспроизводит теневое изображение местности. Изменение траектории. движения макета 1 местности производится изменением положения управляющих колес 3, связанных с рулевым управлением тренажера тягами (не показаны).

При имитации прямолинейного движения (фиг.3) управляющие колеса 3 расположены прямолинейно (оси их вращения находятся на одной линии), а сила !1 движения передается на макет

1 местности и в результате изображение 12 дороги перемещается по прямолинейной траектории 13.

При имитации движения автомобиля по дороге со скользким покрытием с заносом влево (фиг.4) управляющие колеса 3 расположены прямолинейно, сила 11 движения передается на макет 1 местности, включается правый тормозной механизм 9 и правое тормозное колесо 8 начинает тормозить правую сторону макета 1 местности. На макет 1 местности действует одновременно пара сил: сила 11 движения, создаваемая ведушим колесом 2, и сила 14 торможе ния„ создаваемая правым тормозным колесом 8, В результате действия пары

3 14274 сил 1! и 14 изображение 12 дороги перемещается справа налево по криволинейной траектории 13 (т.е. макет 1 местности поворачивается против часо5 вой стрелки). Этим имитируется на экране тренажера занос транспортного средства влево.

Для вывода иэ заноса и возврата на прямолинейную траекторию движения необходимо управляющие колеса 3 повернуть в сторону заноса, т.е. влево (фиг.5). В результате на управляющих колесах 3 возникают силы 15 и суммарное воздействие на макет 1 местности сил 11, 14 и 15 приводит к тому, что траектория 13 движения изображения

12 дороги вновь становится прямолинейной.

После выключения тормозного механизма 9 (фиг.б) тормозное колесо 8 перестает создавать силу 15 торможения, но управляющие колеса 3 при-этом . остаются повернутыми, и в результате под действием пары сил 11 и 15 изоб- 25 ражение !2 дороги перемещается слева направо по криволинейной траектории 13 (т.е. макет 1 местности поворачивается по часовой стрелке). Этим имитируется дополнительный занос вправо (т.е. в противоположную сторону от первоначального заноса). Появление дополнительного заноса и его величина определяется умением обучаемого оперировать рулевым управлением.

Для вывода из этого дополнительно35

ro заноса и возврата на прямолинейную траекторию движения (фиг.7) необходимо управляющие колеса 3 повернуть также BIIpBBQ %,B сторо у заноса), При 40 этом изображение 12 дороги перемещается справа налево по криволинейной траектории 13 до возобновления прямолинейного движениям после чего управляющие колеса 3 необходимо повернуть

10 в первоначальное положение аналогично фиг.3

Имитация движения транспортного средства по дороге со скользким покрытием с заносом вправо производится аналогично, но при этом работают левое тормозное устройство и левое тормозное колесо ° формула изобретения

1. Управляющее устройство для теневого проецирования движущейся модели местности, содержащее макет местностк; установленный на ведущее и управляющие колеса и прижимные колеса, установленные сверху макета местности, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьш ения эффективности работы и расширения функциональных воэможностей устройства за счет имитации заноса транспортного средства при его движении по дорогам с низким коэффициентом сцепления, оно снабжено по меньшей мере двумя тормозными механизмами с приводом на колеса, расположенные симметрично ведущему колесу.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что оно снабжено двумя дополнительными тормозными колесами, связанными с упомянутыми тормозными механизмами.

3. Устройство по пп.1 и 2, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что тормоз-: ные колеса установлены симметрично

1 ведущему колесу снизу макета местности.

4. Устройство по пп.1 и 2, о т .— л и ч а ю щ е е с я тем, что тормозные колеса установлены симметрично прижимным колесам сверху макета местности.

1427410

1427410

142741 0

Составитель В. Ионова

Редактор Е,Копча Техред М.Ходанич Корректор 5.Васильева

Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам .изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 4856/47

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4