Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности. Зубцы 1 статора гофрированы из ленты с поперечньсм расположением гофр разной высоты. Зубцы охвачены скобами 2. В зазоры между витками спинки входят гофры большей высоты 4 с Прорезями 6. На наружной поверхности спинки расположены продольные скобы 8 с ребрами 7, выступы 10 которых приварены к торцовым частям скоб 2. Это обеспечивает плотное прижатие зубцов к спинке,что приводит к уменьшению сопротивления тепловому потоку и улучшению охлаждения . 3 ил. S

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ Х

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1427486 А1

1511 4 Н 02 К 1/1б

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

6 8 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4214796/24-07 (22) 25.03.87 (46) 30.09.88. Бюл. М 36 (7l) Харьковский авиационный институт им. Н.E.Æóêoâñêîão (72) О.Н.Костиков, Н.И.Суворов, В.А.Троицкий и А.И.Яковлев (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 514391, кл. Н 02 К 1/06, 1977.

Авторское свидетельство СССР

У 1374337, кл. H 02 К 1/16, 1986. (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ 11АШИН11 (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения повышение надежности. Зубцы 1 статора гофрированы иэ ленты с поперечным расположением гофр разной высоты.

Зубцы охвачены скобами 2. В зазоры между витками спинки входят гофры большей высоты 4 с прорезями б. На наружной поверхности спинки расположены продольные скобы 8 с ребрами 7, выступы 10 которых приварены к торцовым частям скоб 2. Это обеспечивает плотное прижатие зубцов к спинке,что приводит к уменьшению сопротивления тепловому потоку и улучшению охлажде- Я ния 3 ил, 1427486

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно, к конструкции беэотходного в производстве статора электромашины с улучшенным охлаждением.

Цель изобретения — повышение на;дежности и упрощение технологии при улучшении охлаждения.

На фиг. 1 показан аксонометричес- 10 кий вид зубцовых элементов; на фиг.2статор, продольный разрез; на фиг.3 то же, поперечный разрез.

Зубцы 1 статора гофрированы из ленты с поперечным расположением гофр 15 разной высоты и снабжены боковыми, продольными скобами 2, нижние из ко,торых охватывают зубцы по линии "рас точки", а верхние — по линии, отстоящей — от последней на высоту паза 20 (фиг. 1). Зубцы примыкают к внутренней поверхности спинки 3, навитой с периодически расположенными зазорами,,в которые входят гофры 4 большей вы, соты, причем верхние части 5 этих 25

;гофр снабжены прорезями 6 и выступают .над наружной поверхностью спинки (фиг.2, 3), В части межвитковых зазоров, расположенные между. удлиненными гофрами 4, входят поперечные ребра 7 30 продольных корпусных скоб 8, размещенных на наружной поверхности спинки и скрепляющих спинку и зубцы в единое целое. Скобы 8 имеют на своей поверхности шипообразные элементы охлаждения 9, а на торцах — утолщенные выступы 10, скрепленные, например, сваркой с торцовыми частями продольных скоб зубцов. Утолщенные выступы 10 корпусных скоб обеспечивают воэмож- 40 ностЬ крепления щитов к статору.

При работе электрической машины магнитный поток проходит через зубцы

1 и спинку 3, причем сопротивление магнитному потоку в зоне стыка зубцов 4r и спинки уменьшено благодаря плотному прижатию зубцов к спинке, обеспеченному наличием верхних продольных скоб

2 и жестким их соединением с торцовыми утолщенными выступами 10, примыкающих к наружной поверхности спинки продольных корпусных скоб 8. Как верхние, так и нижние продольные скобы 2 препятствуют "распушиванию" гофр под действием электромагнитных сил, возможному при отсутствии этих скоб °

Теплота, выделяющаяся в зубцах в ходе их перемагничивания, и теплота, поступающая в зубцы из обмотки, отводится непосредственно к наружному воздуху через выступающие над спинкой верхние части 5 гофр 4 зубцов.

Эти выступы, равно как и шипообразные, элементы охлаждения 9, расположенные на корпусных скобах 8,улучшают охлаждение статора электрической машины при ее работе. Улучшение охлаждения обеспечивается также за счет уменьшения сопротивления тепловому потоку между зубцами и спинкой вследствие плотного прижатия зубцов к спинке, обеспеченного благодаря наличию верхних продольных скоб зубцов.

Прочность статора повьппается благодаря тому, что боковые продольные скобы препятствуют "распушиванию" гофр зубцов и, будучи скреплены с утолщенными торцовыми выступами примыкающих к спинке скоб, образуют жесткий и прочный каркас, охватывающий зубцы и спинку. !

Технологичность статора повьппается вследствие того, что верхние продольные скобы обеспечивают точную Ф. фиксацию поперечно гофрированных зубцов в радиальном направлении, что ис" ключает необходимость дополнительной операции калибровки зубцов по диаметру расточки, а .нижние продольные ско.— бы обеспечивают возможность удержания обмотки в пазах безотходного в изготовлении магнитопровода с поперечно гофрированными зубцами.

Формул а и з о б р е т е н и я

Статор электрической машины, содержащий обмотку и магнитопровод, спинка которого навита на ребро из непрерывной cTBJlbHoH ленты с зазорами между витками, а зубцовая зона выполнена из отдельных поперечно гофрированных элементов с гофрами различной высоты, более высокие иэ которых размещены в укаэанных зазорах, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения надежности и упрощения технологии при улучшении охлаждения, гофрированные элементы с каждой боковой стороны охвачены двумя продольными скобами, одна иэ которых примыка" ет к внутренней поверхности спинки, другая расположена со стороны рабочего зазора, и гофры большей высоты выступают над внешней поверхностью спинки и имеют прорези, при этом меж1427486

1 3

Составитель 10.Чернавский

Редактор H.Киштулинец Техред Л.Олийнык КорректоР М.Шароши

Заказ 4860/51 Тираж 666 Подписно е

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ду выступающими частями соседних гофр по окружности установлены дополнительные продольные скобы с поперечными ребрами, входящими в зазоры между витками спинки, и на внешней поверхности дополнительных скоб выполнены шипообразные элементы охлаждения, а на торцах выступы, скрепленные со

5 скобами на боковой поверхности зубцовой зоны.