Магнитопровод ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электро- .машиностроению. Целью изобретения является повышение надежности. Магнитопровод ротора состоит-из ярма I и зубцовой зоны из ленты с пазами 3. Благодаря тому, что с соседними зубцами сопряжена ферромагнитная распорка 5, закрепленная в каждом пазу 3 ленты со стороны ярма, обеспечивается достижение цели. 7 з.п.ф-лы, 8 кл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1427488 А1 (51)4 Н 02 К 1 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 I ) 4112302/24-07 (22) 04.09.86 (46) 30.09.88. Бюл. № 36 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н,А.Морщаков (53) 621 .313.04 (088.8) (56) Патент Франции № 1497420, кл. Н 02 К, 1966.

Авторское свидетельство СССР № 1350758, 1985. (54) МАГНИТОПРОВОД РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электро.машиностроению. Целью изобретения является повышение надежности. Иагнитопровод ротора состоит-из ярма 1 и зубцовой зоны из ленты с пазами 3.

Благодаря тому, что с соседними зубцами сопряжена ферромагнитная распорка 5, закрепленная в каждом пазу 3 ленты со стороны ярма, обеспечивается достижение цели. 7 з.п.ф-лы, 8 ил.

1427488

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам электрических машин, выполненных по малоотходной технологии изготовления, Цель изобретения — повышение на5 дежности ротора.

На фиг, I представлена половина магнитопровода ротора, поперечное сечение ° на фиг.2 — участок магнитопро1

10 вода ротора с выемками в зубцах под расположение распорок; на фиг.3 участок эубцовой зоны с выемками в зубцах и расположением в них распорок корытообразной формы; на фиг ° 4 — раэ- 15

Личные конструктивные варианты распорок; на фиг.5 — участок паза эубцовой эоны с распоркой и приваркой ее к зубцу с каждой стороны в двух местах и одном месте; на фиг.б — распорки с кольцами и места их жесткого соединения между собой (элементы условно представлены в распрямленном виде); на фиг. 7-8 - конструктивные варианты (условно в распрямленном виде) распо- 25 рок с кольцами, выполненных иэ цельной заготовки, и места жесткого крепления распорок.

Магнитопровод ротора электрической машины.(фиг.1) состоит из ярма 1,зубцовой зоны, включающей зубцы 2, пазы

3 и зубцовые перемычки 4 (на фиг ° 1 пазы условно заполнены обмоткой). В каждом пазу 3 со стороны ярма уложены распорки 5, которые жестко скреплены с зубцами при помощи сварки 6. Позицией 7 показано место под расположение вала. Данная конструкция магнитопровода позволяет зубцовые перемычки 4 выполнять с минимальной толщиной, либо вовсе их удалять путем механической обработки по линии 8.

Для более надежного удержания зубцов

2 от радиального перемещения в них выполняются выемки 9 по форме боковых . поверхностей распорок 5 (фиг ° 2,3) °

Распорки могут иметь различную конфигурацию (фиг.4). Распорки - -образной формы и в виде замкнутых контуров могуть применяться для создания устойчивого положения зубца для крупных

50 машин (фиг.3), а остальные конфигурации распорок могут применяться для меньших габаритов с учетом расстояния между зубцами и высотой зубца магнитопровода ротора. Распорки 5

Э между собой могут жестко соединяться путем приварки их к зубцам 2 (фиг,5) по меньшей мере в двух местах, обычно для магнитопроводов повышенных габаритов количество мест сварки может быть и более (на фиг.5 с левой стороны показана распорка 5 с двумя точкамй сварки 6 с каждой стороны распорки, а правая распорка 5 .приварена к каждому зубцу в одной точке 6), например дополнительно еще и в средней части паза (не показано) °

При этом получается монолитная конструкция магнитопровода с надежным креплением зубцов от радиального перемещения, В ряде случаев приварка распорок к зубцам нежелательна (ког- да необходимо сохранить поверхность паза неповрежденной). Для этих целей целесообразно применение ферромагнитных колец 10 и 11, к которым могут быть приварены распорки 5 (фиг.б), при этом распорки с кольцами могут соединяться сваркой при наложении их в стык, либо в нахлест.

Для упрощения технологии сборки распорки с кольцами могут изготавливаться иэ единой заготовки, при этом у каждого кольца 12 и 13 (фиг.7) распорки образованы осевыми выступами и расстояние между ними равно двойному зубцовому делению и имеют все одинаковую длину, либо это расстояние равно зубцовому делению, но при этом смежные распорки одного и того же кольца 14 и 15 (фиг.8) имеют различную длину (1 (1>, 1д (1 ). .Однако распорки обеих колец должны иметь суммарную длину, не превышающую длину магнитопровода ротора.

Жесткое крепление распорок между собой и с кольцами выполняется при помощи сварки, как показано на фиг,7 и 8.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Распорки, плотно установленные в пазы и жестко соединенные между собой, эащемляют зубцы и препятствуют их радиальному перемещению во время вращения ротора. По этой причине зубцовая перемычка может быть минимальной, либо вовсе отсутствовать, при этом зубец надежно удерживается от радиального перемещения, а параметры двигателей существенно улучшаются.

Материал вставки должен быть ферромагнитный, так как при этом он частично выполняет роль ярма ротора.! 427488

Изобретение может быть использовано в роторах электрических машин постоянного и переменного тока. Изготовление магнитопровода производится в следующей последовательности: изготовление зубцовой зоны путем штамповки зубцов в ленте и навивке ее на ребро в пакет; изготовление распорок нужной конфигурации; установка распорок в пазы ротора; жесткое закрепление распорок между собой и с зубцами; заливка пазов беличьей клеткой (для машин постоянного тока обмотка укладывается после вскрытия пазов со стороны рабочего зазора); механическая обработКа внутренней части ротора под ярмо; сочленение зубцовой эоны с ярмом.

Дальнейшие технологические операции соответствуют известным операциям сборки классического ротора.

Изобретение по сравнению с прототипом позволяет увеличить конструктивную жесткость пакета ротора.

Формула изобретения

I Магнитопровод ротора электрической машины, содержащий ярмо и зубцовую зону, навитую из ленты на ребро с предварительно вырубленными в ней пазами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в каждом пазу со стороны ярма закреплена ферромагнитная распорка, сопрягающаяся с боковыми сторонами соседних зубцов и имеющая длину ее менее осевой длины пакета магнитопровода.

2. Магнитопровод по п.I, о т л ич а ю шийся тем, что с каждой с то р о ны з уб ца выполне ны в ыем к и по форме боковых поверхностей распорки.

3. Магнитопровод по пп. и 2, о т— ли ч ающий ся тем, что каждая распорка прикреплена к зубцу посредством сварки по меньшей мере в бдной точке, 4. Магнитопровод по пп.1-3, о т— л и ч а ю шийся тем, что по меньшей мере с одного иэ торцов магнитопровода расположено ферромагнитное кольцо, с которым распорки соединены посредством сварки.

5. Магнитопровод по п.4, о т л ич а ю шийся тем, что распорки образованы осевыми выступами ферромагнитного кольца и соединены с противолежащим ферромагнитным кольцом, 1

6. Магнитопровод по п.5, о т л ич а ю шийся тем, что распорки образованы осевыми выступами противолежащих колец, при этом расстояние

25 между выступами каждого кольца равно двойному эубцовому делению.

7. Магнитопровод по п.l, о т л ич а ю шийся тем, что распорки образованы осевыми выступами проти30 волежащих колец, при этом расстояние между выступами каждого кольца равно зубцовому делению, противолежащие выступы соединены между собой в пазу посредством сварки и имеют различную длину при этом суммарная длина соединенных между собой выступов не превышает осевой длины пакета магнитопровода.

8. Магнитопровод по пп.6 и 7, о т"

40 л и ч а ю шийся тем, что распорки соединены с кольцами при помощи сварки по меньшей мере в трех равноудаленных одна от другой в тангенциальном направлении точках.

1427488

5

lPue. 3

Фиг. 2 ъ

Clue. Ф

Фиг. 5 а

6 11

1-427488

Фиг, 7

Составитель В.Петри

Редактор Н.Киштулинец Техред Л.Олийнык Корректор M,Øàðoøè

Заказ 4860/51

Тираж 666

Подписное

ВНЕ111И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

)13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4