Двухдвигательный электропривод для рудничной подъемной установки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано ЛЯС It ад., жт 3 3 в электроприводах рудничных подьемных установок. Целью изобретения является повьшение надежности за счет увеличения перегрузочной способности электродвигателей. Электропривод содержит два асинхронных электродвигателя 1 и 2 с фазными роторами, в цепи роторов которых включены многоступенчатые резисторы 3, ступени которых шунтированы замыкающими контактами 4 контакторов включения ступеней указанных резисторов, два контактора направления вращения с катушк ами 5, 6 и замыкающими контактами 7, 8, соединенными между собой по реверсивной схеме, первый контактор включения § с катушкой 9 и за «кающим контактом 10, второй контактор включения с ка- ( 17 ю сд со 4 iSH J Г-1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУ БЛИН
„,SU„„14275 4 А1 (5п 4 Н 02 P 1/54
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«Э
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
))О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3977450/24-07
1 (22) 25. 11 . 85 (46) 30. 09. 88. Бюл. У 36 (71) Донецкий политехнический институт (72} И.И. Коваленко, В.И. Чернышев и О.И. Коваленко (53) 621. 316. 717 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р )144!82, кл. Н 02 P 7/74, 1983.
Винославский В.Н. и др. Автоматизация производственных процессов угольных шахт. Киев: Техника, 1964, с. 203-211, рис. ))6. (54) ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ДЛЯ РУДНИЧНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано
Р 6 С в. злектроприводах рудничных подъемных установок. Целью изобретения является повышение надежности за счет увеличения перегрузочной способности электродвигателей. Электропривод содержит два асинхронных электродвигателя 1 и 2 с фазными роторами, в цепи роторов которых включены много" ступенчатые резисторы 3, ступени которых шунтированы замыкающими контактами 4 контакторов включения ступеней указанных резисторов, два контактора направления вращения с катушками
5, 6 и замыкающими контактами 7, 8, соединенными между собой по реверсив » ной схеме, первый контактор включения @ с катушкой 9 и замыкаюш ям контактом
10, второй контактор включения с ка1427534 тушкой 11 и замыкающим контактом 12, трансформатор тока 13, два трансформатора напряжения 14 и 15, резистор
l6, регулировочный резистор 1 7, конденсатор 18, диоды 19-21, транзисто:ры 22, 23, реле активного тока с обмоткой 24 и замыкающим контактом
25, командоаппарат. Электропривод рудничной подъемной установки при вращающем усилии ниже выбранной ве" личины отключает от сети до конца рабочего цикла один двигатель, в ре" зультате чего снижаются активные потери в обмотках двигателей, расход реактивной энергии, затрачиваемой на создание магнитных потоков в .асин,хронных двигателях, повышается коэф"
:фициент мощности — один из важнейших экономических показателей привода пе1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах рудничных подъемных установок.
Целью изобретения является новы- 5 шение надежности путем увеличения перегрузочной способности электродвигателей.
На чертеже изображена принципиальная схема электропривода., Злектропривод содержит два асинхронных электродвигателя 1 и 2 с фаэными роторами, в цепи роторов которых включены многоступенчатые резисторы 3, ступени которых шунтированы
15 замыкающими контактами 4 контакторов включения ступеней укаэанных резисторов; два контактора направления вращения с катушками 5, 6 и замыкающими .контактами 7, 8, соединенными между собой по реверсивной схеме, первый контактор включения с катушкой 9 и замыкающими контактами 10, второй контактор включения с катушкой 11 и замыкающими контактами 12; трансфор25 матор 13 тока, два трансформатора
14 и 15 напряжения, резистор 16, регулировочный резистор 17, конденсатор 18, три диода 19-21 два транзистора 22, 23, реле активного тока ЗО с обмоткой 24 и замыкающим контактом ременного тока. Вращающийся до конца рабочего цикла отключенный двигатель интенсивно охлаждается, .так как теплоотдача вращающегося двигателя в
4-5 раэ больше, чем в его статическом положении. Улучшение охлаждения двигателей позволяет повысить нагрузку, т.е, повышается перегрузочная способность, что позволяет снизить установленную мощность двигателей рудничной подъемной установки. В устройстве происходит только одновременное включение двух двигателей 1 и 2, а отключаются двигатели в процессе цикла по одному, в результате чего улучшается коммутация в контакторах, повышается надежность и экономичность рудничной подъемной установки. 1 ил.
25, командоаппарат 26 с четырьмя вы", водами 27-30„ каждый из контакторов направления вращения снабжен четвертым и пятым замыкающими контактами
31, 32 и 33, 34 и размыкающим контактом 35 и 36 соответственно, контактор выключения последней ступени пусковых резисторов .снабжен размы" кающим контактом 37, при этом каждый замыкающий контакт 10, 12 одного из контакторов включения одним выводом соединен с фазным выводом соответствующего асинхронного двигателя 1, 2, а другим — с одной из общих точек разноименных замыкающих контактов
7, 8 контакторов направления. вращения, первичные обмотки трансформатора 13 тока и первого трансформатора 14 напряжения служат для включения s фазу сети, не изменяющуюся при реверсировании, вторичная обмотка первого трансформатора 14 напряжения подключена одним выводом через первый диод
19 к эмиттерам транзисторов 22, 23 и к катодам второго 20 и третьего 21 диодов, аноды которых соединены с коллекторами соответствующих транзисторов 22, 23, базы которых соединены с другим выводом вторичной обмотки первого трансформатора 14 напряжения, анод второго диода 20 через обмотку з 142 реле 24, шунтированную конденсатором
l8, подключен к одному выводу резистора 16 и одному выводу вторичной обмотки второго трансформатора 15 напряжения, другой вывод которой подключен к другому выводу резистора 16 и через регулировочный резистор 17 соединен с анодом третьего диода 21, первичная обмотка второго трансформатора 15 напряжения подключена к выводам вторичной обмотки трансформатора 13 тока, одни выводы катушек 9, I! контакторов включения каждого, двигателя соединены между собой через параллельно включенные размыкающий контакт 37 контактора выключения последней ступени пусковых резисторов и замыкающий контакт 25 реле активного тока и с одними выводами соответствующих катушек контакторов направления вращения, которые через размыкающие контакты 35, 36 противоположных контакторов направления объединены и снабжены зажимом для подключения к источнику питания другие выводы катушек 5, 6 контакторов направления вращения соединены с первым 27 и вторым 28 выводами командоаппарата 26 и — через соответствующие замыкающие контакты 31, .33 своих.контакторов— с общей точкой соединения других выводов катушек 9, 11 контакторов включения двигателей; третий 29 и четвертъй 30 выводы командоаппарата 26 объ единены между собой и .соединены с одними выводами замыкающих контактов
32, 34 контакторов направления вращения и одним выводом размыкающего.контакта 38 реле дуговой блокировки, другие выводы которых объединены и снабжены зажимом для подключения к источнику питания.
Электропривод работает следующим образом.
Пуск осуществляется переключением. ручки командоаппарата 26 в одно из крайних положений, при этом замыкаются между собой выводы 27 и 29 или
28 и 30.
При пуске в направлении вперед замыкаются выводы 27, 29 командоаппарата 26 и катушка 5 контактора направления вперед получает питание через размыкающий контакт 38 реле дуговой блокировки, замкнутые выводы
27, 29 командоаппарата 26 и размыкающий контакт 36 контактора направления назад. Контактор направления впе7534 ред срабатывает, замыкает силовые контакты 7, эамыкаюшим контактом 32 шунтирует контакт 38 реле дуговой
5 блокировки, замыкаюшим контактом 31 подает питание на катушки 9„11 контакторов включения двигателей и контактом 35 размыкает цепь питания катушки контактора противоположного направления. Контакторы включения двигателей срабатывают, замыкая контакты 8 и 10, включают электродвига" тели 1 и 2, начинается разгон подъемной установки в направлении вперер.
Движущие усилия и мощность подъемной установки изменяются в течение подъемного цикла. В период ускорения они превышают по величине усилия в период равномерного хода в 1,8—
3,2 раза. Суммарная мощность двухдвигательного привода подъемной установки выбирается такой, чтобы пуск обеспечивался .с допустимой перегрузкой, при этом в период равномерного
26 хода и дотягивания нагрузка на двигатели составляет 0,2 — 0,8 от номинальной.
Вращающий момент асинхронного двигателя пропорционален активной составляющей тока нагрузки. Уставка срабатывания реле 24 активного тока выбирается изменением величины сопро" тивления регулировочного резистора
17. После завершения разгона .подъемной установки контактор выключения последней ступени пусковых резисторов размыкает контакт 37. При снижении вращающего усилия ниже выбранной величины реле 24 активного тока от"
40, ключается и своим контактом 25 раз рывает цепь питания катушки 1! контактора включения двигателя 2. Силовые контакты 12 размыкаются и двигатель 2 отключается от сети. Отключен45 ный двигатель 2 вращается вместе с редуктором подъемной установки до конца цикла работы, что способствует
его интенсивному охлаждению.
При пуске в направлении назад замыкаются выводы 28, 30 командоаппарата 26 и катушка 6 контактора направ" ления назад получает питание через размыкающий контакт 38 реле дуговой блокировки, замкнутые выводы 28, 30 командоанпарата 26 и размыкающий контакт 35 контактора направления вперед. Контактор направления назад ñðàбатывает, замыкает силовые контакты
8, замыкающим контактом 34 шунтирует
1427534 контакт 38,реле дуговой блокировки, замыкающим контактом 33. подает питание на катушки 9, 11 контакторов включения двигателей и контактом
Зб размыкает цепь питания катушки
5 контактора противоположного направления. Контакторы включения двигателей срабатывают, замыкая контакты 8 и 10, йключают элек тродвиг атели 1 и 2, начинается разгон подъемной установки в направлении назад. После завершения разгона подьемной установки размыкается контакт 37 контактора выключения последней ступени пусковых резисторов и при снижении вращающегося усилия ниже установленной величины реле 24 активного тока контактом 25 разрывает цепь питания катушки 9 конс тактора включения двигателя 1, который .отключается от. сети и вращается вместе с редуктором подьемной уста" новки до конца цикла работы, интенсивно охлаждаясь.
Формула из обретения
Двухдвигательный электропривод для рудничной подъемной установки, содер- 3О жащий асинхроннь|е электродвигатели с фазными роторами, в цепи роторов
Которых включены многоступенчатые резисторы, ступени которых шунтированы замыкающими контактами контакторов выключения ступеней резисторов, два контактора направления вращения, замыкающие контакты которых соединены
Между собой по реверсивной схеме, контактор включения с замыкающими контактами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности за счет .увеличения перегрузочной способности электродвигателей, в него введены второй контактор включения с замыкающими контактами, трансформатор тока, два трансформатора напряжения, резистор, регулировочный резистор, конденсатор, три диода, два транзистора, реле активного тока с замыкающим контактом, командоаппарат с четырьмя выводами, контакторы направления вращения снабжены четвертым и пятым замыкающими и одним раэмыкающим контактами каждый, контактор выключения"последней ступени пус- 5-" ковых резисторов снабжен.размыкающим контактом, при этом каждый замыкающий контакт одного из контакторов включения одним выводом соединен с фазным выводом соответствующего асинхронно- . го двигателя, а другим выводом - с одной из общих точек разноименных замыкающих контактов контакторов направления вращения, первичные обмот-. ки трансформатора тока и первого трансформатора напряжения служат для включения в фазу сети, не изменяющу-. юся при реверсировании, вторичная обмотка первого трансформатора- напряжения включена одним выводом через первый диод к эмиттерам транзисторов и к катодам второго и третьего диодов, аноды .которых соединены с коллекторами соответствующих транзисторов, ба-. зы которых соединены с другим выводом вторичной обмотки первого трансформатора напряжения, анод второго диода через обмотку реле, шунтированную конденсатором, подключен к одному выводу резистора и к одному выводу вторичной обмотки второго трансформато-, ра напряжения, другой вывод которой подключен к другому выводу резистора и через регулировочный резистор соединен с анодом третьего диода, первичная бмотка второго трансформатора напряжения подключена к выводам вторичной обмотки трансформатора тока, одни выводы катушек контакторов включения каждого двигателя соедине-, ны между собой через параллельно . включенные размыкающий контакт контактора последней ступени пусковых резисторов и замыкающий контакт реле активного тока и с одними выводами соответствующих катушек контакторов направления вращения, которые через размыкающие контакты противоположных контакторов направления вращения объединены и снабжены зажимом для подключения к источнику питания, другие выводы катушек контакторов на» правления вращения соединены с первым и вторым выводами командоаппарата и — через соответствующие замыкающие контакты своих контакторов - с общей точкой соединения других выводов катушек контакторов включения двигателей, третий и четвертый выводы командоаппарата объединены между собой и соединены с одними выводами замыкающих контактов контакторав направления вращения, другие выводы которых объединены и снабжены зажимом для подключения к источнику питания.