Проекционный путепрокладчик

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42с, 39и

М 142779

СССР

ГСЕСОЮЗИ. Я ф

1 ГпТЕ!; г Э

1г Лв(«.),. . д

Бп Б "ЫТГf д

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подткна,ч группа Л6 1б5

А. Д. Кузнецов, А. А. Якушенков, Б. А. Гребенщиков, В. Я. Ходырев и В. Д. Чижиков

ПРОЕКЦИОННЪ|Й ПУТЕПРОКЛАДЧИК

Заявлено 10 декабря 1960 г. за Хо 689055/40 — 23 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ЛЬ 22 за 1961 г.

Предметом изобретения является проекционный путепрокладчик для графической индикации на навигационной карте пути, пройденного судном, содержащий устройство графической записи пути, синхронно связанное через узел масштабной трансформации с навигационным автоматом счисления.

Особенность предлагаемого путеукладчика, состоит в том, что в нем обеспечивается одновременное выполнение на карте графических расчетов, а также уменьшение габаритов и веса прибора, для чего в нем применены малогабаритный планшет с микропленкой и каретки, несущие резец графической записи пути, перемещение которого оставляет на микропленке след, проектируемый в виде световой тени на карту с помощью проекционно-увеличительного устройства.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема проекционного путепрокладчика; на фиг. 2 — блок-схема путепрокладчика.

Проекционно-увеличительное устройство 1 путепрокладчика состоит из лампы освещения 2, конденсатора 8, широкоугольного короткофокусного объектива 4 и планшета 5. Путепрокладчик устанавливается над штурманским столом на передней переборке (или на подволоке) штурманской pyáêè судна.

Планшет 5 представляет собой горизонтально расположенную металлическую рамку, по краям которой перемещаются две взаимносвязанные между собой каретки б и 7. Каретки связаны между собой таким образом, что обеспечивают возвратно-поступательное движение специальной иглы 8, закрепленной на одной из кареток, по двум взаимно-перпендикулярным осям.

Перемещение кареток осуществляется с помощью сельсиновприемников 9 и 10 самосинхронизирующейся синхронной передачи, которые связаны с ними механическими передачами зубчатыми или червячными) .

¹ 142779

Сельсин-приемник 9 каретки б электрически связан с сельсиномдатчиком разности широт, а сельсин-приемник 10 каретки 7 — с сельсином-датчиком отшествия, Сельсины-датчики находятся в масштабном узле путепрокладчика, предназначенном для выработки необходимого масштаба, соответствующего масштабу карты, на которой ведется прокладка.

Игла 8 может перемещаться по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, скользя своим заостренным концом по поверхности специальной прозрачной пленки 11, заложенной в рамку планшета. При движении игла будет оставлять на поверхности пленки след в виде тонкой царапины. Нажим иглы на поверхность пленки, а следовательно, и толщина оставляемого ею следа может регулироваться с помощью микрометрического винта (на чертеже не изображен).

Рукоятки 12 и 18 служат для начальной установки и корректировки местоположения острия иглы на пленке.

Для предотвращения поломки и заклинивания кареток должно быть предусмотрено автоматическое обесточивание обмоток возбуждения сельсинов-приемников с помощью разрывных контактов, при перемещениях кареток в крайние положения.

Перед включением путепрокладчика производится установка рукояток масштаба в масштабном узле в определенные положения, зависящие от масштаба путевой карты, широты, „, главной параллели, для которой эта карта рассчитана, и начальной широты qp места.

Включается освещение путепрокладчика и проверяется резкость изображения конца иглы на карте. В случае необходимости изображение фокусируется с помощью объектива. Затем проверяется согласование положения кареток б и 7 с координатами судна в данный момент (по изображению конца иглы на карте). Установка и корректировка координат производится или вручную рукоятками 12 и 18, или с по мощью специального полуавтоматического устройства, состоящего пз электродвигателя, связанного с ним через одноступенчатый редуктор сельсина-датчика и переключателей.

Работа путепрокладчика происходит следующим образом. При движении судна датчики составляющих пройденного расстояния па меридиану (Sn,) и параллели ($, „)в навигационном автомате счисления (если путепрокладчик работает в комплекте с ним), или в какомлибо другом устройстве для получения составляющих, начинают вращаться пропорционально скорости и направлению движения судна.

Полученные приращения пройденного расстояния Л5,, непрерывно поступают в масштабный узел (фиг. 2), где претерпевают масштабную трансформацию, соответствующую масштабу карты, на которой ведется прокладка, согласно уравнениям: дЬ,, Sn — s gg Л 1т (дЯ, So — ) у где S,, и S — составляющие пройденного расстояния в масштабе карты;

t — время действия путепрокладчика; № 142779

M> — масштаб карты, соответствующий местонахождению судна (текущий масштаб).

Известно, что на картах в меркаторской проекции масштаб карты изменяется с изменением широты места по формуле:

М„8ес<р т

Мт = М„., вес рт =sec y,,.

М,„., — масштаб по экватору (экваториальный);

M,, — масштаб главной параллели карты; у,, и уг — широты главной параллели и места судна, соответственно.

В результате на выходе масштабного узла получаются значения приращений составляющих пройденного расстояния по меридиану и параллели в масштабе данной карты в виде механического вращения сельсинов-датчиков разности широт и отшествия.

Синхронно с этими датчиками будут вращаться сельсины-приемники кареток, которые при своем движении будут перемещать иглу 8 по поверхности пленки.

При этом место судна на пленке в данный момент будет опреде ляться концом вектора S;" пройденного, расстояния в масштабе карты (с учетом величины уменьшения масштаба в соответствии с размерами кадра пленки), получаемого в результате сложения двух составляющих векторов Ял, и 5, и умножения на коэффициент уменьшения

1 масштаба —, согласно формуле: с

Изображение конца иглы на карте и след в виде тонкой теневой линии, оставляемый ею при движении, будут изображать счислимое место судна в данный момент и пройденный им путь:

При смене карты достаточно передвинуть пленку на один кадр и согласовать изображение конца иглы на карте с начальным местоположением судна с помощью полуавтоматического устройства для установки координат или вручную с помощью рукояток 12 и 18.

Для обеспечения возможности в любое время восстановить картину плавания судна на той или иной карте необходимо, чтобы кадры пленки имели порядковую нумерацию, а на каждой новой карте должен ставиться соответствующий номер кадра.

Если новая карта имеет другой масштаб, то необходимо также соответствующим образом изменить масштаб в масштабном узле.

Описываемый проекционный путепрокладчик позволит заменить громоздкий и дорогостоящий прокладочный стол(планшет) существующих автопрокладчиков, в комплексе с навигационным автоматом счисления обеспечит автоматизацию графической индикации счисления.

Предмет изобретения

Проекционный путепрокладчик для графической индикации на навигационной карте пути, пройденного судном, содержащий устройство графической записи пути, синхронно связанное через узел масштабной трансформации с навигационным автоматом счисления, о тл и ч а ю¹ 142779 шийся тем, что, для уменьшения габарита и веса прибора и обеспечения одновременного выполнения на карте графических расчетов, в нем применены малогабаритный планшет с микропленкой и каретки, несущие резец графической записи пути, перемещение которого оставляет на микропленке след, проектируемый в виде световой тени на карту с помощью проекционно-увеличительного устройства. № 142779

Редактор В. Е. Гридчин

Техред А. А. Камышникова Корректор И. А. Шпынева

Типография ЦБТИ, Москва, Петровка, 14.

Составитель И. М. Дубинский

Подл. к печ. 12.IV-62 г. формат бум. 700 108 /, Зак. 722 Тираж 500

ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при

Москва, Центр, М. Черкасский пер., у/ 1

i i ( у/

Объем 0,44 изд л.

Цена 4 коп.

Совете Министров СССР д. 2/6.