Устройство для обучения операторов систем передачи информации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение отнрсится к области учебных моделей и может найти применение при организации обучения технического персонала методам эксплуатации линейных трактов ДСП. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство представляет собой стенд, состоящий из генератора 1 (испытательного сигнала), имитаторов 3, 6, 9, 11 ; участков кабельной линии, блокэв 20, 21 окончания линейного тракта и линейных регенераторов 4, 10, через которые пропускается испытательньй сигнал коммутатора 14 для наблюдения осциллограмм сигнала в различных точках стенда на экране блока 15 предъявления учебной информации, а также блока 16 задания производственных ситуаций, пульта 17 управления и информационного табло 18. Устройст-„ во позволяет моделировать ряд пов- SS реждений линии связи с контролем действий оператора преподавателем. 1 ил. СЛ

СОЮЗ СОВЕТСНИК

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5п 4 G. 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4115860/? 4-24 (22} 27.06.86 (46) 07.10.88. Бюл. N- 37 (72) Г.А.Абрамов, Г.В.Гитлиц, С.Г.Муратов и Y.M.Ïòè÷íèêîâ (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1211799, кл. С 09 .В 9/00, 1984.

Вестник связи, 1985, 1 8, с. 27-29. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ ПЕРЕДАЧИ ИИ@ОРМАПИИ (57) Изобретение относится к области учебных моделей и может найти применение при организации обучения технического персонала методам эксплуатации линейных трактов ЦСП. Цель изобретения — расширение дидактичес,Л0» 1429152 А 1 ких возможностей устройства. Устройство представляет собой стенд, состояп ий из генератора 1 (испытательного сигнала), имитаторов 3, 6, 9, 1 1 участков кабельной линии, блоков 20, 21 окончания линейного тракта и линейных регенераторов 4, 10, через которые пропускается испытательный сигнал коммутатора 14 для наблюдения осциллограмм сигнала в различных точках стенда на экране блока 15 предъявления учебной информации, а также блока 16 задания производственных ситуаций, пульта 17 управления и информационного табло 18. Устройство позволяет моделировать ряд пов- Ж реждений линии связи с контролем дей- у ствий оператора преподавателем. 1 ил. %/б

1429152

Изобретение относится к области учебных моделей, тренажеров и может найти применение при организации обучения технического персонала ме5 тодам эксплуатации линейных трактов многоканальных цифровых систем передачи информации.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения возможности моделирования ряда повреждений линии и обеспечения воэможности проверки преподавателем действий обучающегося. 15

На чертеже показана структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит последовательно соединенные генератор 1 (испытательного сигнала), передатчик 2, ими- 20 татор 3 участка колебаний линии, выход которого подключен к входу линейного регенератора 4, входящего в состав промежуточной станции 5, имитатор 6 установки кабельной линии, 25 приемник 7, передатчик 8, имитатор 9

Ф участка кабельной линии, линейный регенератор 10, имитатор 11 участка кабельной линии, приемник 12, элемент

13 нагрузки, коммутатор 14, блок 15 3(j предъявления учебной информации, блок- 16 задания производственных ситуаций, пульт 17 управления, информационное табло 18, пульт 19 преподавателя, блоки 20 и 21 окончания линейного тракта.

Устройство работает следующим образом.

Генератор 1 формирует псевдослучайную импульсную последовательность. 40

Период такой последовательности равен 127 тактовым интервалам, причем в составе испытательного сигнала присутствуют все комбинации нулей и единиц, которые могут быть в группо- 45 вом линейном сигнале. Амплитуда, форма и временные соотношения испыта..тельного сигнала также полностью совпадают с аналогичными параметрами линейного сигнала. Поэтому прохождение испытательного сигнала через входящие в состав стенда блоки реальной аппаратуры и имитаторы 3, 6, 9 и 11 участков кабельной линии, представляющие собой искусственные линии, величина и характеристика затухания которых в полосе частот группового линейного сигнала с достаточной степенью точности совпадают с характеристиками линейного кабеля, полностью имитируют прохождение группового линейного сигнала через ряд регенерационных участков линии связи, уплотненной цифровой системой передачи.

Испытательный сигнал с выхода генератора 1 поступает на передатчик 2, блок 20 и далее через блок 16 на имитаторы 3 и 6, регенератор 4, приемник 7, передатчик 8, имитаторы 9 и

11, регенератор 10, приемник 12 и элемент 13 нагрузки. В случае отсутствия "команд вводы нВход сигнала" и соответствующий ему нВыход сигналан соединены между собой и испытательный сигнал проходит через блок 16 без искажений. Наблюдение испытательного сигнала учащимися в разных точках стенда производится при помощи электронного осциллографа блока 15. Каждая из контрольных точек, выведенных на блоки 20 и 21 и регенераторы 4 и 10 (общее число этих точек достигает 40) соединяется с соответствующим входным гнездом коммутатора 14, который осуществляет поочередное подключение укаэанных контрольных точек к входу блока 15. Наблюдаемые на экране блока 15 осциллограммы напряжений в различных точках стенда сравниваются с эталонными, что позволяет учащимся сделать выводы о состоянии проверяемых узлов.

Для имитации производственных ситуаций преподаватель с пульта 19 подает команды путем производства переключений на пульте 17. Прохождение команд подтверждается включением соответствующих индикаторов на табло

18. Команды вызывают следующие переключения в блоке 16: обрыв одного провода соединительной линии, обрыв двух проводов соединительной линии, увеличение затухания в одном из проводов (асимметрию соединительной линии), увеличение затухания соединительной линии в целом, замыкание на землю одного из проводов; короткое замыкание пары проводов соединительной линии.

Учащиеся при помощи блока 15, а также приборов и индикаторов на ячейках, входящих в блоки 20 и 21, 1429152 обнаруживают неисправность и локализуют ее.

Все переключения, производимые преподавателем, отражаются на табло .5

18 в виде зажигания соответствующих светодиодов на мнемосхеме-таблице возможных повреждений. Информация, отображенная на табло 18, позволяет исключить ошибочную оценку преподавателем промоделированной ситуации.

Коммутатор 14 представляет собой асинхронное переключающее устройство с ручным управлением, выполненное на базе серийно выпускаемых клавишных или кнопочных переключателей.

Возможен вариант выполнения коммутатора 14 в виде коммутационного поля, на котором устанавливаются гнезда для подключения к ним штеккера, соединенного с входом блока 15.

Переключение коммутатора 14 производится учащимся в соответствии с программой лабораторной работы.

Ключи блока 16 реализуются на 25 базе логических элементов 2 И-НЕ.

Ключи блока 16 служат для коммутации цифрового сигнала со стандартными уровнями "0" и "1" ТТЛ, составляющими

0,4 и 2,4В, поэтому сами ключи иска- gp жений в сигнал не вносят ° Резисторы блока 16 служат для создания допол. нительного затухания в цепи передачи цифрового сигнала в случае запирания ключа блока 16. Это дополнительное затухание имитирует увеличение затухания моделируемой линии передачи цифровой информации. Включение резистора вызывает искажения цифрового сигнала в виде уменьшения era ампли- 40 туды, соответствующее искажениям, возникающим при некоторых аварийных ситуациях, связанных с повреждением линейно-кабельных сооружений.

Коммутатор 14 и блок 15- служат для 45 наблюдения осциллограмм и измерения основных параметров сигнала в контрольных точках стенда.

Табло 18 служит только для контроля и подтверждения команд, поступающих с пульта 17 на блок 16. Команда подается нажатием одной из клавиш на пульте 17, если команда исполняется, то на табло 18 зажигается соответствующий светодиодный индикатоР, после чего учащийся при помощи комму татора 14 и блока 15 может приступать в поиску имитируемой неисправности линейного TpHKTG °

Изобретение позволяет ускорить процесс обучения технического персонала приемам эксплуатации, контроля и ремонта оборудования линейчого тракта ЦСП. Опыт эксплуатации макета стенда показывает, что учебный процесс может быть в значительной степени интенсифицирован °

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов систем передачи информации, содержащее генератор, синхровыход которого соединен с соответствующим входом блока предъявления учебной информации, а информационные выходы — с соответствующими входами первого передатчика, контрольный выход которого подключен к первому входу коммутатора, первый имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствующи»и входами первого линейного регенератора, контрольный выход которого подключен к второму входу коммутатора, второй имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствующими входами первого приемника, информационные выходы которого подключены к соответствующим входам второго передатчика, контрольный выход которого соединен с третьим входом коммутатора, выход которого подключен к информационному входу блока предъявления учебной информации, третий имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствующими входами второго линейного регенератора, контрольный выход которого подключен к четвертому входу коммутатора, второй приемник, входы которого соединены с соответствующими выходами четвертого имитатора участка кабельной линии, а выходы — с соответствующими входами элемента нагрузки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены пульт управления, информационное табло и блок задания производственных ситуаций, контрольные входы которого соединены с соответствующими входами информационого табло, управляющие входы — с соответствующими выходами пульта управления, первьп», второй, третий, четвертый, пятьп», шестой, седьмой и восьмой сигнальные входы — соответ1429152

Составитель А. Карлов

Техред А.Кравчук

Корректор М, Лемчик

Редактор A.Âîðîâè÷

Заказ 5129/47 ТИраж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ственно с первым и вторым информационными выходами первого передатчика, первым и вторым информационными выходами первого линейного регенератора, первым и вторым информацион5 ными выходами второго передатчика и с первым и вторым информационными выходами второго линейного регенератора, а первый, второй, третий, чет-. вертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой сигнальные выходы — с первым и вторым входами первого, второго, третьего и четвертого имитаторов участка кабельной линии соответственно, пятый и шестой входы коммутатора подключены к контрольным выходам соответственно первого и второго приемников.