Уплотнение подшипникового узла взрывозащищенной электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения заключается в упрощении конструкции и экономии цветного металла при повышении надежности. Уплотнение подшипникового узла взрывозащищенной электрической машины содержит набор уплотнительных колец, образующих с другими элементами щелевые сопряжения В, и торговую крышку 5, прикрепленную к основаш-по уплотнения. Благодаря тому, что торцовая крышка с основанием уплотнения образует вэры-S вонепроницаемое щелевое сопряжение, аналогичное указанным, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК 0 .1 Н 02 К 5/136
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ, 21 ) 41 24485/24-07 (22) 23.09.86 (46) 07.10.88. Бюл. И- 37 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (72) Н.Н. Конохов., А.И. Гескин, Е.В. Останькович, Л.A. Збарский, 10.В, Поршнев и Н.П. Власенко (53) 613 ° 313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1067565, кл. Н 02 К 5/136, 1984.
Авторское свидетельство СССР
И- 555510, кл. Н 02 К 5/136, 1977.
° Ж» 142В229 А 1 (54) УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА
ВЗРЫВОЗАЩ1811ЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения заключается в упрощении конструкции и экономии цветного металла при повышении надежности. Уплотнение подшипникового узла взрывозащищенной электрической машины соцержит набор уплотнительнъи колец, образующих с другими элементами щслевые сопряжения 8, и торцовую крышку 5, прикрепленную к основанию уплотнения.
Благодаря тому, что торцовая крьппка с основанием уплотнения образует взры-Я вонепроннцаемое щелевое сопряжение, аналогичное укаэанным, обеспечивается %УФ достижение поставленной цели, 1 з.п. ( ф-лы, 3 ил.
1429229
Изобретение относится к электрома шиностроению и касается взрывозащищенных электрических машин с видом взрывозащиты . взрывонепроницаемая оболочка".
Цель изобретения — упрощение конструкции и экономия цветного металла уплотйительных колец при одновремен1 ,:ном повышении надежности, IG
На фиг. 1 представлено уплотнение
,без подпружинивання колец для верти,кального исполнения электрической машины, продольный разрез; на фиг.2—
; то же, с облегченными и подпружинен, ными кольцами для электрической машины в горизонтальном исполнении, на фиг. 3 - устройство для подпружи:нивания колец.
Взрывонепроницаемое уплотнение, состоит из уплотняющих плоских ко лец 1 и 2, установленных в расточке
3 корпуса 4 уплотнения, торцовой крышки 5, запирающей кольца в осевом направлении в указанной расточке 25 основания, и вша б ротора электрической машины. Крышка 5 имеет осевой выступ, внешний диаметр и осевая длина которого равны внешнему диаметру и толщине плоского кольца l или 2. Крышка крепится к основанию болтами 7. Между кольцами l и 2, осевым выступом крышки 5 и остальными элементами уплотнения с помощью взрывозащитных поверхностей, обозначенных на фиг. 1-3 утолщенными линиями, 35 образованы взрывонепроницаемые щелевые сопряжения 8. Кольца 1 и 2 и выступ крышки 5 могут иметь внутрен.-. ние полости 9, открытые со !стороны диаметральных поверхностей, не образующих взрывонепроницаемых сопряжений (фиг. 2). Для горизонтально го исполнения электрической машины кольца 1 подпружиниваются крышкой 5 т5 с помощью пружинных элементов 9, установленных между крышкой 5 и специальной тарельчатой шайбой 10 (фиг.2 и 3). Кольцевая тарельчатая шайба 10 устанавливается под болты так„ что наружный ее край 11 упирается в торец основания, а дно шайбы — в головки 12 болтов 7.
Уплотнение работает следующим образом.
Осевой выступ крышки 5, образую55 щий диаметральное взрывонепроницаемое сопряжение только с неподвижным корпусом 4, неподвижен относительно этого корпуса. Это позволяет не только упростить уплотнение за счет уменьшения числа подвижных колец с трех до двух, но и изготовить неподвижный выступ не из цветного сплава, а из материала крьппки 5 — из чугуна нли стали. При этом нагрев и искрение между осевым выступом и корпусом 4 исключаются благодаря их взаимной неподвижности, а между подвижными кольцами 1 и 2 и неподвижным выступом — благодаря тому, что они образуют антифрикционную пару типа сталь (чугун) — бронза.
Таким образом, два кольца 1 и 2, которые как и прежде сопрягаются по диаметральным взрывозащитным поверхностям с подвижным валом б, изготавливаются из- цветного сплава, а осевой выступ крьппки 5 — из стали или чугуна. При применении уплотнения в электрических машинах горизонтального исполнения подвижные кольца 1 и
2 как и прежде предлагается подпружинивать для исключения постоянного их контакта с вращающимся валом и связанного с этим износа колец (фиг,2 и 3).
Узел подпружинивания в предлагаемом уплотнении усовершенствован.
Пружинные элементы отделены от непосредственных элементов уплотнения— колец и вынесены за пределы узла.Благодаря тому, что пружинные элементы теперь установлены между двумя неподвижными деталями — крьппкой 5 и тарельчатой шайбой 10, искривление и. перекосы пружин полностью исключаются,, Вследствие этого исключается возможность задиров пружинами крайнего кольца уплотнения. Устраняется недостаток, связанный с неравномерным и точечным нажатием пружин на крайнее кольцо, так как в предлагаемом уплотнении усилие нажатия передается через крышку 5, действуя, таким образом, по всей плоскости контакта между подпружинивающим 1 и подпружиниваемыми 2, кольцами, что влияет на повышение надежности уплотнения и электрической машины. В предлагаемом уплотнении все кольца 1 и 2, как и в известном, выполняют облегченными, с внутренними полостями, без ущерба для взрывозащитных свойств уплотнения (фиг. 2).
Таким образом, технико-экономическая эффективность изобретения заклю1429229 чается в упрощении конструкции, уплотнения экономии цветного металла и повышении надежности уплотнения.
Формула и з обретения
1. Уплотнение подшипникового узла взрывозащищенной электрической машины, содержащее набор плоских не соединенных между собой уплотнительных колец, установленных в кольцевой расточке основания уплотнения на валу электрической машины и образующих между собой и указанными элементами узла взрывонепроницаемые щелевые сопряжения, торцовую крьппку с кольцевым осевым выступом и болты, крепящие торцовую крышку к основанию уплотнения, о т л и ч а ю— щ е е с я . тем, что, с целью упрощения конструкции и экономии цветного металла уплотнительных колец при одновременном повышении надежности, внешний диаметр и осевая длина кольцевого выступа торцовой крышки рав5 ны внешнему диаметру и толщине уплотнительного кольца, так что кольцевой выступ крышки и основание уплотнения образуют взрывонепроницаемое щеле1О вое сопряжение, аналогичное указанНЫМ.
2. Уплотнение по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что под головками болтов установлена кольцевая тарельчая шайба, внешний край которой упирается в торец основания уплотнения, а внутренний контактирует с торцовой крышкой, при этом концентрично болтам размещены упругие элемен2р ты,.одним концом упирающиеся в дно шайбы, а другим — в торцовую крышку., !
1429229
Корректор В. Гирняк
Подписное
Тираж 666
ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Козориз
Заказ 5137/51
Составитель В ° Петри
Техред Л.Олийнык