Двигатель внутреннего сгорания со струйным охлаждением поршней
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить долговечность двигателя. Поршень связан с коленчатым валом при помощи шатуна 4, нижняя головка которого опирается на шатунную шейку коленчатого вала через шатунные подшипники .5. Последние выполнены в виде вкла
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСГ1УБЛИН (19) IDUи> (5ц 4 F 02 F 3/22 Г 01 P 3/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
I (21) 4048708/25-06 (22) 21 ° 06.86 (46) 15. 10.88. Бюл. У 38 (75) В.М.Прокофьев, (53) 621.43-242.3 (088.8) (56) Райков И.Я., Рытвинский Г.И.
Конструкция автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, с. 137. (54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СО СТРУЙНЪ|М ОХЛАХДЕНИЕГ1 ПОРШНЕЙ (57) Изобретение позволяет повысить долговечность двигателя. Поршень связан с коленчатым валом при помощи шатуна 4, нижняя головка которого опирается на шатунную шейку коленчатого вала через шатунные подшипники .5. Последние выполнены в виде вкла1 дышей с канавками и состоят иэ двух половин, верхней и нижней. В нижней головке шатуна по его оси симметрично выполнено сопло 6 в виде по мень"
Шей мере двух отверстий. Оси отверстий направлены в стороны нерабочих боковых поверхностей юбки поршня под определенным углом к оси симметрии атуна. В верхней части нижней гоовки шатуна с внутренней стороны
ыполнена кольцевая канавка 14, а в рабочей поверхности вкладышей 12 йодшипника 5 выполнена дополнительная-канавка 13, являющаяся продол430575 жением канавки 14. Канавка 13 соединена с соплом б, а в местах перехода одной канавки в другую выполнено по меньшей мере одно отверстие
16 ° В сопле 6 может быть размещен редукционный клапан. Смазка подает-, ся струями из сопла в зависимости от степени форсирования дизеля как постоянно, так и периодически при помощи двух канавок с отверстиями.
Сопло с отверстиями и клапаном служит для обеспечения гарантированного минимального давления смазки.
2 з.п. ф-лы, 9 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может использоваться в двигателях внутреннего сгорания ,и в компрессорах.
Р
Цель изобретения — повьппение долговечности, эффективности охлаждения поршней с нерабочей конусной, боковой поверхностью юбки.
На фиг. 1 показан двигатель, про, дольный разрез, поршень в верхней мертвой точке (ВМТ); на фиг.2 — то же, поршень в нижней мертвой точке (HNT); на фиг. 3 — двигатель, продольный разрез, в увеличенном масштабе; на фиг.4 — шатунный подшипник, поперечный разрез; на фиг.5 —, то же, канавка лишь в части нижнего вкладыша; на фиг.б — то же, верхнюю . и нижнюю канавки подшипника связывает лишь одно отверстие; на фиг ° 7сечение А-А на фиг.4; на фиг.8 — сечение Б-Б на фиг.4; на фиг.9 — сечение В-В на фиг.4.
Устройство включает цилиндр 1, поршень 2, связанный с коленчатым валом 3 при помощи шатуна 4, имеющего шатунный подшипник 5 и сопло б с двумя каналами. В сопле 6 размещаются редукционный клапан 7, выполненный в виде шарика 8, опирающегося на пружину 9 и имеющего опорную втулку 10 редукционного клапана. Через шатунный подшипник проходит масляный канал 11, подводящий масло к соплу 6.
В верхней половине шатунного подшипника 12 выполнена кольцевая канавка 13, которая имеет длину, меньшую половины длины окружности шатун- . ного подшипника, так, что она является продолжением канавки 14, выполненной на внутренней поверхности нижней половины подшипника 15 или его части (фиг.5), причем в местах окончания одной канавки и начала другой выполнено по меньшей мере одно отверстие 16.
Устройство работает следующим образом.
Смазка, подаваемая струями на зеркало цилиндра, прежде всего отражается от стенки цилиндра, а затем попадает на поршень через его наружные полости и далее через отверстия и каналы к днищу поршня с внутренней
его стороны. За счет движения поршня между стенкой полости поршня и цилиндром создается насосное действие, которое соскребает всю смазку, захватываемую полостью с цилиндра, и направляет также на днище поршня. В результате смазка со скоростью и давлением, пропорциональными объему полости и скорости скольжения поршня по цилиндру, попадает на днище поршня, омывая его и охлаждая.
Смазка подается струями иэ сопла, установленного на нижней шейке шатуна, по его оси симметрии, причем подается она в зависимости от степени
1430575 форсирования дизеля как постоянно, сопло выполнено в виде по меньшей метак н периодически при помощи двух ре двух отверстий, оси которых наканавок с отверстиями, выполненными правлены в стороны нерабочих бокоодна — на внутренней поверхности вых поверхностей юбки поршня под уг5 верхней половины корпуса подшипника лом к оси симметрии шатуна, выполшатунной шейки, а другая — на внут- ненным в соответствии с соотношеренней поверхности вкладыша нижней нием: половины шатуна.
D/2 D/2-С
™ A " A
Для обеспечения гарантированного минимального давления смазки в подшипнике шатунной шейки по оси симметрии шатуна выполнено сопло с отверстиями и редукционным клапаном.
Клапан заведомо оттарирован на минимальное давление в шатунном подшипнике.
Формула изобретения
1. Двигатель внутреннего сгорания со струйным охлаждением поршней, содержащий цилиндр, размещенный в нем поршень, связанный с коленчатым валом при помощи шатуна, нижняя головка которого опирается на шатунную шейку коленчатого вала через шатунные подшипники, выполненные в виде вкладышей с канавками и состоящие из двух половин, верхней и нижней, причем в нижней головке шатуна по его оси симметрии выполнено сопло, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлажцения поршней с нерабочей конусной боковой поверхностью юбки, где А — расстояние от внутренней поверхности верхней половины нижней головки шатуна до
15 нижней кромки поршня, С вЂ” максимальное расстояние между стенкой цилиндра и нерабочей поверхностью юбки поршня.
2 ° Двигатель по п. 1, o T л и ч а ю шийся .тем, что в верхней части нижней головки шатуна с внутренней стороны выполнена кольцевая канавка, соединенная с соплом, а в
25 рабочей поверхности вкладышей шатунного подшипника выполнена дополнительная канавка, являющаяся продолжением канавки в верхней части нижней головки шатуна, причем в местах перехода одной канавки в другую выполнено по меньшей мере одно отверстие.
3. Двигатель по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что нижняя головка шатуна снабжена редук35 ционным клапаном, размещенным в сопле.
1430575 фиГ
1430575! ci30575
1430575 срие 8 в-в
Составитель М.Бондарев
Редактор И.Касарда Техред Л.Олийнык Корректор И.Муска
Заказ 5316/32
Тираж 505 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4