Способ оценки технического состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение м.б. использовано при диагностировании карбюраторных двигателей. Цель изобретения - повышение точности диагностирования.Предварительно определяют частоты вращения двигателя, соответствующие резонансным колебаниям в шатунных подт1пниках при зазорах от номинального до предельного значения. При этих частотах на режиме свободного разгона двигателя измеряют параметры либрации при зазорах от номинального до предельного значения. При этом угол опережения зажигания устанавливают на 30... 35 раньше номинального. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫИ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4070457/25-06 (22) 22.05.86 (46) 15. 10,88,Бюл. У 38 (71) Специальное опытное проектноконструкторско-технологическое бюро
СОВАСХНИЛ (72) А.И.Гиберт, В.Г.Потанин и И.H.Ãóñüêîâ (53) 621.43-15(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1107025, кл. G 01 М 15/00, 1982. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
„„SU„„1430789 А 1 (51) 4 G 01 М 15/00 (57) Изобретение м.б. использовано при диагностировании карбюраторных двигателей. Цель изобретения — повышение точности диагностирования. Предварительно определяют частоты вращения двигателя, соответствующиерезонанс.ным колебаниям в шатунных подшипниках при зазорах от номинального до предельного значения. При этих частотах на режиме свободного разгона двигателя измеряют параметры вибрации при зазорах от номинального до предельного значения. При этом угол опережения зажигания устанавливают на 30... о
35 раньше номинального. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1 14307
Изобретение относится к эксплуатации и может быть использовано при диагностировании карбюраторных двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение точности.
На чертеже представлена блок-схема устройства для осуществления предлагаемого способа. 10
Устройство содержит электротормоэной стенд 1, связанный с двигателем 2, на шатуне 3 которого установлен пьезометрический датчик 4 ускорения и датчики 5 и 6 малых перемещений, фото- 15 электрический датчик 7 углового положения коленчатого вала, датчик 8 момента искры, пьезометрический датчик
9 вибрации, установленный на блоке, . токосъемное устройство 10, связываю- 20 щее датчики 4 — б,установленные на шатуне, с предусилителем 11 и индуктивным преобразователем 12, блок 13 обработки сигналов и диагностический сигнализатор 14, связанные с каждым 25 из датчиков 7 — 9,осцилограф 15,связанный через самописец 16 с блоком 13 и анализатором 14, усилитель 17, связанный с предусилителем 11, индуктивным преобразователем 12, блохом 13, 30 анализатором 14, и шлейфовый осцилограф 18, связанный с выходом усилителя 17, Датчики 4 — 6 с токосъемным устройством 10, предусилитель 11, индуктив- 35 ный преобразователь l2 устанавливают на нижнюю головку шатуна 3 только в случае необходимости построения траектории движения центра подшипника для уточнения зоны автоколебаний ниж- 40 ней головки шатуна.
Способ осуществляют следующим образом.
Двигатель и аппаратура прогревают-g5 ся. Датчик 9 вибраций устанавливают через переходник в одну иэ выбранных, точек на поверхности блока двигателя 2. Двигателю 2 задают нужный угол опережения зажигания, режим работы которым управляет автоматическая система отключения зажигания по контролируемой частоте вращения в блоке измерения анализатора 14 и при заданном положении дроссельной заслонки.
На блоке 13 обработки задаются необходимые полосы частот, зоны цикла для выббрки и объемы усредняемых циклов.
Часть информации регистрируется на
89 осциллограммы, часть выводится на цифровые индикаторы.
При кривым перемещения вала в подшипнике с датчиков 5 и 6 строятся траектсрии движения центра вала.Траектории движения центра подшипника наносят вспомогательный характер и используются для уточнения зоны автоколебаний и соударений рабочих поверхностей шатунного подшипника. В дальнейшем траектории не строятся,регист- руются только вибросигналы в выбраной точке на блоке.
Двигатель с установленными на нем датчиками запускается, дроссельную заслонку устанавливают в положение максимальной частоты вращения для определенного интервала изменений, включается система автоматического отключения зажигания, которая поддерживает режим "Разгон-выбег" в заданных интервалах, при которых в латунных подшипниках при наличии повышенных зазоров возникают автоколебания.
Включаются блок 13 и анализатор 14, их работа синхронна работе двигателя, так как датчики 7 и 8 вырабатывают опорные точки отсчета ВМТ и цикла, от которых ведется отсчет. По заданному алгоритму в блоке 13 и анализаторе 14 ведется обработка и измерение сигналов вибраций. Вспомогательная ин" формация выводится на осциллографы
15 и 18 и самописец 16.
Формула и э о б р е т е н и я
1. Способ оценки технического состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания, включающий измерения на заданном скоростном режиме работы двигателя параметров вибрации и сравнения их с эталоном, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, предварительно определяют частоты вращения двигателя, соответствующие резонансным колебаниям в шатунных подшипниках при зазорах от номинального до предельного значения, а измерение параметров вибрации осуществляют на режиме свободного разгона двигателя при частотах вращения, соответствующих резонансным колебаниям в шатунных подшипниках, при зазорах от номинального до предельного значения.
2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что угол опережения зажигания устанавливают на 30..35 раньше номинального.
1430789
Составитель А.Аристов
Техред М.Дидык, Корректор Э.Лончакова
Редактор Е. Копча
Тираж 847 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
l по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5333/42
Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная 4