Кожух для лобовых частей статорной обмотки электрических машин переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 143104
Класс 214, 55еа
56<1I-, ссс
ВСЕС010311 .J
БАТЫ,: lТЕХШЛ %Св. :.
ВНВ ЩфТОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подшсснал группа, т : 9 >
Д. И, Заславский
КОЖУХ ДЛЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Заяиг ено 2б ноября !955 г. за М 5!2093/?
Опуб>ликонано н:<Бяязаетенс изобретений>:,\Ъ 23 за .)б! г
Предлагаемое устройство для жидкостного охлаждения статорных обмоток электрических машин переменного тока должно быть выполнено совершенно герметичным. Выполнение герметизированного цилиндра из двух частей с уплотнением, непосредственно соприкасающимся с зубцовой зоной статора, ново и дает возможность уменьшить габариты электрических машин переменного тока с жидкостным охлажпением и с монолитным сердечником статора, выполненным вместе с обмоткой. Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что для подвода и отвода охлаждающей жидкости к обмотке статора используются два цилиндра, устанавливаемые в зонах обеих лобовых частей обмотки статора и уплотняемь|е у концов железа сТНтора, Железо статора, в котором отсутствуют радиальные каналы, вместе с указанными цилиндрами, щитами и корпусом машины образуют резервуары, обеспечивающие поступление охлаждающей жидкости в полые проводники обмотки статора в зоне одной лобовой части и огвод жидкости в зоне другой лобовой части. Это же устройство обеспечивает одновременно подвод и отвод жидкости к специально устроенным осевым каналам в железе статора для его охлаждения.
На фиг. 1 приводится предлагаемое устройство, на котором изображены крайние листы статорного железа турбогенератора, имеющие ступенчатую форму. Ступеньки 1 железа статора используют:я для помещения ступенчатого конца 2 изоляционного цилиндра 8.
В целях уплотнения стыка между изоляционным цилиндром и железом могут быть использованы жидкостнонепроницаемые прокладки и обмазки 4. Клинья 5, крепящие обмотку статора, срезаны заподлицо со статорным железом, образуя вместе с железом и концом — изоляционного цилиндра >кидкостнонепроницаемый пояс вдоль окружности
¹ 143104
",àòîðà. Для предотвращения смещения клинья 5 имеют закраины 6, <-пирающиеся на Крайний лист железа. Торцовая сторона 7 ступенчатого конца 2 изоляционного цилиндра опирается на крайний лист железа благодаря вйадинам 8, в которые при запрессовке изоляционного цилиндра входят. нажимные пальцы 9 зубцов статорного железа. Другой конец 10 изоляционного цилиндра 8 выполняется скошенным с ем, чтобы с помощью прокладок 11 обеспечить уплотнение изоляционного цилиндра 8 в месте стыка со щитом 12. Поджатие болтов 18 обеспечивает уплотнение: в местах стыков изоляционного цилиндра с железом, изоляционного цилиндра со щитом и в стыке щита 12 с корпусом 14.
Уплотнение изоляционных цилиндров для электрических машин переменного тока с концами железа статора, выполненными не ступенчатыми, приведено на фиг. 2.
На крайних листах зубцов статора расположены колодки 15 из изоляционного материала, снабженные впадинами 1б, в которых,располагаются концы нажимных пальцев 17 зубцов статорного железа.
Колодки 15 (фиг. 3) в месте соприкосновения с железом точно повторяют конфигурацию концов зубцов и снабжены скошенными поверхностями 18, соприкасающимися с соответственными поверхностями 19 крайнего клина 20, Выступ 21 клина при укладке последнего скользит по поверхности соответствующей впадины 22 колодки 15, пока скошенная поверхность 19 крайнего клина не соприкоснется с поверхностью 18 колодки 15. После плотной укладки всех крайних клиньев последние вместе с расположенными между ними колодками образуют благодаря прокладкам и обмазкам между клиньями, колодками и железом достаточно жидкостнонепроницаемое кольцо 28. В этом кольце протачивается конусная канавка 24, в которой располагается скошенный конец 25 изоляционного цилиндра 2б (фиг. 2). Уплотнение изоляционного цилиндра осуществляется посредством прокладок 27, 28 и болтов 29.
Предмет изобре1ения
Кожух для лобовых частей статорной обмотки электрических машин переменного тока с жидкостным охлаждением и с монолитным сердечником статора, выполненным вместе с обмоткой, образующей в области лобовых частей обмотки замкнутое пространство, заполненное проточной охлаждающей жидкостью, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов машины, в своей цилиндрической часги он снабжен стыком с уплотнением. соприкасающимся с зубповой зоной.
Составитель В. М. Попов
Редактор Л. H. Гольцов
Техред Т, П. Курилко Корректор Е. Л, Коган
Поди, к печ. 211-62 r
Зак 1!60
Формат бум. 70Х !08!/, Тираж 930
1 ЬТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.
Объем 0,35 изд. л.
Цена 4 коп.
Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий ирп Совете Министров СССР, Москва. Петровка, 14,