Устройство для защиты группы электродвигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для релейной защиты группы электродвигателей от превышения температуры. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем возможности цифровой индикации перегретого электродвигателя . Поставленная цель достигается тем, что в устройство дополнительно введены формирователь импульсов 17, триггер 19, одновибратор 20, элемент И 18, счетчики импульсов 21 и 25, дешифраторы 22 и 26, цифровые индикаторы 23 и 27 и измерительный резистор 5. Реагирующий орган выполнен на параллельно соединенных автоколебательном мультивибраторе 13 и ключе 15 по числу защищаемых электродвигателей , к выходам ключей подключены нагрузочные резисторы 16. Каждый мультивибратор 13 настроен на свою частоту. Номер перегретого электродвигателя высвечивается на индикаторе 23 . 3 ил. S сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (g1) 4 Н 02 Н 7/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ВАГУ () р p g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ :, И

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4229231/24-07 (22) 13.04.87 (46) 23. 10.88. Бюл. Ф 39 (71) Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства (72) В.Я.Жарков, A.ß.×óðàêîâ, В.В.Овчаров и Е.Г.Плотников (53) 621.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 10,60079, кл. Н 02 Н 7/08, 1982.

Авторское свидетельство СССР

У 1363364, кл. Н 02 Н 7/08, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРУППЫ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для релейной защиты группы электродвигателей от превышения температуры. Цель изобретения †расширение функциональных возможностей путем возможности цифровой индикации перегретого электродвигателя. Поставленная цель достигается тем, что в устройство дополнительно введены формирователь импульсов 17, триггер 19, одновибратор

20, элемент И 18, счетчики импульсов

21 и 25, дешифраторы 22 и 26, цифровые индикаторы 23 и 27 и измерительный резистор 5. Реагирующий орган выполнен на параллельно соединенных автоколебательном мультивибраторе 13 и ключе 15 по числу защищаемых электродвигателей, к выходам ключей подключены нагрузочные резисторы 16.

Каждый мультивибратор 13 настроен на Я свою частоту. Номер перегретого электродвигателя высвечивается на индикаторе 23. 3 ил.

С:

1432653

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для релейной зациты группы электродвигателей от превышения температуры.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения возможности цифровой индикации перегретого электродвигателя. 10

На фиг.1 представлена схема устройства для защиты группы электродвигателей (в данном случае трех электродвигателей) и централизованной цифровой индикации перегретого элек- 15 тродвигателя; на фиг.2 — схема контролируемого полукомплекта при использовании в качестве термодатчика термистора, в качестве ключа биполярного транзистора и выполнении мульти- 20 вибратора на транзисторах с коллекторно-базовыми связями, на фиг.3 временная диаграмма работы приемного блока при индикации перегретого элекt ðoäâèãàòåëÿ. 25

Устройство состоит из контролируемых полукомплектов 1, расположенных в месте установки электродвигателей, циспетчерского полукомплекта 2 и общего источника 3 питания постоянного 30 тока, расположенных у пульта управления электродвигателями. Контролируемые полукомплекты 1 объединены общей шиной 4 и присоединены через измерительный резистор 5 к первому выводу 6 источника 3 питания, второй вывод ? которого присоединен к своему

Заземленному корпусу. Каждый контролируемый полукомплект 1 содержит встроенный в обмотку электродвига- 4g теля термодатчик 8, второй вывод которого присоединен к своему заземлен1 ному корпусу 7, каждый контролируемый полукомплект 1 содержит встроенный в обмотку электродвигателя термодатчик 8, второй вывод которого присоединен к своему заземленному корпусу

9-11, соединенный последовательно с резистором 12, автоколебательный мультивибратор 13 заданной частоты (своей для каждого контролируемого полукомплекта), подключенный через тиристор 14 между общей шиной 4 и заземпенным корпусом 9-11 своего электродвигателя. С выходом мультивибра- 55 тора 13 соединен ключ 15, подключающий нагрузочный резистор 16 к источнику 3 питания параллельно мультивибратору 13. Управляющий электрод тиристора 14 присоединен к точке соединения термодатчика 8 с. резистором 12.

Диспетчерский полукомплект 2 содержит формирователь 17 импульсов, вход которого подключен к точке присоединения измерительного резистора

5 к общей шине 4, а выход формирователя 17 импульсов — к первому входу элемента И 18 и установочному входу триггера l9. Прямой выход триггера 19 через одновибратор 20 подключен к второму входу элемента И 18. Выход элемента И 18 подключен к входу двоично-десятичного счетчика 21 импульсов. Выходы счетчика 21 импульсов присоединены к входам дешифратора 22, выходы которого присоединены к входам индикатора 23.

Инверсный выход триггера 19 подключен к исполнительному органу ?4, Если число защищаемых электродвигателей больше десяти, то выход старшего разряда (выход d) счетчика 2 1 импульсов может быть подключен к входу дополнительного счетчика 25 импульсов, выходы которого присоединены к входам дополнительного дешифратора 26. Выходы дешифратора ?6 присоединены к входам дополнительного индикатора 27.

В этом случае число защищаемых электродвигателей может быть увеличено до девяносто девяти.

Входы установки нуля счетчиков 21 и 25 импульсов и вход сброса триггера 19 соединены между собой и через кнопку 28 установки устройства в исходное состояние подключены к первому выводу 6 источника 3 питания.

Автоколебательный мультивибратор

13 может быть выполнен на транзисторах с коллекторно-базовыми связями или на микросхемах. В качестве ключа (фиг.2) использован биполярный транзистор 29, база которого присоединена к выходу мультивибратора l3, эмиттер — через нагрузочный резистор 16 к общей шине 4, коллектор — через тиристор 14 к заземленному корпусу своего электродвигателя.

В качестве термодатчиков 8 каждого электродвигателя использованы по три последовательно соединенных термистора (на схеме показан один).

Устройство работает следующим образом. 3

1432653

В нормальном режиме, когда двигатели не перегреты, от вывода 6 источника 3 питания постоянный ток протекает через измерительный резистор 5, общую шину 4, три параллельных цепочки, каждая из которых состоит из последовательно соединенных термодатчика 8 и резистора 12, общий заземляющий контур к выводу 7 источника 3 питания. При этом на измерительном резисторе 5 создается небольшое паде, ние напряжения и импульсы на входе и выходе формирователя 17 импульсов отсутствуют. При перегреве одного Hs !5 электродвигателей, например электродвигателя 9, сопротивление термистора 8 уменьшается. Ток, протекающий через него, увеличивается, соответственно увеличивается отпирающий ток управляющего электрода, и тиристор 14 открывается, подключая мультивибратор 13 к источнику 3 питания. При этом мультивибратор 13 запускается и переходит в автоколебательный режим.

Частота автоколебаний задается подбором параметров В и С. Для симметричного мультивибратора период колебаний определяется из выражения Т = 1,4 CR при скважности импульсов, равной двум.

С заданной частотой происходит отпирание транзистора 29 и подключение нагрузочного резистора 16 к источнику 3 питания между общей шиной 4 и заземпенным корпусом 9 своего электродвигателя. При этом от вывода 6 35 источника 3 питания через нагрузочный резистор 5, общую шину 4, нагрузочный резистор 16, открытый тиристор 14, заземленный корпус 9 к заземленному выводу 7 источника 3 питания протека- 40 ет пульсирующий ток заданной частоты, который создает на измерительном резисторе 5 пульсирующее падение напряжения. На выходе формирователя импульсов 17 появляются прямоугольные 45 импульсы заданной частоты. При появлении первого (запускающего) импульса на установочном входе триггера 19 на его инверсном выходе, т.е. на исполнительном органе 24 сигнал исчеза- 50 ет, что приводит к отключению электродвигателей технологической линии.

Одновременно с этим сигнал, появившийся на пряйом выходе триггера 19, запускает одновибратор 20, который формирует опорный сигнал заданной длительности, поступающий на вход элемента И 18. На выходе элемента И

18 появляются импульсы, число которых, в зависимости от заданной частоты, соответствует номеру перегретого электродвигателя (в данном примере три импульса). При перегреве электродвигателя на вход двоично-десятичного счетчика 21 поступают три импульса, что приводит к появлению íà его выходах и на входах дешифратора 22 сигналов в коде 1-2-4-8, соответствующих цифре "3". На индикаторе 23, подключенном к выходам дешифратора

22, отображается цифра "3". Прохождение сигналов показано на временной диаграмме фиг.3. Если число защищаемых двигателей более девяти, то со старшего разряда (выхода d) счетчика 21 импульс переноса поступает на следующий разряд — дополнительный счетчик 25 десятков, с выходов которого сигнал в коде 1-2-4-8 поступает на дополнительный дешифратор 26.

Выходы дополнительного дешифратора 27 подключены к входам дополнительного цифрового индикатора 27, на котором отображается число десятков °

Установка устройства в исходное состояние производится нажатием кнопки 28.

Предлагаемое устройство по сравнению с известным позволяет сократить количество выхода электродвигателей из строя и простоя технологического оборудования из-за своевременного обнаружения электродвигателей, вызвавших срабатывание защиты.

Формула изобретения

Устройство для защиты группы элек " тродвигателей, содержащее термодатчики для установки в лобовых частях обмоток электродвигателей, соединенные последовательно с резисторами, вторые выводы которых объединены общей шиной, вторые выводы термодатчиков и первый вывод источника питания присоединены к заземленным корпусам электродвигателей, точки соединения термодатчиков с резисторами через пороговый элемент соединены с реагирующим органом, исполнительный орган, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности индикации перегретого электродвигателя в цифровой форме, в него дополнительно введены формирователь импульсов, RS-триггер, одновибратор, элемент И, 1432653 последовательно соединенные первый и второй счетчики, первый и второй дешифраторы, первый и второй индикаторы, измерительный резистор, при этом реагирующий орган выполнен в виде параллельно соединенных автоколебательных мультивибраторов заданных частот и ключей по числу защищаемых электродвигателей, к выходам ключей подклю- 1О чены нагрузочные резисторы, вторые выводы которых соединены с общей шиной, пороговые элементы выполнены на тиристорах„ управляющие электроды которых подключены к точке соединения термодатчиков с резисторами, аноды— к заземленным корпусам электродвигателей, а катоды — к входам мультивиб раторов, вторые входы которых подключены к общей шине, между вторым выво- 20 дом источника питания и общей шиной включен измерительный резистор, к точке соединения которого с общей шиной подключен вход формирователя импульсов, выход которого подключен к первому входу элемента И и установочному входу RS-триггера, прямой выход триггера через одновибратор соединен с вторым входом элемента И, выход которого соединен со счетным входом . первого счетчика импульсов, выходы первого и второго счетчиков импульсов соединены с соответствующими входами первого и второго дешифраторов, выходы последних соединены с соответствующими входами первого и второго индикаторов, инверсный выход триггера соединен с исполнительным органом, а второй вывод источника питания через вновь введенную кнопку установки устройства в исходное положение соединен с входом сброса RS"триггера и входами установки нуля первoro и второго счетчиков импуль сов.

1432653 дух. а И дьи Ezs

Db/X. ОГ2

Юд/Х. / Я2 д6/Х 3 22

Составитель P.Àïîêèíà

Техред Д,Олийнык Корректор В.Гирняк редактор 11.Лазаренко

Подписное

Заказ 5454/48

Тираж 651

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4