Опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к приборостроению , а более конкретно - к подшипникам скольжения, работаюш,им в контролируемых технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок. Цель - увеличение долговечности путем улавливания продуктов и.чноса, выделяемых из узла трения, применительно к условиям эксплуатации в чистых средах. Опора содержит цапфу вала, охватыающую ее втулку и средство улавливания продуктов износа. На цапфе выполнены винтообразные кольцевые канавки, связанные между собой. На втулке с внутренней стороны выполнены кольцевые канавки. В канавках втулки и цапфы установлены трибоэлектрические кольца с возможностью контактного взаимодействия между собой, их ширина меньше, чем ширина канавок. Канавки на цапфе могут быть также выполнены шевронными. При этом на втулке и цапфе в средней части дополнительно выполняются кольцевые канавки, в которых устанавливаются трибоэлектрические кольца. Для удобства сборки - разборки эти кольца выполняются разрезными и приклеиваются в окружных проточках. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. а S (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОНИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„5U,„, 1434157

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4187653/31-27 (22) 28.01.87 (46) 30.10.88. Бюл. № 40 (71) Московский институт электронного машиностроенияя (72) И. Ю. Григорьев, Е. Н. Ивашов, М. И. Некрасов и С. В. Степанчиков (53) 621.822.8 (088.8) (56) Воронков Б. Д. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1979, с. 62.

Патент США № 4039232, кл. 308 — 36.1, 1977. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к приборостроению, а более конкретно — к подшипникам скольжения, работающим в контролируемых технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок.

Цель — увеличение долговечности путем улавливания продуктов износа, выделяемых из узла трения, применительно к условиям эксплуатации в чистых средах. Опора содержит цапфу вала, охватыающую ее втулку и средство улавливания продуктов износа. На цапфе выполнены винтообразные кольцевые канавки, связанные между собой. На втулке с внутренней стороны выполнены кольцевые канавки. В канавках втулки и цапфы установлены трибоэлектрические кольца с возможностью контактного взаимодействия между собой, их ширина меньше, чем ширина канавок. Канавки на цапфе могут быть также выполнены шевронными. При этом на втулке и цапфе в средней части дополнительно выполняются кольцевые канавки, в которых устанавливаются трибоэлектрические кольца. Для удобства сборки — разборки эти кольца выполняются разрезными и приклеиваются в окружных проточках. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

1434157

Изобретение относится к приборостроению, а именно к подшипникам скольжения, работающим в контролируемых технологических средах, например, в устройствах вакуумных напылительных установок.

Целью изобретения является повышение долговечности путем улавл ива ния продуктов износа, выделяемых из узла трения. применительно к условиям эксплуатации в чис. тых средах.

На фиг. 1 показана опора, предназначен- 10 . ная для работы в «чистых» средах; на ! фиг. 2 — вариант ее выполнения.

Подшипник содержит цапфу 1 и втулку 2. . На цапфе 1 выполнены кольцевые канавки 3 и 4 и дополнительные винтообразные канав- !5 ки 5, связанные между собой. На втулке 2 с внутренней стороны выполнены кольцевые канавки 6 и 7. В кольцевых канавках 3 и 4, цапфы 1 и кольцевых канавках 6 и 7 втулки

2 установлены трибоэлектрические кольца 8 и 9, 10 и 11 соответственно, взаимодейству- 20 юшие между собой и выполненные из материалов, электризующихся при трении противоположными зарядами.

Дополнительные канавки 5 на цапфе 1 могут быть также выполнены шевронными, 25 при этом на цапфе 1 и втулке 2 в средней части дополнительно выполняются окружные канавки 12 и 13, в которых устанавливаются трибоэлектрические кольца 14 и 15 соответственно, взаимодействующие между собой. 30

Устройство работает следуюгцим образом.

При вращении цапфы 1 во втулке 2 продукты износа, образующиеся и ри трении, попадают в винтообразную канавку 5 и из нее — в кольцевые канавки 3 и 4. Если

35 смотреть на подшипник по стрелке Л (фиг. 1) то при вращении цапфы против часовой стрелки частицы износа попадают в винтообразную канавку 5, а по ней в канавки 3 и 6 и налипают на трибоэлектрические кольца 8 и 9. При вращении по часовой стрелке 40 частицы износа попадают в винтообразнук> канавку 3, а I10 пей в канавки 4 и 7 и налипают на трибоэлектрические кольца 9 и

11.

В конструкции опоры показанной на 45 фиг. 2, при вращении цапфы 1 против часовой стрелки (если смотреть по стрелке г>) частицы износа попадают в канавки 5, выполненные шевронными, а по ним в канавки

3, 4, 6 и 7 и налипают на трибоэлектрическпе кольца 9, 8, !О и 11 соответственно. При 50 вращении по часовой стрелке частицы износа также попадают в канавки 5, а по ним в канавки 12 и 13 налипают на трибоэлектрические кольца 14 и 15.

При вращении цапфы 1 во втулке 2 на трибоэлектрических кольцах 8, 9, 10 и 11

55 (фиг. 1) и кольцах 14 и 15 (фиг. 2) возникает электрический заряд. Такое явле I! ие наблюдается при взаимном трении двух диэлектриков, полупроводников или проводников различного или одинакового состава, но различной плотности. При этом оба элемента пары трения электризуются противоположными зарядами, равными по значению, причем положительный заряд получает более плотное тело. В качестве материалов трибоэлектрических колец 8 — 11, 14 и

15 используются материалы, которые составляют трибоэлектрические ряды Фарадея: (+) мех, фланель, слоновая кость, перья, горный хрусталь, бумажная ткань, шелк, дерево, металлы, сера, воск (>; и Гезехуса: (-+) алмаз, топаз, горный хрусталь, глазное стекло, смола, кальций, сера, воск (---).

Диэлектрики в трибоэлектрическом ряду располагаются в порядке убывания их твердости. Для металлов характерна обратная зависимость от твердости.

В >Ioдцгипнике скольжения в качестве матерна 10В трибоэлектрических колец могут быть использованы горный хрустать и алюминий.

В процессе раооты подшипника скольжения образу>ощиеся частицы износа притягиваются электрическим зарядом и налипают на трибоэлектрические кольца.

После насыщения трибоэлектрических колец частицами износа подшипниковый узел разбирают и частицы износа из него удаляют. Для удобства сборки — разборки узла трибоэлектрическое кольца выполняют разрезными и приклеивают клеем в окружных проточках.

Подшипник скольжения может найти широкое применение в узлах устройств, раоотаюших в чистых средах. Применение подшипника в оборудовании позволяет снизить процент брака, возникающего в результате загрязнений.

Формула изобретения

1. Опора скольжения, содержащая цапфу вала, охватываюгцую ее втулку H средство улавливания продуктов износа, отличаюи(ангя тем, что, с целью повышения долговечности, IIH рабочих поверхностях втулки и цандеры вала выполнены концентрично расположенные кольцевые канавки, а упох>ян Т0с средство улавливания выполнено в виде колец, установленных с боковыми зазорами

В кольцевых канавках ца!>фь> Ва.1d H Biг.>ки и выполненных из материалов, электризук>гцихся при трении пр01 и ВОпо 10ж ными за рядами, при этом на цапфе вала выполнены дополнительные канавки, сообшаюшие между собой кольцевые канавки.

2. Опора по п. 1, отличаюи аяся тем, «ro кольца втулки выполнены из горно-о хругта1я, а кольца цапфы -- из алюминия.

1434157

Юог. р

Составитель Т. Хромова

Pt . иктор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор В. Ьутяга

Заказ 5534,37 Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что

Юполнительные канавки выполнены винтообразными.

4. Опора по п. 1. отличающаяся тем, что, дополнительные канавки выполнены Шеврон ными.