Упорный подшипник турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к турбомашиностроению и м.б. использовано в упорных подшипниках паровых и газовых турбин. Цель - снижение металлоемкости и трудоемкости изготовления, повышение надежности работы и уменьшение потерь мош.ности. Упорный подшипник турбомашины содержит корпус, размещенные в нем колодки с подкладными кольцами, с камерами подвода и слива масла, разделенными перегородкой и расположенными в межколодочном пространстве. Перегородка между камерами подвода и слива выполнена съемной, закреплена на подкладном кольце с перекрытием колодок по внутреннему диаметру со стороны выходной грани, а по наружному диаметру со стороны входной грани. Перегородка выполнена с продольным пазом, открытым в противоположном от подкладного кольца направлении и соединенным каналами с коллектором смазки. При работе холодное масло, попадая в продольный паз перегородки, смывает пленку горячего масла с диска после прохода им предыдущей колодки . 2 ил. с (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИ4ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1434158
А1 (51) 4 F 16 С 1706
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4231675/25-27 (22) 17.04.87 (46) 30.10.88. Бюл. ¹ 40 (71) Производственное объединение «Невский завод» им. В. И. Ленина (72) А. Д. Бойнович, Х. И. Муратов, A. М. Темиров и В. П. Филаретов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1219845, кл. F 16 С 17/06, F 01 D 25/16, 1985. (54) УПОРНЪ|И ПОДШИПНИК ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к турбомашиностроению и м.б. использовано в упорных подшипниках паровых и газовых турбин.
Цель — снижение металлоемкости и трудоемкости изготовления, повышение надежности работы и уменьшение потерь мощности.
Упорный подшипник турбомашины содержит корпус, размещенные в нем колодки с подкладными кольцами, с камерами подвода и слива масла, разделенными перегородкой и расположенными в межколодочном пространстве. Перегородка между камерами подвода и слива выполнена съемной, закреплена на подкладном кольце с перекрытием колодок по внутреннему диаметру со стороны выходной грани, а по наружному диаметру со стороны входной грани. Перегородка выполнена с продольным пазом, открытым в противоположном от подкладного кольца направлении и соединенным каналами с коллектором смазки. При работе холодное масло, попадая в продольный паз перегородки, смывает пленку горячего масла с диска после прохода им предыдущей колодки. 2 ил.
1434158
Формула изобретения
45
Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в у:iopных подшипниках паровых и газовых турбин и осевых и центробежных компрессоров, преимущественно при постоянной частоте 5 вращения роторов.
Целью изобретения является снижение металлоем кости и трудоемкости изготовления, уменьшение потерь мощности и повышение надежности в работе.
На фиг. 1 представлен предлагаемый подшипникк, разрез; на фи г. 2 — сечение Л--Л на фиг. 1.
В корпусе 1 подшипника размещены порные колодки 2 с подкладными кольцами 3 камерами 4 подвода и 5 слива, разделенными перегородкой 6 и расположенными в межколодочном пространстве 7, ограниченном центральным углом О, между упорным диском 8 и колодками 2, и коллектор 9 смазки.
Перегородка 6 выполнена съемной. закреплена на подкладном кольце 3 винтами О с перекрытием t колодок 2 по внутреннему диаметру D„co стороны выходной грани 11, а по наружному диаметру D> со стороны входной грани 12 относительно направления вращения со упорного диска 8. Со сторсны боковой поверхности 13 упорного диск» 8 перегородка 6 снабжена продольным пазом
14, соединенным каналами 15 с коллектором
9 смазки. Упорные колодки 2 установлены на штифтах 16 и 17 подкладного кольца 3 свободно и могут качаться относительно ребра качания 18. При положении колодок 2 в упор к боковой поверхности 13 упорного
: диска 8 перегородка 6 образует с упорным ! диском 8 зазор S Заданной величины. !
При сборке упорного подшипника к.-.ждую колодку 2 устанавливают на подкладное кольцо 3 на штифтах 16 и 17 с зазором, обеспечивающим свободу качания колодки 2 относительно ребра качания 18. Затем с перекрытием t êîëîäîê 2 по внутреннему диаметру !)„со стороны выходной грани 11, а по наружному диаметру D со стороны входной грани 12 относительно направления вращения со упорного диска 8 на подкладном кольце 3 закрепляют винтами !О перегородку 6. Штифты 16 и 17 при этом ограничивают разворот колодки 2 в радиальной плоскости и сдвиг ее в окружном направлении. а перекрытия t перегородки 6 относительно колодок 2 исключают перемещение последних в осевом направлении, IIo не препятствуя качанию колодок 2 относительно ребра качания 18.
При работе подшипника масло под давлением подводится в корпус 1 и коллектор 9 смазки. Из корпуса по специальным каналам (условно не показаны) масло подводится в камеру 4 подвода. Центробежная сила от упорного диска 8 создает дополнительный насосный эффек, на нетающий масло в камеру 4 подвода. В результате в последней создается повышенное давление, обеспечивающее благоприятные условия образования в камере 4 масляной ванны и клинообразования между колодками 2 и упорным диском 8. Из камеры 5 слива центробежная сила упорного диска 8 выбрасывает масло и препятствует образованию в ней масляной ванны. Это уменыцает механические потери на трение упорного диска 8. Из коллектора 9 смазки холодное масло i!o каналам 15 поступает в продольный паз 14 перегородки
6, открытый в сторон боковой поверхности
13 упорного диска 8. Г1еретекая далее через зазор S между упорным диском 8 и перегородкой 6 в камеру 5 слива, масло, идущее противотоком относительно направления вращения и> упорного диска 8, эффективно охлаждает боковые поверхности 13 последнего, исключает попадание горячего масла из масляной пленки преды гущей колодки 2 в масляный клин последующей. Это повыIIIBeT несущую способность упорного подшипника, снижает = ãî чувствительность к случайным эксплуатационным факторам, уменьшает его аварийность.
Эффект заключяегся в уменыпении металлоемкости и трудоемкости изготовления.
Г!о сравнению с известными упорными подшипниками предлагаемый подшипник характеризуется. кроме того. уменьшенных и механическими потерямп мощности и пониженным расходом масла.
У порный подшипник туроомашины, содержащий корпус, в котором на подкладных кольцах размещень1 упорные колодки с камерами подвода и слива масла. раздеaeI!!I»Iми перегородкой и распо.lожеHHûми в межколодочном пространстве, а также коллектор смазки, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и трудоемкости изготовления, уменьшения потерь мощности и повышения надежности, перегородка между камерами подводя и слива выполнена съемной с продольгп гм пазом, открытым в противоположном от подкладного кольца направлении и соединенным каналами с ;оллектором смазки, и закреплена ня подкладном кольце с перекрытием колодок по внутреннему диаметру со стороны выходной граHH и по наружному диаметру со стороны входной грани колодки.
Составитель Т.. романа
Ре гактор И. Рыбченко Текрг д 11. Верее Кор1 ск-. ор Г. Ре шетннк
Заказ 5534i3i Тираж 757 H(1.ши снос
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ..о делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород. ул. Проектная. 4