Устройство для обучения радиотелеграфистов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для оценки нижнего слухового порога операторов. Цель изобретения - увеличение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит генератор 1 импульсов, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 кода Морзе, блок 4 сравнения, пульт 5 обучаемого, реверсивный счетчик 6, ключ 8, звуковой генератор 9, делитель 10 напряжения, дешифратор 11, электроакустический преобразователь 12 и блок 13 индикации. За счет введения в пульт 5 обучаемого элемента 14 коммутации, триггера 17, элемента 16 задержки и элемента ИЛИ 15 исключена возможность угадывания при последовательном нажатии кнопок ответа. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„, 1434481 (50 4 6 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1267465 (21) 4165687/24-24 (22) 24.12.86 (46) 30. 10. 88. Бюл. N - 40 (72) В. Д. Крюков, E.Ä. Крюков и О.В,Хакало (53) 681. 3. 071 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф !267465, кл. G 09 В 19/26, 1985. ! (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕН!И РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для оценки нижнего слухового порога операторов. Цель изобретения — увеличение дидактических возможностей устройства, Устройство содержит генератор 1 импульсов, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 кода Морзе, блок 4 сравнения, пульт 5 обучаемого, реверсивный счетчик 6, ключ 8, звуковой генератор 9, делитель 10 напряжения, дешифратор

11 электроакустический преобразователь 12 и блок 13 индикации. 3а счет введения в пульт 5 обучаемого элемента 14 коммутации, триггера 17, элемента 16 задержки и элемента ИЛИ 15 исключена возможность угадывания" при последовательном нажатии кнопок ответа. 1 ил.

1434481

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и является усовершенствованием устройства по авт. св. Р 1267465.

Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей устройства за счет исключения возможности "угадывания" при последовательном нажатии кнопок ответа. 10

На чертеже представлена структурная схема устройства.

Устройство для обучения радиотеле1 графистов содержит генератор 1 имульсов, распределитель 2 импульсов, 15 ормирователь 3 кода Морзе, блок 4

1 сравнения, пульт 5 обучаемого, реверсивный счетчик 6, вход 7 пульта обучаемого, ключ 8, звуковой. генератор

9, делитель 10 напряжения, дешифра- 20 тор 11, электроакустический преобразователь 12 и блок 13 индикации.

Пульт обучаемого включает элементы

l4 коммутации, элемент 15 ИЛИ, элемент 16 задержки и триггер 17, 25

Формирователь 3 кода Морзе содере жит регистр 18, элементы 19 и 20 за держки, переключатели 21, — 21ь и шифратор 22.

Устройство работает следующим 30 образом.

При включении питания на первом выходе генератора 1 появляется им: пульс, который, воздействуя на вто: :рой вход триггера 17, обеспечивает появление "единицы" на его выходе, а поступая на вход распределителя 2, вызывает появление единицы" íà его первом выходе, которая прикладывается к первому из вторых входов блока 4 40 и подготавливает цепи верного и неверного ответов. "Единица", поданная через переключатель 21 формирователя

3 на вход шифратора 22, обеспечивает появление на его выходах соответству- „ ющего кода Морзе в виде двоичного 16-разрядного числа, Одновременно импульс с генератора через элемент

19 поступает на первый вход регистра

18, осуществляя переход последнего в

50 режим параллельной записи, а пройдя через элемент 20, поступает на второй вход регистра 18, обеспечивая параллельную запись двоичного числа с выхода шифратора 22 в регистр 18. При поступлении импульсов с второго выхода генератора 1 на третий вход ре" гистра 18 с выходов последнего происходит выдвижение двоичной комбинации, отображающей структуру телеграфного знака, в котором тире соответствует

"111", точка — "1", паузе между элементами знака — "0", а между знаками — 11О... 11

Кодовая комбинация, поступая с выхода регистра 18 на первый вход ключа 8, на второй вход которого подаются колебания звуковой частоты с генератора 9, преобразуется в звуковой образ знака кода Морзе, например "a

Обучаемый, прослушая образ знака кода Морзе, опознает его и нажимает элемент 14 пульта 5. Пусть испытуемый нажал кнопку, на шпильке которой обозначена буква "в". Так как в данном случае обучаемый неверно опознал знак, то при нажатии элемента, например 14, "единица" с выхода триггера

l7 прикладывается к третьему из первых входов блока 4, на соответствующий из вторых входов которого подан

"нулевой" потенциал с выхода распределителя 2. На втором выходе блока 4 появляется импульс неверного ответа.

Одновременно единица" с выхода триггера 17 через кнопку 14 » элемент

ИЛИ 15 и элемент 16 проходит на первый вход триггера 17 и обеспечивает появление на его выходе нулевого потенциала. Это защищает элемент 14 ответа от повторных нажатий, т. е. "угадываний", до прихода следующего знака, Элемент

16 задержки формирует импульс перевода необходимой дЛительности для триггера 17 т.е. устраняет эффект

"гонок" в логических элементах.

Единичный потенциал "неверного" ,ответа поступает на второй вход

I (вход обратного счета) реверсивного счетчика.б, вследствие чего дешифратор 11 меняет свое состояние, произведя коммутацию резистора делителя

10 для обеспечения повышения громкости при поступлении следующего знака.

При поступлении следующего импульса с первого выхода генератора 1 триггер 17 переводится в единичное состояние по выходу, подготавливая элементы 14 к работе, формирователь

3 обеспечивает формирование и трансляцию следующего знака, например, 11б и

Обучаемый, прослушав следующий знак, верно опознает era, нажимая элемент 14. На первом выходе блока 4 появляется импульс, который, посту1434481 знаков при громкости ниже номинальной.

Составитель О. Болдырев

Техред Л.Сердюкова Корректор Г. Решетник

Редактор М. Циткина

Заказ 5560/53

Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 пая на первый вход реверсивного счетчика б "верного" ответа, изменяет состояние дешифратора ll и делителя 10 в сторону уменьшения громкости звуча5 ния последующего транслируемого знака.

Нажатие элемента 14 приводит к перебросу триггера 17 в нулевое сос- 1р тояние по выходу, т.е. дальнейшее нажатие любых кнопок не изменит состояние блока 4.

В ходе обучения (испытания) блок

13 индикации отображает состояние ре- 15 версивного счетчика 6 и дешифратора

11, по показаниям. которого делается заключение об успешности обучения и о способности оператора к приему

Формула изобретения

Устройство для обучения радиотелеграфистов по авт. св. У 1267465, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения дидактических возможностей устройства, пульт обучаемого содержит элемент ИЛИ, элемент за держки, триггер и элементы коммутации, входы которых подключены к выходу триггера, а выходы являются выходами пульта и соединены с входами элемента ИЛИ, выход которого через элемент задержки подключен к

S-входу триггера, R-вход которого является входом пульта.