Устройство для разметки и контроля модельной оснастки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к литейному производству и может быть ис .пользовано при разметке литейной оснастки. Цель изобретения - расши 39 Неханазн Фикевиав ./ рение технологических возможностей и повышение производительности труда - достигается тем, что в устройстве для разметки и контроля модельной оснастки установлены тормоза 4, позволяющие фиксировать любое положение поворотного диска 2, который имеет привод поворота. Прочность установки подмодельных плит достигается координирующими штырями 3, имеющими коническую поверхность,а также прижимами 5. Приводное колесо 23 привода приводного диска 2 установлено на кулисе и.позволяет выводить или вводить его в зацепление с поворотным диском 2. 4 з.п. ф-лы, 9 ил. а я I -Н 40 (/) 42 О9 СЛ Од 32

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК

Ш 4 В 22 С 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

l9io

Фик

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ho ДелАм .изОБРетений и QTHPblTHA (21) 4 126076/23-02 (22) 23.07.86 (46) . 07.11.88. Бюл. 9 41 (71) Волжское объединение по производству легковых автомобилей (72) Н.М.Тычкин (53) 621.744.07(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 187952, кл. В 22 С 7/00, 1961.

Авторское свидетельство СССР .У 900936, кл. В 22 С 7/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗМЕТКИ И КОНТ-:

РОЛЯ МОДЕЛЬНОЙ ОСНАСТКИ (57) Изобретение относится к литейному производству и может быть ис,пользовано при разметке литейной оснастки. Цель изобретения — расши„.Я0„„1435371 А1 рение технологических возможностей и повышение производительности труда — достигается тем, что в устройстве для разметки и контроля модельной оснастки установлены тормоза 4, позволяющие фиксировать любое положение поворотного диска 2, который имеет привод поворота. Прочность установки подмодельных плит достигается координирующими штырями 3, имеющими коническую поверхность,а также прижимами 5. Приводное колесо

23 привода приводного диска 2 установлено на кулисе и позволяет выводить или вводить его в зацепление с поворотным диском 2. 4 э.п. ф-лы, 9 ил, 1435371

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при разметке литейной оснастки, в частности для разметки модельных плит, контроля монтажа моделей, разметки моделей, стержневых ящиков, а также оснастки и готовых отливок.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей и увеличе- 10 ние производительности труда.

Па фиг. 1 представлено устройство, общий вид; на фиг.2 — узел I на фиг.1; на фиг.3 — узел II на фиг.1;на фиг.4— разрез А-А на фиг.1: на фиг.5 - узел

III на фиг.4; на фиг.6 — разрез Е-Б на фиг.1: на фиг.7 — узел IU на фиг.6; на фиг.8 — узел V на фиг.6; на фиг.9 — разрез В-В на фиг.1.

Устройство для разметки и контроля модельной оснастки содержит вертикальный корпус 1 с размещенным в нем поворотным диском 2, на котором смонтированы координирующие штыри 3 (показано рабочее положение) для размет-25 ки разных типоразмеров модельных (плит, тормоза 4, а также прижимы 5, необходимые для поджима размечаемьгх (контролируемых) модельных плит 6 к плоскостным базовым поверхностям 7, 30

Координирующие штыри 3 выполнены в

| виде штырей-пальцев, поджатых пружиной 8 в крайнее переднее (исходное) положение 9, Штыри-пальцы имеют конические поверхности, являющиеся координирующими для посадочных отверстий 10 модельных плит 6. Фиксация координирующих штырей-пальцев в край.нем переднем (исходном) положении 9 определяется ограничивающим штифтом 40

1i и пазом в направляющей втулке 12.

Кроме того, на вертикальном корпусе 1 смонтированы один или нескОлькО тормозов, исходя иэ удобства в работе, механизм фиксации за- данных положений поворотного диска

2, привод поворотного диска 2 с рычагом 13 быстрого отключения привода поворотного диска.

Тормоз состоит из штока 14, под50 жатого пружиной 15, направляющей втулки 16 и накидной гайки 17, которая навинчена на корпус 18 тормоза, соединенного сваркой с корпусом

1. На конце штока 14 закреплена тормозная накладка 19 иэ специального фрикционного материала. Шток 14 соединяется с эксцентриковым кулачком

20 осью 21, Эксцентрик 20 имеет ручку 22.

Привод поворотного диска состоит из приводного колеса 23, ра< .положенного на оси 24, которая имеет эксцентриковый кулачок 25, к оси которого крепится рычаг 13 быстрого отключения привода.

Ось 24 входит в отверстие кулисы

26, которая крепится к корпусу 1 посредством оси 27. Поджим приводного колеса 23 к поворотному диску 2 осуществляется за счет пружины 28, которая крепится к корпусу 1 через регулировочный винт 29 натяжения.

Кроме того, к приводному колесу 23 примыкает паразитное (промежуточное) колесо 30, насаженное неподвижно на плавающую ось 31 Поджим параэитного колеса 30 к приводному,кслесу 23 осуществляется пружиной 32. Ось 31 соединена с валом двигателя 33.

Поворотный диск 2 установлен в корпусе 1 на подшипниках 34. Механизм фиксации заданных положений поворотного диска 2 состоит из штока-фиксатора 35, поджатого пружиной

36, и ручки 37 для быстрого отклю- чения фиксации поворотного диска 2.

На чертежах обозначены также цен- трирующая втулка 38, рабочее положение 39 координирующих штырей-пальцев, шкала 40 углов поворота диска 2, нониус штыря:пальца 41, упор 42.

Устройство работает следующим образом.

Модельная плита 6 верха и модельная плита низа (2 шт.) устанавливаются на координирующие штыри 3 в зависимости от,габаритов модельных плит 6 с обеих сторон (по одной с каждой стороны) поворотного диска

2 и придавливается двумя прижимами

5 к базовым поверхностям 7, В процессе перемещения модельной плиты 6 к базовым поверхностям 7 под воздействием прижимов 5 координирующие штыри-пальцы перемещаются (утапливаются) из исходного положения 9 до тех пор, пока модельная плита 6 не упрется в базовые поверхности 7. При этом координирующие шты-. ри-пальцы занимают рабочее положение.

После этого можно приступать к собственно разметке (контролю) модельных плит 6 (верха и низа).

Посадка модельных плит 6 на конусную поверхность координирующих

1435371 4

50 величины.

В случаях необходимости фиксации любого промежуточного углового положения поворотного диска 2, кроме заданных механизмом фиксации, дейст- 55 вуют один или несколько тормозов 4.

Для этого поворотом ручки 37 на 180 - е. расфиксируется поворотный диск 2 штырей 3 позволяет 11поймать" оси подмодельных плит 6 очень точно, т.е. практически в ноль, независимо от величины технологических допусков. на диаметр посадочных отверстий 10 в модельной плите 6 и на межцентровое расстояние между отверстиями.

Это обеспечивается за счет того, что конусная поверхность координирую- 10 щего штыря 3 в зависимости от разных диаметров отверстий 10 ввиду технологического допуска или износа может зайти в это отверстие 10 глубже или мельче, но всегда соосно, так как конус является центрирующим элементом.. Затем штангенрейсмусом наносятся риски на размечаемой модельной плите на заданном уровне. Если контроли- 20 руется готовая модельная плита, то штангенрейсмусом определяется высотное положение того или иного элемента и цифровое значение считывается со шкалы штангенрейсмуса.

При начале работы ось ручки 22 находится в положении на одной оси штока 14 (исходное положение тормоза) .

Во время работы при необходимости можно переместить. поворотный диск

2 с закрепленной на нем модельной плитой 6 на любой угол, кратный 15 и зафиксировать этот угол механизмом фиксации заданных положений следующим образом: повернув ручку 37 на 180, при

/ этом фиксатор 35 выходит из зацеплеI ния с центрирующей втулкой 38 и пружина 36 взводится; переместив поворотный диск 2 на

40 необходимый угол, кратный 15О; повернув ручку 37 íà 1800, при этом фиксатор 35 под действием пружины 36 входит в центрирующую втулку 38.

Так как фиксатор 35 и втулка 38 имеют сопрягаемые конические поверхности, то при наличии достаточно сильной пружины 36 обеспечивается высокая точность фиксации угловой (если он был зафиксирован). Затем поворотный диск 2 перемещается на необходимый угол. Контроль величины поворота производится визуально по шкале 40 и нониусу 41, для чего ручка 22 поворачивается по часовой стрелке, при этом эксцентрик 20 получает вращение вокруг оси 21 и шток

14 под действием пружины 15 фиксирует поворотный диск 2 тормозной накладкой 19. Силу фиксации обеспечивает пружина 15.

Для расфиксации поворотного диска

2 ручку 22 поворачивают против часовой стрелки, при этом эксцентрик 20 получает вращение вокруг оси 21, шток 14 перемещается и тормозная накладка 19 расцепляется с поворотным диском 2.

В исходном положении привода пе-. ремещения поворотного колеса рычаг

13 опущен вертикально вниз, т.е. приводное колесо 23 находится в зацеплении с поворотным диском 2.

Перемещение поворотного диска

2 на угловые величины производится приводом следующим образом. Подается напряжение на электродвигатель 33.

Вал электродвигателя начинает вра- щаться, а вместе с ним ось 31 ипаразитное колесо 30, которое передает вращение на приводное колесо 23, а последнее передает вращение на поворотный диск 2.

Для изменения направления вращения поворотного диска 2 на противо положное производится реверс электродвигателя. При отключении напряжения питания поворотный диск 2 останавливается.

Перемещение поворотного диска 2 о на малые угловые величины, менее 15, 1 при отключенном электродвигателе- производится непосредственным вращением приводного колеса 23 рукой (подобно вращению штурвала).

Отключение привода (отсоединение приводного колеса 23 от поворотного диска 2) производится поворотом рычага 13 против часовой стрелки, при этом кулиса 26 получает вращение вокруг оси 27, пружина 28 растягивается, а приводное колесо 23 расцепляется с поворотным диском 2. Привод отключен.

Подключение (присоединение) при-, водного колеса 23 к поворотному диску 2 производится в обратном порядке.

1435371

Рычаг 13 поворачивается против часовой стрелки до переходного положения (ручка 13 опущена вертикально вниз), при этом эксцентрик 25 сходит с по5

l верхности упора 42 и кулиса 26 под действием пружины 28 получает вра, щение вокруг оси 27, и приводное ко1 лесо 23 касается поворотного диска

2. Привод подключен. Силу поджатия колеса 23 к диску 2 определяет степень растяжения пружины 28.

Использование изобретения позволит повысить производительность труда за счет механизации перемещения поворотного диска и воэможности фиксации в любых промежуточных положе-. ниях.

Повышается точность разметки за счет использования координирующих средств (штырей}, выполненных в виде ! плавающих (подпружиненных) пальцев с посадочной конической поверхностью, 25 .формула изобретения

1. Устройство для разметки и контроля модельной оснастки, содержащее, вертикально расположенный корпус с поворотным диском, с установленными на нем измерительными элементами и средствами для установки и координации с обеих сторон модельных плит, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения технологических воз-35, можностей и увеличения производительности труда, оно снабжено одним или несколькими тормозами поворотного диска, приводом, закрепленным на корпусе и связанным с поворотным диском, 40 разъемным соединением, причем средства для установки и координации мо, дельных плит выполнены в виде прижимов и подпружиненных штырей с посадочной конической поверхностью, ус-. тановленных в направляющих втулках и имеющих штифты, закрепленные на его цилиндрической поверхности и расположенные в пазах, выполненных в направляющих втулках.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а.1 щ е е с я тем, что тормоза поворотного диска состоят из подпру;киненного штока, на конце которого установлена тормозная накладка, направляющей втулки, накидной гайки, связанной по р зьбе с. корпусом,и эксцентрикоб вого кулачка с закрепленной иа нем ручкой, причем эксцентриковый кулачок связан по оси с воэможностью поворота с подпружиненным штоком.

3. Устройство по п.1,о т л и ч а— ю щ e e c s; тем, что привод поворотного диска состоит из корпуса, приводного колеса„ связанного с ним и расположенного на одной оси эксцентрикового кула-.ка, кулисы, установленной в корпус» с возможностью поворота, паразитного колеса, установленного на плавающей оси с возможностью взаимодействия с приводным колесом, двигателя, вал которого соединен с паразитным колесом, и двух пружин, одна из которэrx для поджима приводного колеса к поворот- ному диску, а другая для поджима паразитного колеса к приводному.

4. Устройство по п.1, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что ось эксцентрикового кулачка связана с рычагом отключения привода поворота диска.

5. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что поворотный диск установлен в корпусе на подшипниках.

1435371 (I .

1435371

1435371

8-8 т8ернуто

С ос тавит ель Е. Иванько

Редактор В.Петраш Техред Л.Сердюкова Корректор М.Васильева

Заказ 5590/11

Тираж 741 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4