Учебный прибор для демонстрации сложения двух независимых колебаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42k, 11о сссп

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа М 175

В. П, Светличный

УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ СЛО)КЕНИЯ

ДВУХ НЕЗАВИСИМЫХ КОЛЕБАНИЙ

Заявлено 9 мая 196! г. за № 729688/28 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 24 за 1961 г.

Известно применение маятниковых приборов для демонстрации сложения колебаний, в том числе и с разностями фаз, отличных от совершающихся в одинаковых и противоположных фазах. Недостатком таких приборов является сложное конструктивное оформление.

Предлагаемый учебный прибор для демонстрации сложения двух независимых колебаний по своему конструктивному оформлению является новым и оригинальным, имеет хорошие демонстрационные качества и полезен для использования в учебном процессе средней школы.

Это достигается тем, что он выполнен в виде смонтированных на щите ссобщающихся между собою и наполненных подкрашенной жидкостью стеклянных трубок, соединенных гибкими шлангами с ручным воздушным насосом.

Для одновременного осуществления сжатия и разрежения воздуха

p0çäóøHûé насос может быть выполнен в виде двух смежных камер, снабженных на противоположных сторонах гибкими диафрагмами, штоки которых жестко соединены между собою при помощи подвижной рамки.

На фиг. 1 изображен предлагаемый учебный прибор для демонстрации сложения двух независимых колебаний, вид спереди; на фиг. 2— то же, но другим соединением трубок с воздушным насосом; на фиг. 3— принципиальная схема ручного воздушного насоса к прибору.

Прибор выполнен в виде стеклянных трубок I, 2 и 3, смонтированных на щите 4. Трубки сообщаются между собой и соединены гибкими шлангами 5 с ручным воздушным насосом б. Последний выполнен в виде двух смежных камер 7 и 8, снабженных на противоположных сторонах гибкими диафрагмами 9 и 10, штоки 11 и 12 которых жестко соединены между собою подвижной рамкой ЧЗ. Для проведения демонстрации опыта трубки наполняются подкрашенной жидкостью 14. При демонстрации сначала показываются два независимых колебания жид№ 143599 костей в одинаковых (противоположных) фазах до их сложения (фиг. 1 а и 2а), а затей одновременно наблюдают и измеряют сложение этих колебаний (фиг. .1 б и 2б). Отметку амплитуд колебаний можно производить на листе бумаги, помещаемом на щите под трубками.

Движение рамки lp вниз вызывает сжатие воздуха в камере 8 и разрежение в камере 7. При движении же рамки И вверх в камере 8 создается разрежение, а в камере 7 — сжатие. Чередование сжатия воздуха с его разрежением в полостях трубок над зеркалом жидкости и создает необходимые для опыта колебания ее.

Министерство просвещения РСФСР в своем заключении отметило полезность прибора и рекомендует его для использования в средней школе и самостоятельного изготовления силами учащихся.

Предмет изобретения

1. Учебный прибор для демонстрации сложения двух независимых колебаний, отличающийся тем, что, он выполнен в виде смонтированных на щите сообщающихся между собою и наполненных подкрашенной жидкостью стеклянных трубок, соединенных при помощи гибких шлангов с ручным воздушным насосом.

2. Учебный прибор по и. 1, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью одновременного осуществления сжатия и разрежения воздуха, воздушный насос выполнен в виде двух смежных камер, снабженных на противойоложных сторонах гибкими диафрагмами, штоки которых жестко соединены между собою при помощи подвижной рамки.