Якорь электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Целью изобретения является повышение надежности якоря. Якорь содержит обмоткодержатель 3 .-L. с наружной изоляцией,.коллектор 4 с ленточными петушками 5, проводники, обмотки якоря и изолирующие элементы 6, расположен1€ые между петушками и проводниками обмотки якоря. Изолирующие элементы 6 выполнены в виде гребенчатых сегментов, содержащих зубцы и основание. Основание снабжено тангенциальным и аксиальным выступами, повторяющими форму цяпиндрнческой поверхности обмоткодержателя и закрепленными на нем поверх наружной изоляции обмоткодержателя с помощью, например, стеклобандажа. Гребенчатые сегменты и наружная изоляция обмоткодержателя выполнены из дугостойкого изоляционного материала, обла- , дающего низкой адгезионной способностью , например, из фторопласта. 2 з.п. ф-лы. 5 ил. с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК

А1

„„ЯО„„и3яя (ю 4 Н 01 H 43/Об

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2l) 4155853/24-07 (Й2) 04.12,86 (46) 07.11,88. Бюл. У 41 (7l) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода

"Электротяжмаш" им. В.И. Ленина (72) В.В. Усенко, А. С. Кухарев, В. 5 Пронько и В.С. Красий (S3) 621,313.047.53(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1292085, кл. Н 01 R 43/06, 1987, Авторское свидетельство СССР

Ф 199963, кл. Н 02 К 3/38, 1967, (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ 11АШИНЬ1 (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является повышение надежности якоря.

Якорь содержит обмоткодержатель 3 с наружной изоляцией, коллектор 4 с ленточными петушками 5, проводникн, обмотки якоря и изолирующие элементы

6, расположенные между петушками и проводниками обмотки якоря. Изолирующие элементы б выполнены в виде гре" бенчатых сегментов, содержащих зубцы и основание. Основание снабжено тангенциальньм H аксиальным выступами, повторяющими форму цилнндрическои поверхности обмоткодержател и закрепленными на нем поверх наружной изоляции обмоткодержателя с помощью, например, стеклобандажа. Гребенчатые сегменты и наружная изоляция обмоткодержателя выполнены иэ дугостой- с: кого изоляционного материала, обладающего низкой адгеэионной способен ностью, например, иэ фторопласта.

2 з.п. ф-лы. S ил, I

1436159

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к производству крупных электрических машин постоянного тока.

Цель изобретения — повышение надежности якоря.На фиг. 1 изображена часть якоря, продольный разрез; на фиг. 2 — изолирующий элемент; на фиг. 3 — вид А 10 на фиг.2 (вид со стороны обмотки); на фиг. 4 — вид Б на фиг,2 (вид со стороны коллектора); на фиг, 5 у асток якоря в зоне соединения петушков с обмоткой. 15

Якорь фиг.l) содержит катушки якоря 1 и уравнительные соединения 2, закрепленные на обмоткодержателе 3 и соединенные с пластинами коллектора 4 ленточными петушками 5. В зоне 20 соединения проводников катушек якорй и уравнительных соединений с ленточными петушками установлены и закреплены на обмоткодержателе изолирующие элементы 6. Изолирующий эле- 25 мент 6 представляет гребенчатый сегмент, выполненный из дугостойкого изоляционного материала, обладающего низкой адгезионной способностью, например фторопласта, и состоит из ос- 30 нования 7, целого числа зубцов 8 с выступающими в аксиальном направленйи на величину не более половины ширины петушка частями 9, число которых кратно числу коллекторных пластин, и аксиального выступа 10. Основание 7 и выступ 10 повторяют цилиндрическую поверхность обмоткодержателя, Зубцы 8 (фиг. 3) образуют пазы

11, соответствующие форме и размерам проводников катушек. якоря и. уравнительных соединений, подсоединяемых к петушку, а выступающие части 9 зубца 8 (фиг,4) — пазы 12, соответствующие форме и размерам петушков. Поверхности стыков 13 (фиг. 3 и 4) изолирующего элемента расположены против паза 12. В нижней части одной из этих поверхностей выполнен паз 14, а на противоположной — тангенциальный выступ 15, соответствующий по форме и размерам пазу 14 и входящий в паз соседнего изолирующего элемента при сборке якоря.

На фиг. 3 и 4 соседний изолирующий элемент изображен пунктиром. Перед намоткой, якоря {фиг.5) выступающие части 9 зубцов 8 изолирующих элементов 6 вводят с стороны обмотки в пространство между петушками 5 до соприкосновения основания 7 с телом петушков,,основание 7 и аксиальный выступ

10 устанавливают на цилиндрические поверхности 16 обмоткодержателя 3 с предварительно установленной наружной изоляцией 17, выполненной из дугостойкого изоляционного материала, ю обладающего низкой адгезионной спо собностью, например, фторопласта, и закрепляют, например стеклобандажом

18, в результате чего петушки 5 с отформованными флажками 19 располагаются в пазах 12, после чего устанавливают и закрепляют изоляцию 20, При намотке якоря проводники 21 уравнительных соединений и проводники 22 катушек якоря укладывают в пазы 11 изолирующих элементов 6 и в пазы, образованные петушком 5 и флажком 19, После укладки проводников загибают выступающую часть 23 (в исходном состоянии показана пунктиром) флажка 19 на верхний проводник катушки якоря или на устанавливаемый .сверху медный клин 24. Обмотку якоря осуществляют известным способом, например стеклобандажом 25. Петушки расклинивают технологическими клиньями, устанавливае-, мыми-в незаполненном выступающими частями 9 зубцов 8 пространстве между петушками, обрезают выступающие из петушков свободные концы проводников 21 и 22 обмотки якоря и выполняют пайку этих проводников с петушками, после чего технологические клинья выбирают.

Таким образом s собранном якорЬ (фиг, 5) стыки 13 гребенчатых элеменТоВ б перекрываются в аксиальном направлении телом петушка 5 с приваренным флажком 19 со стороны коллектора и закрыты со стороны обмотки стеклобандажом 18 и изоляцией 20, а в радиальном направлении перекрываются тангенциальным выступом 15 соседнего изолирующего элемента и закрыты наружной изоляцией 17 и стеклобандажом

l8 что защищает зону соединения проводников обмотки якоря с петушками от загрязнений как в эксплуатации, так и при обмывке якоря B процессе ремонта, Закрепление изолирующих элементов 6 на обмоткодержателе 3 существенно снижает как воздействие их массы на петушки, так и величину самой массы по сравнению с прототипом, 1436!

Фиг.2

Так как в предлагаемом якоре выступающие части 9 зубцов 8 изолирующих элементов 6 заходят в пространство между петушками 5 на величину, не превышающую половины ширины петушков, то за счет вентиляционного эффекта раскрытой части петушков и использования при изготовлении изолирукицих элементов 6 и наружной.изоляции 17 дупо- 10 стойкого изоляционного материала с низкой адгезионной способностью, например фторопласта, резко снижается возможность загрязнения зоны петушков в эксплуатации, в наличие свободного 15 пространства между петушками позволяет выполнять очистку боковых поверхностей петушков при текущем обслуживании, За счет увеличения обдуваемой поверхности петушков и вентиляцион- 20 ного эффекта петушков также улучшается охлаждение коллектора и обмотки якоря.

Формула изобретения 26

1. Якорь электрической машины, содержащий обмоткодержатель с наружной изоляцией, коллектор с ленточными петушками, проводники обмотки якоря 30 и изолирующие элементы, расположенные между петушками и проводниками обмот. ки якоря, причем изолирующие элементы ппотно прилегают к поверхности обмотки якоря и образуют на торцовой поверхности петушков со стороны коллектора сплошное кольцо, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повьппения надежности якоря, иэолирую59

4 щие элементы выполнены в виде гребенчатых сегментов, имеющих зубцы и основание, на котором расположен аксиальный выступ, в местах стыка гре. бенчатых сегментов между собой на основании каждого сегмента выполнен паз, а с противоположной стороны— тангенциальный выступ, а поверхности основания и аксиального выступа, обращенные к цилиндрической поверхности обмоткодержателя повторяют ее форму, а сами гребенчатые сегменты закреплены на обмоткодержателе, при помощи дополнительно введенного стеклобандажа, установленного на аксиальном выступе, стыки .между гребенчатыми сегментами расположены напротив петушков со стороны коллектора, наружная изо-. ляция обмоткодержателя соприкасается с тангенциальным выступом, а тангенциальный выступ одного гребенчатого элемента входит в паэ соседнего.

2. Якорь по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что гребенчатые сегменты и наружная изоляция обмоткодержателя выполнены из изоляционного материала, обладающего низкой адгезионной способностью.

3. Якорь по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения воэможности загрязнения и улучшения обслуживания эоны петушков, .а также улучшения охлаждения коллектора и обмотки якоря, зубцы гребенчатых сегментов размещены в пространстве между петушками не более чем на половину ширины петушка.

Составитель Б, Волков

Редактор С, Патрушева Техред Л.Сердюкова Корректор Л. Патай

Подписное

Заказ 5651/50

Тиоаж 63

BtIHNIIN Государствеииого комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж-35, Рауиская наб, ц. 4, 5, Производственно-полиграфическое предприятие, г„ Ужгород, ул. Проектная, 4