Способ гравиметрической съемки
Реферат
Изобретение относится к области геофизической разведки полезных ископаемых статическими наземными гравиметрами. Целью изобретения является сокращение количества опорных гравиметрических пунктов (ОГП), повышение производительности труда. Поставленная цель достигается тем, что производятся равноточные гравиметрические измерения в рейсах, которые обеспечиваются определенным температурным режимом при подготовке гравиметров к работе и в процессе гравиметрической съемки. Величина и направление смещения нуль - пункта гравиметра определяются перед началом работ экспериментально путем усреднения многократных гравиметрических измерений во время эталонировки гравиметров на полигоне. Значение приращения величины ускорения силы тяжести на каждом пункте измерений оператор получает в виде разности отсчетов гравиметра между начальным ОГП и текущим пунктом измерений, умноженной на цену оборота прибора с учетом величины смещения нуль - пункта, пропорциональной приращению времени. Замыкание рейса на ОГП не производится.
Изобретение относится к области геофизической разведки полезных ископаемых статическими наземными гравиметрами, но может быть использовано при проведении гравиметрической съемки на шельфе донными гравиметрами, а также при выполнении гравиметрических измерений в буровых скважинах. Цель изобретения сокращение количества опорных гравиметрических пунктов (ОГП) на площади работ и повышение производительности труда, что достигается тем, что гравиметрические измерения проводятся равноточными. Равноточные измерения обеспечиваются следующими факторами: ежедневно сохраняются одинаковые температурные условия подготовки гравиметра к работе и в процессе проведения гравиметрических измерений и одинаковые условия транспортировки. Температурный режим работы гравиметра выбирается следующим образом: перед началом рейса гравиметр монотонно нагревают до получения линейной зависимости смещения его нуль-пункта, которое контролируют по началу равномерного повышения температуры внутри гравиметра с помощью внутреннего термометра, и в течение рейса гравиметр продолжают равномерно нагревать пропорционально амплитуде сеточных колебаний окружающей температуры (в частности, V0,1-0,3оС/г) и обратно пропорционально теплоизоляции гравиметра, а в конце каждого рейса гравиметр охлаждают до начальной температуры. Начальная температура выбирается несколько выше средней температуры регистра за время проведения работ. Монотонное нагревание гравиметра перед началом рейса позволяет получить линейность смещения нуль-пункта гравиметра в течение всего рейса. Поправка за смещение нуль-пункта определяется экспериментально перед началом полевых работ во время проведения обязательной эталонировки гравиметров на полигоне путем усреднения многократных гравиметрических измерений, при этом температурный режим подготовки гравиметра к работе и температурный режим его работы выбираются соответственно описанному. Далее вычисляют коэффициент линейного смещения нуль-пункта гравиметра в единицу времени. На основании полученных результатов устанавливают постоянную длительность звена рейса, которая обеспечивает требуемую проектом точность измерений. При последующей работе рейс начинают на опорном пункте, и оператор на каждом текущем пункте измерений получает значение силы тяжести как разность между средними отсчетами счетного устройства гравиметра на первом опорном и текущих пунктах, умноженную на цену оборота гравиметра с учетом коэффициента смещения линейного нуль-пункта, пропорционального приращению времени от опорного пункта. Рейс при этом не замыкается. Таким образом, использование предлагаемого способа позволяет проводить гравиметрические работы рейсами без замыкания на опорном пункте в конце звена, при этом сокращается количество опорных пунктов на площади работ и повышается производительность труда как за счет общего сокращения опорных пунктов, так и за счет увеличения отработанного количества рядовых пунктов за приборосмену, полученных за время, ранее затрачиваемое на транспортиpовку гравиметра на конечный опорный пункт рейса. Оценка точности работы гравиметров с введением поправки за смещения нуль-пункта, определенной до начала проведения гравиметрической съемки, проводится по стандартной (согласно инструкции по гравиметрической разведке) методике, но без замыкания рейса на опорном гравиметрическом пункте, при этом определяются точность работы гравиметра (средняя квадратическая ошибка единичного измерения) и возможный диапазон использования прибора при гравиметрической съемке.
Формула изобретения
СПОСОБ ГРАВИМЕТРИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ, включающий проведение гравиметрических измерений рейсами с учетом поправки за смещение нуль-пункта, в котором перед началом рейса каждый гравиметр монотонно нагревают до получения линейной зависимости смещения его нуль-пункта, которое контролируется по началу равномерного повышения температуры внутри гравиметра с помощью внутреннего термометра, и в течение рейса гравиметр продолжают равномерно нагревать со скоростью, пропорциональной амплитуде суточных колебаний окружающей температуры и обратно пропорциональной теплопроводности гравиметра, а в конце каждого рейса гравиметр охлаждают до начальной температуры, отличающийся тем, что, с целью сокращения количества опорных гравиметрических пунктов (ОГП) на площади работ и повышения производительности труда путем проведения рейсов без замыкания на ОГП, гравиметрические измерения проводятся равноточными, поправка за смещение нуль пункта в которых определяется экспериментально путем усреднения многократных гравиметрических измерений перед началом гравиметрической съемки для каждого гравиметра и проводится определение коэффициента линейного смещения его нульпункта в единицу времени.MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000
Извещение опубликовано: 20.03.2000