Система охлаждения электрической машины энергетической установки

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежности работы и ресурса. Система охлаждения электрической машины энергетической установки содержит каналы 1 подвода охлаждающей жидкости в ротор машины. Благодаря тому, что эти каналы выполнены в виде пазов на шайбе 2 торцового уплотнения со стороны, обращенной к внутренней обойме 12 подшипника 11, обеспечивается достижение поставленной цели. 3 ил.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к системам охлаждения электрических машин энергетических установок. Изобретение является усовершенствованием системы охлаждения электрической машины энергетической установки по авт. св. N 1072185. Цель изобретения повышение надежности работы и ресурса. На фиг. 1 изображены каналы подвода охлаждающей жидкости в ротор электрической машины, конструктивная схема (масштаб увеличен); на фиг. 2 пазы, выполненные на шайбе торцового уплотнения; на фиг. 3 схематично изображена предлагаемая система. Система содержит каналы 1 подвода охлаждающей жидкости, выполненные в виде пазов на шайбе 2 торцового уплотнения 3. Торцовое уплотнение состоит из графитового кольца 4, установленного в корпусе 5 уплотнения 3 на резиновом уплотнительном кольце 6. Корпус 5 установлен в корпусе 7 электрической машины 8. В корпусе 7 электрической машины 8 выполнены отверстия 9 для подвода охлаждающей жидкости. На роторе 10 электрической машины 8 установлен подшипник 11, имеющий внутреннюю обойму 12 и сепаратор 13. Внутренняя обойма 12 подшипника 11 опирается на выступы шайбы 2 торцового уплотнения 3. Шайба 2 также установлена на роторе 10 электрической машины 8. Каналы 1 сообщены через внутреннюю полость ротора 10 с каналами впрыска 14. Электрической машиной 8 может быть генератор или электродвигатель. При использовании энергетической установки в летательном аппарате генератор может приводиться во вращение от авиационного двигателя 15 через коробку 16 привода и регулируемую гидродинамическую передачу 17. В энергетической установке летательного аппарата полость всасывания 18 насоса 19 сообщена с подкачивающим насосом 20, установленным в баке 21. На выходе подкачивающего насоса 20 установлен аккумулятор 22, обеспечивающий подачу топлива при нулевых и отрицательных перегрузках летательного аппарата. Система охлаждения электрической машины энергетической установки работает следующим образом. Через отверстия 9 в корпусе 7 электрической машины 8 подводится охлаждающая жидкость от нагнетательного патрубка насоса 19 к каналам 1, выполненным на шайбе 2 торцового уплотнения 3. Обычно в охлаждающей жидкости, например в авиационном топливе, содержатся твердые частицы, плотность которых выше плотности жидкости. При попадании частиц в каналы 1 под действием центробежных сил они отбрасываются от шайбы 2, а в ротор 10 поступает очищенная жидкость. Далее через внутреннюю полость ротора 10 жидкость направляется к каналам впрыска 14, откуда поступает на теплонапряженные участки обмоток статора и ротора электрической машины 8. Так как наружный диаметр шайбы 2 выше внутреннего диаметра сепаратора 13 подшипника 11, попадание твердых частиц в полость подшипника также исключается. Так как каналы 1 расположены на шайбе 2 торцового уплотнения и через них проходит рабочая жидкость, то происходит одновременно интенсивное охлаждение торцового уплотнения, что повышает его долговечность. Для того, чтобы не происходило снижения давления охлаждающей жидкости, поступающей в ротор 10 электрической машины 8, вход в каналы 1 и выход из каналов впрыска 14 выполняются по меньшей мере на одном диаметре. Предлагаемая система повышает надежность работы и ресурс электрической машины, т.к. предотвращается попадание твердых частиц в полость подшипника и внутреннюю полость электрической машины, а с повышением интенсивности охлаждения торцового уплотнения повышается его работоспособность.

Формула изобретения

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ по авт. св. N 1072185, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы и ресурса, ротор электрической машины снабжен уплотнением с шайбой, а каналы подвода охлаждающей жидкости в ротор машины выполнены в виде пазов на шайбе со стороны, обращенной к внутренней обойме подшипника, причем наружный диаметр пазов больше внутреннего диаметра сепаратора подшипника.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.01.2006

Извещение опубликовано: 10.07.2008        БИ: 19/2008