Прокатный,преимущественно прокатно-ковочный или роликовый, стан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к черной и цветной металлургии, более конкретно к станам для прокатки, волочения, шаговой прокаткиi гибки, вальцовки и навивки заготовок. Цель изобретения - повьшение производительности, уменьшение трудозатрат по перевалке, расширение технологических возможностей стана и, кроме того, упрощение конструкции стана, повьш1ение точности при периодической прокатке и уменьшение трудоемкости изготовления и эксплуатации . Оборудование стана размещенны
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5и 4 В 21 В 13 18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4225004/31-02 (22) 07.04.87 (46) 15.11.88. Бюл. В 42 (72) В.В.Панов, В.С.Нагорнов, В.A.Âîéöåõîâñêèé, А.Б.Гросман и В.В.Гайдабура (53) 621.771.2.06 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1171131, кл. В 21 В 35/00, 1985.
Авторское свидетельство СССР
Н 1026882, кл. В 21 С 3/08, 1983.
Авторское свидетельство СССР
У 1178511, кл. В 21 В 13/10, 1985.
Авторское свидетельство СССР
У 1389894, кл. В 21 В 13/18, 1986.
„,SU,» 14 117 А1 (54) ПРОКАТНЫЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРОКАТНО-КОВОЧНЫЙ ИЛИ. РОЛИКОВЫЙ, СТАН (57) Изобретение относится к черной и цветной металлургии, более конкретно к станам для прокатки, волочения, шаговой прокатки; гибки, вальцовки и навивки заготовок. Цель изобретенияповышение производительности, уменьшение трудозатрат по перевалке, расширение технологических воэможностей стана и, кроме того, упрощение конструкции стана, повышение точности при периодической прокатке и уменьшение трудоемкости изготовления и эксплуатации. Оборудование стана раэмещенныga /Л
14371 ми по обе стороны от плоскости осей валков зубчатыми рейками 25, установленными в шахматном порядке, обеспечивает выполнение следующих условий: каждый валок имеет привод, калибр регулируется по высоте и обеспечивается неизменное в процессе прокатки соотношение угловых скоростей валков. На17 личие двухполостного гидроцилиндра 19 с тягой 21 исключает при перевалках операции по сборке (разборке) кинематических цепей привода валков и уст- ройства поворота станины. Подвижность
1 шестерен 26 позволяет вести прокатку. заготовки в любом направлении. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к черной и цветной металлургии, а именно к станам, для прокатки, волочения, шаговой прокатки, гибки, вальцовки и навивки заготовок. ;5
Целью изобретения является повышение производительности, уменьшение трудозатрат по перевалке, расширение технологических возможностей стана и, кроме, того, упрощение конструкции ста-1О на, повышение точности при периодической прокатке и уменьшение трудоем-. кости изготовления и эксплуатации.
На фиг.1 приведен прокатный (прокатно-ковочный, роликовый) стан, вид 15 по оси прокатки; на фиг.2 — вид А (co стороны привода стана) на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-.Б на фиг.1; на фиг.4разрез В-В (по устройству поворота ста- нины) на фиг.2; на фиг.5 — разрез Г-Г (направляющей подушек верхнего валка) на фиг.3; на фиг.6 — разрез Д-Д (по шестерням привода валков) на фиг.2 (исполнение шестерен привода валков неподвижными иа их цапфах); на фиг.7то же, шестерни привода валков выпол нены с возможностью перемещения в направлении осей валков; на фиг.8 — вид
Е на фиг.2.
Прокатный (прокатно-ковочный, роли- 3 ковый) стан содержит цилиндрическую станину 1, в прямоугольной расточке которой между направляющими 2 и 3 смонтированы подушки 4 и 5 нижнего 6 и верхнего 7 валков рам 8, привод стана 35
9, устройство поворота 10 станины 1 (нажимное устройство валков 6,7) и указатель межцентрового расстояния валков 6 и 7 (не показан).
Нижняя направляющая 2 жестко кре- 40 пится к станине 1, а верхняя смонтирована в прямоугольной расточке станины
1 с возможностью ее регулируемого пе" ремещения в направлении осей валков 6 и 7 посредством, например, болтов 11 и прокладок 12 и прижата к поверхности прямоугольной расточки станины 1 с помощью, например, пружинного устройства (не показано), связанного с верхней направляющей 3 тягой 13. Каждая нап-. равляющая 2 и 3 снабжена параллельнымй друг другу и оси прокатки выступами с равной встречной клиновидностью пересекающихся плоскостей (центрирующими выступами),.при этом расстояние между упомянутыми выступами (клиновыми пазами подушек 4 и 5 сопрягаемыми с ними) выполнено равным расстоянию между центрами подшипниковых опор (не показано) соответствующих валков 6 и 7.
Кроме того, каждый центрирующий выступ
I верхней 3 и нижней 2 направляющих снабжен вертикальными плоскостями, параллельными центрирующим выступам и сопрягаемыми с вертикальными стенками (не показано) подушек 5 и 4 верхнего
7 и нижнего 6 валков.
Угол наклона oL плоскостей, образующих выступы к основанию направляющих
2 и 3, определяется следующими очевидными соотношениями, обеспечивающими однозначную установку подушек 4 5 валков 6,7 относительно центрирующих выступов направляющих 2 и 3 независимо от усилий прокатки и радиального положения валков 6 и 7.
При прокатке полосовых профилей (осевые усилия отсутствуют) угол наклона оС выполняют большим угла трения р, равного = агс 8 f, где f - коэф,фициент трения на сопрягаемых плоскосо о тях, равный 0 1, отсюда Р-7, а о ) 7
143711
При прокатке фасонных несимметричных профилей калибровку валков осуществляют таким образом, чтобы осевые усилия при деформации металла составили ие более 20-25Х от радиальных, от5 сюда угол сс,, определяемый из неравенства tg (g. > р) :» 0,25, больше 21
Валки 6 и 7 установлены на радиальных и упорных подшипниках (не показа- 1р но) в подушках 4 и 5. Крышки 14 подшипниковых узлов валков 6 и 7 снабже" ны цапфами 15, наружные поверхности которых соосны осям расточек подушек
4 и 5 и сопрягаются с планками 16 от- 1r„ крытой прмоугольной расточки рамы 8.
Станина 1 размещена в раме 8 на станинных роликах 17 и 18 с возможностью поворота. Нижние станинные ролики 17 постоянно закреплены в раме 8, а верх-2р ний 18 крепится к ней посредством быстросъемных соединений, например откидных болтов (не показано). Высота прямоугольной расточки станины 1 равна суммарной высоте комплекта подушек 4 25 и 5 и направляющих 2 и 3, а ширина больше ширины подушек 4 и 5. Фиксация станины 1 в раме 8 от осевых переме.щений обеспечивается коническими буртами, которыми снабжены станинные ро- gp лики 17, сопрягающимися с фасками на наружных торцах станины 1.
Привод стана 9 включает в себя жестко скрепленный с рамой 8 двухпо" лостной гидроцилиндр 19, шток 20 которого посредством вертикально расположенной тяги 21 связан с траверсой 22.
На траверсе 22 с возможностью регулируемого перемещения по вертикали с помощью прокладок 23 и болтов 24 смон-40 тированы рейки 25, каждый торец которых снабжен идентичными конструктивными элементами для соединения с траверсой 22, взаимодействующей с шестернями 26, установленными на цапфах вал-4 ков 6 и 7 . при этом рейки 25 распо) ложены вертикально, в шахматном порядке по обе стороны от плоскости осей валков 6 и 7 (плоскость Е-Е) фиг.2I, в опорах 27 с планками 28, жестко скрепленных с рамой 8, и смещены относительно друг друга в направлении осей валков 6 и 7 таким образом, чтобы расстояние между ними Л (фиг.8) быпо большим величины полного диапазона осевой регулировки валков 6 и 7.
В свою очередь ширина зубчатых венцов шестерни 26 выполнена меньшей, чем ширина рейки 25, на величину пол7
4 ного диапазона осевой регулировки валков 6 и 7. В зависимости от сортамента специализированного участка прокатки приведено два конструктивных исполнения узла шестерни 26,что соответствует и двум конструктивным исполнениям стана. Так для конструктивного исполнения узла шестерни 26 (пункт 1,фиг.6) предпочтительным является установка двух приводов стана 9 (фиг.1), а при конструктивном исполнении узла шестерни 26 (пункт 2, фиг.7) достаточно одного привода стана 9. В остальном конструкция стана для этих исполнений идентична друг другу. При исполнении узла шестерни 26 по первому пункту (фиг.6) шестерни 26 на цапфах валков 6 и 7 смонтированы посредством подшипников 29 и колец 30 с возможностью независимого поворота. Наружные торцы шестерен 26 снабжены соединительными элементами, например кулачками, взаимодействующими с аналогичными элементами, выполненными на торце подвижных втулок 31, сопрягаемых с цапфами валков 6 и 7 за счет, например, шлицевого соединения. Перемещение.втулок 31 в осевом направлении производится с помощью обоймы 32 и системы рычагов управления (не показано).
При исполнении узла шестерни 26 по второму пункту (фиг.7) шестерни 26 сопрягаются с цапфами валков 6 и 7 с .возможностью осевого перемещения посредством, например, шлицевого соединения, причем расстояние М (фиг.7) между фиксированными (рабочими) положениями шестерен 26 выполнено меньшим ширины зубчатого венца шестерни 26, а торцы шестерен 26 снабжены цилиндрическими буртами, взаимодействующими с обоймами 32, связанными с системами рычагов управления (не показано) шестернями 26.
Противоположные грани тяги 21 привода стана 9 снабжены зубчатыми элементами реек, взаимодействующими с шестернями 33 устройства поворота 10 станины 1, содержащего редуктора 34, вал 35 кинематической связи редукторов 34, смонтированные на валу 35 шестерню 36 и диск 37, взаимодействующие с зубчатым сектором 38 и фиксатором 39 углового положения станины
1, жестко скрепленными с станиной 1 и рамой 8 соответственно. Шестерни 33 установлены на выходных валах 40 ре5 14371 дукторов 34 с возможностью независимого поворота на подшипниках 4 1 и зафиксированы в осевом направлении кольцами 42. Торцы, шестерен ЗЗ снабжены
5 соединительными элементами, например кулачками, взаимодействующими с аналогичными элементами, выполненными. на подвижных втулках 43,сопрягаемых с выходными валами 40, за счет, например, шлицевых соединений и связанных с системами рычагов управления (не показано} втулок 43 обоймами 44.На цилиндрической поверхности диска 37 выполнены треугольные шлицы, взаимодействующие 1б с стопором 45 фиксатора 39 углового положения станины 1, включающего в себя упомянутый стопор 45, корпус 46, электромагнит 47 и пружину 48. Для управления работой привода 9 валков 20
6 и 7 и устройства поворота 10 стани" ны 1 на раме 8 и траверсе 22 установлены соответственно регулируемые и нерегулируемые о высоте упоры (не показано), взаимодействующие друг с 25 другом посредством конечных выключателей (не показано), смонтированных на регулируемых по высоте упорах. Аналогично выполнена установка упоров и конечных выключателей (не показано), З0 на поворотной станине 1 (подвижные .упоры) и раме 8 (неподвижные упоры и конечные выключатели).
Стан работает следующим образом.
Станина 1 в сборе с направляющими
2 и 3, пружинным устройством (не показано) и валками 6,7 с смонтированными на них узлами шестерен 26, втулками 31.и обоймами 32 заваливается известным образом в открытую прямоугольную расточку рамы 8. При этом цилиндрические цапфы 15 крышек 14 сопрягаются с планками 16 прямоугольной расточки рамы 8, конические бурты станины роликов 17 — с фасками на 4 торцах станины 1, а зубчатые шестерни
26 и сектора 38 входят в зацепление с рейками 25 и шестерней 36 привода стана 9, предварительно известным образом смонтированного на раме 8.
После этого на раму 8 с помощью быстросъемных соединений, например откидных болтов (не показано), устанавливается верхний станинный ролик
18. К обоймам 32 присоединяются системы рычагов управления (не показано) . втулок 31. Далее посредством прокладок 12 и болтов 11 устанавливается заданное осевое положение верхней
17 6 направляющей 3, взаимодействующей посредством параллельных друг другу и оси прокатки центрирующих выступов с клиновыми пазами подушек 5 и верти" кальных плоскостей упомянутых центрирующих выступов с вертикальными стенками (не показано) подушек 5. Осевое положение центрирующих выстугэв на верхней направляющей 3 однозначно, независимо от соотношения радиальных и осевых составляющих усилия прокатки (угол наклона плоскостей, образующих центрирующий выступ, к основанию нап" равляющей выполнен таким, чтобы реак-. ция от радиальной составляющей усилия прокатки на плоскости контакта направляющих 3 и подушки 5 в осевом направлении превьппала суммарную величину силы трения в упомянутых плоскостях контакта и осевой состаВляющей усилия прокатки, т.е. чтобы выполнялось условие выше, tg (ac p) ) 0,25),радиального положения валка 7, определяет. осевое положение валка 7 относительно центрирующих выступов верхней направляющей 3, а следовательно, нижнего валка 6, аналогично взаимодействующего с нижней направляющей 2„ жестко скрепленной с станиной 1. После проверки правильности установки взаимного осевого положения противорасположенных валков 6 и 7 производят установку заданного размера калибра по высоте. Для этого подвижные втулки
31 (исполнение по пункту 1, фиг,6) или шестерни 26 {исполнение по пункту 2, фиг.7) посредством систем рычагов управления (не показано) втулками
31 (шестернями 26) выводят из зацепления с соединительными (зубчатыми) элементами, например кулачками, выполненными на торцах шестерен 26 (исполнение по пункту 1) или с рейками 25 (исполнение по пункту 2), а одна из подвижных втулок 43 (выбор. втулки 43 осуществляется в зависимости от исходного межцентрового расстояния валков 6 и 7 заданного размера калибра по высоте и осевого положения поршня .в двухполосном гидроцилиндре
19) посредством системы рычагов управления (не показано) вводится в торцовое кулачковое соединение с шестерней 33. Одновременно с выполнением операции по замыканию кинематической цепи устройство поворота 10 станины
1 — привод станина 9, включением электромагнита 47 стопор 45 фиксатора
1437117
39 углового положения станины 1 выводится иэ зацепления с треугольными шлицами диска 37. Далее включается двухполостной гидроцилиндр 19 и осе5 вым перемещением тяги 21, противоположные грани которой снабжены эубча тыми элементами реек, постоянно взаимодействующих с зубчатки элементами шестерен 36, производится поворот 10 станины 1. При повороте станины 1 с подушками 4 и 5 валков 6 и 7 крышки .
14 подушек 4 и 5 своими цапфами 15 шарнирно взаимодействуют с планками
16 открытой прямоугольной расточки 15 рамы 8. Так как планки 16 рамы 8 накладывают ограничение на перемещение подушек 4 и 5 валков 6 и 7 в горизонтальной плоскости, параллельной оси прокатки, а подушки 4 и 5 в станине 1 20 зафиксированы с помощью направляющих
2 и 3 в вертикальной плоскости, перпендикулярной оси прокатки, то вращение станины 1 с подушками 4 и 5 и валками 6 и 7 преобразуется в синхронное25 противонаправленное и идентичное по величине поступательное перемещение подушек 4 и 5 относительно друг друга параллельно плоскости контакта подушек 4 и 5 и синхронный идентичный по Зр величине поворот подушек 4 и 5 относительно осей валков 6 и 7. Соответственно рабочие валки 6 и 7 будут синхронно, противонаправленно и на равные величины перемещаться в вертикаль 35 .ной плоскости перпендикулярно оси прокатки, так как относительное пере- . мещение подушек 4 и 5 с рабочими валками 6 и 7 приводит к изменению размеров калибра по высоте при неизмен- 4р ном положении плоскости осей рабочих валков и неизменном положении оси (уровня, линии и т.д.) прокатки (про= каткировки,волочения),последнее зависит только от установки рамы 8 и ста- 45 нины 1. Предварительный контроль за размером калибра по высоте производит" ся визуально, посредством, например, указателя межцентрового расстояния (не показано), а окончательный — прокаткой пробной полосы. Операция по радиальной регулировке, в том числе и в процессе осуществления формоизменения полосы, можно производить и при замкнутой кинематической цепи цапфы валков 6 и 7 — привод стана 9, т.е. подвижные втулки 31 (исполнение по п.1, фиг.6) или шестерни 26 (исполнение по п.2, Фиг 7) находятся в зацеплении с торцовыми соединительными элементами, например кулачками шестерни 26 или рейками 25 соответственно.
После установки заданного размера калибра по высоте двухполосной гидроцилиндр 19 отключается, втулки 43 посредством систем рычагов управлениМ (не показано) выводятся из торцового кулачкового соединения с шестерней 33, электромагнит 47 отключается и стопор
45 под действием пружины 48 вводится a зацепление с треугольными шлицами диска 37. Как и при замыкании кинема- тической цепи привод стана 9 — устройство поворота 10 станины операции по ее размыканию и фиксации станины 1 от поворота фиксатором 39 совмещены во времени.
Многоцелевое назначение стана предопределяет и различные режимы работы привода стана 9, основные из которых приведены ниже.
Непрерывный режим характеризуется безостановочным вращением валков 6 и
7 в заданном неизменном направлениииспольэуется для способов прокатки длинномерных полос (длина полосы существенно превышает величину хода реек 25) с постоянным и переменным по длине полосы поперечным сечением проФИЛЯ е
Прерывистый режим с изменением и без изменения направления вращения валков 6 и 7 в каждом последующем этапе — наиболее широко используется для производства изделий, длина который соизмерима с величиной рабочего хода реек 25, а также для обжатия переднего.конца полосы при осуществлении способа волочения.
Циклический режим характеризуется наличием в каждом цикле этапов работы провода стана 9 с изменением направления вращения валков — наибольшее распространение имеет при осуществле,,нии способа шаговой прокатки, в свою очередь обуславливает и различное исполнение привода стана 9, в части конструктивного исполнения узлов шестерен
26., количества исполнительных устройств привода стана 9 и состава систем управления привода стана 9.
В то же время содержание операций по управлению работой привода стана
9 для каждого из упомянутых режимов неизменно.
При работе привода стана 9 в непрерывном режиме привод 9 стана устанав14371 ливается с двух сторон, при этом шестерни 26 выполнены по первому пункту (фиг.1 и 6) °
Последовательность операций по упб равлению работой двухполосных гидроцилиндров 19 и подвижных втулок 31 при прокатке профилей с постоянным по длине поперечным сечением следующая.
Включением двухполоснЫх гидроци- 1б линдров 19, рейки 25 приводов стана 9
:устанавливаются в начальное, например, 1
:нижнее положение. Перемещением под вижных упоров с установленными на них ,конечными выключателями (не показано) ,устанавливается рабочий ход реек 25.
:В зависимости от заданного направления прокатки с помощью систем рычагов уп;равления (не показано) втулки 31 од:,ного из приводов стана 9, например, правого (фиг. 1), по оси прокатки вводятся, а другого, например левого, :выводятся из торцового кулачкового :;соединения с шестернями 26. Включается двухполостной гидроцилиндр 19,нап- 25 ример, правого по оси прокатки приво" да 9 стана (фиг.1) и каждая иэ шахматно-расположенных реек 25 при рабо» чем ходе вращает соответствующую шестерню 26, связанную посредством вту- эп лок 31 с цапфами верхнего 7 или нижнего 6 валков, в противоположных направлениях. По окончанию рабочего хода, например, правого двухполостного гидроцилиндра 19 одновременно с срабатыванием конечного выключателя, установленного на регулируемом упоре (не показано), например правый двухполостной гидроцилиндр 19 переключается на обратный, в данном случае холостой ход, втулки 31 правого привода стана
9 выводятся из кулачкового торцового соединения с шестернями 26, а втулки
31 левого привода стана 9 вводятся в торцовое кулачковое соединение с шес- 4> тернями 26 и включается двухполостной гидроцилиндр 19 левого привода стана
9. В результате выполнения описанной последовательности операций по управлению работой стана 9 достигается непрерывное и неизменное по направлению вращение валков.
В случае неравномерного износа боковых поверхностей зубьев реек 25 их демонтируют и после поворота на
180 в плоскости, параллельной плоскости осей валков 6 и 7, устанавливают на траверсе 22. Реверс привода стана 9 производится изменением нап 17 10 равления рабочего хода двухполостных гидроцидиндров 19.
При осуществлении способа прокатки длинномерных полос с переменным, в том числе периодическим по длине полосы поперечным сечением, операции по управлению последовательностью работы двухполостных гидроцилиндров 19 дополняются операциями по установке за" данного положения регулируемых упоров (не показано) на станине 1 (положение регулируемых на станине 1 упоров определяется режимом изменения межцентрового расстояния валков 6 и 7}и замыканию и размыканию кинематических цепей привод стана 9 — устройство поворота 10 станины 1. Последовательность осуществления операций по раз" мыканию и замыканию кинематическпх цепей привод стана 9 — устройство поворота 10 станины 1 приведена ранее при описании работы привода стана 9 по настройке заданного межцентрового расстояния валков 6 и 7.
Исполнение привода стана 9, рассмотренное вьппе, позволяет реализовать за счет соответствующих изменений последовательности выполнения операций по управлению устройствами включения кинематических цепей и двухполостных гидроцилиндров 19 и другие режимы работы привода стана 9. Когда сортамент специализированного участка содержит преимущественно профили с длиной, соизмеримой с рабочим ходом реек 25, а также предназначен только для осуществления способов шаговой прокатки, волочения или периодических профилей в валках 6 и 7, калибрующая поверхность которых, например, выполнена с переменным радиусом (варианты производства периодических профилей методом прокатки с неизменным в процессе деформации межцентровым расстоянием}, наиболее целесообразным с точки зрения упрощения конструкции и повьппения точности прокатки периодических профилей в валках 6 и 7 преимущественно с изменяющимся радиусом калибрующих поверхностей, является установка одного, a II случае высоких энергозатрат для осуществления намечаемых способов деформациидвух приводов стана 9 и согласованными по величине и направлению перемещениями реек 25, и конструктивным исполнением узла шестерни 26 по второму пункту (фиг.7). Неизменное направление вращения валков при осуIl 143711 ществлении способов прокатки профилей длиной, превышающей длину полосы, прокатываемую за один рабочий ход реек 25, для данного конструктивного исполнения привода стана 9 достигается сле5 дующим образом.
Перед началом работы рейки 25 посредством прокладок 23 и болтов 24 перемещаются в направлении их осей до совмещения осей впадин (зубьев) противорасположенных реек 25. Шестерни
26 каждого привода стана 9 (при симметричной их установке с помощью систем рычагов управления шестернями
26 (не показано) вводятся в зацепление с соответствующими(в зависимости от направления прокатки) рейками 25.
Далее производятся аналогичные рассмотренным ранее операции по установ- ур ке рабочего хода реек 25 и начального их положения. После этого одновременным включением двухполостных гидроцилиндров 19 рейки 25 каждого двухполостного гидроцилиндра 19 перемещаются, 25 например, вверх, осуществляя тем самым вращение валков 6 и 7 заданном направлении. По окончанию рабочего (прямого) хода реек 25 шестерни 26 каждого привода стана 9 одновременным gp встречным осевым перемещением посредством системы рычагов управления (не
1показано) выводят из зацепления, например с правыми рейками 25 и вводят в зацепление, например с левыми рейками
Зб
25 и наоборот.
Встречное осевое перемещение шестерен 26 наряду с предварительной регулировкой взаимного осевого положения противорасположенных реек 25 (уста- 4р новка соосности осей одноименных зубчатых элементов противорасположенных реек каждого привода стана 9 и установкой зазора М, (фиг.7) в осевом направлении между фиксированными (ра- 4> бочими) положениями шестерен 26 каждого привода стана 9, не превышающим ширины зубчатого венца шестерни, но большим диапазона осевой регулировки валков, обеспечивает постоянную кинематическую связь противорасположенных валков 6 и 7 в процессе выполнения рассматриваемой операции. Отсюда по сравнению с исполнением узла шестерни
26 по первому пу .кту (фиг.6) конструктивное исполнение шестерни 26 по второму пункту (фиг.7) позволяет обеспечить постоянную связь противорасголоженных валков 6 и 7 на протяжении всего периода работы привода стана 9.
Далее цвухнолостные гидроццлиндры 19 переключаются на обратньп, также являющийся рабочим, ход и совершается следующий цикл работы привода стана .
9, при этом направление вращение валков 6 и 7 неизменно.
Последовательность выполнения операций по управлению работой привода стана 9 при осуществле)й и способа шаговой прокатки отличается от ранее рассмотренных отсутствием операций по встречному осевому перемещению шестерен 26, так как величина рабочего, например прямого (снизу вверх), хода реечного привода обеспечивает выполнение обжатия полосы на переходном (конусе деформации) и калибрующем участках, а величина холостого хода— установку начального межцентрового расстояния валков 6 и 7. Предлагаемое техническое решение не исчерпывается описанной конструкцией клети. Так данное техническое решение применимо для прокатных клетей дуо с классическим исполнением нажимных устройств, клетей кварто, клетей с многовалковым калибром и т.д.
Положительный эффект от использования изобретения состоит в повышении производительности, расширении технологических возможностей стана при одновременном уменьшении массы оборудования и площади участка, улучшении условий труда, уменьшении трудоемкости изготовления привода стана и повышении долговечности привода.
Повышение производительности достигается за счет одновременного выполнения трех условий (привод каждого валка, регулировка калибра по высоте, заданное неизменное в процессе формоизменения полосы, отношение угловых скоростей противорасположенных валков), что в свою очередь обуславливает возможность осуществления многопроходной прокатки беэ перевалок валков, компенсации неточности изготовления валков калибра радиальным перемещением валков (уменьшения количества перевалок) и исключения при перевалке клети операций по сборке (разборке) цепей кинематической связи привода валков с устройством поворота станины.
Разнообразие режимов работы привода стана в сочетании с возможностью регулировки размеров калибра по высо-.е, постоянной кинематической связью
1З 14 371 противорасположенных BBIIKoB и кинематической связью привода валков с устройством поворота станины при осуществлении формоизменения полосы и
5, независимостью осевого положения валков от размера калибра по высоте
Предопределяет целесообразность приМенения предлагаемого устройства не только для прокатки полос с постоян- 10
Ным по длине поперечным сечением, но и для периодической прокатки в валках, алибрующие поверхности которых выполены и с переменным и с постоянным адиусами, шаговой прокатки, в том
Числе с использованием цилиндрических ( валков, вальцовки, волочения и т.д., 1 что позволяет существенно расширить
1гехнологические возможности специалиированного участка проката на маши- О остроительных заводах, при одновременном уменЬшении массы оборудования площади, занимаемой участком.
Упрощение конструкции обуславлива ется возможностью осуществления про- 2б катки полосы конечной длины без нарушения кинематической связи противорасположенных валков в любом направ.—
Лении одним гидравлическим приводом за счет установки шестерен привода gg
Валков на их цапфах с возможностьювстречного осевого перемещения и выйолнения зазора между фиксированными (рабочими) положениями упомянутых
Шестерен, меньшим ширины зубчатого
35 венца шестерни, последнее обеспечива т и повышение точности при периодической прокатке.
Уменьшение трудоемкости изготовления и эксплуатации привода стана 40 обеспечивается установкой реек с возможностью регулируемого в направлении их осей перемещения, что позволяет исключить дополнительную механическую обработку (базовых поверхностей) при их изготовлении и ремонте.
1.Прокатный, преимущественно прокатно — ковочный или роликовый, стан, содержащий раму, поворотную относительно рамы станину, валки с подушками, установленными в расточке станины между направляющими, высота которой равна высоте комплекта подушек с направляющими, а ширина больше ширины подушек, с возможностью противонаправ-. ленного перемещения параллельно плоскости контакта подушек, причем по крайней мере одна иэ направляющих установлена в станине с возможностью регулируемого в направлении осей валков перемещения и каждая снабжена выступами с равной встречной клиновидностью в направлении оси прокатки, взаимодействующими с клиновыми пазами подушек валков, устройство поворота станины, кинематически,посредством зубчатых передач и муфт включения связанное с валами валков, и привод каждого из валков, BbKtoJIHeííbø в виде индивидуальных приводных реечных передач, рейки которых расположены на опорах рамы и жестко связаны между собой, а шестерни, смонтированные на цапфах противорасположенных валков, снабжены муфтами включения их с упомянутыми цапфами, кроме того рама снабжена планками, взаимодействующими с дополнительными цилиндрическими поверхностями подушек, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повыше» . ния производительности, уменьшения трудозатрат по перевалке, расширения технологических возможностей стана, жесткая связь реек между собой выполнена в виде траверсы, связанной с рейкой сцепными механизмами, а рейки расположены вертикально в шахматном порядке по обе стороны от плоскости осей валков, при этом расстояние между рейками (или взаимодействующими с ними шестернями привода) в направлении осей валков выполнено больше диапазона осевой регулировки ,валков, кроме того привод реечных передач выполнен в виде двухполостного гидроцилиндра, шток которого посредством штанги связан с траверсой реек, при этом противоположные грани штанги снабжены зубчатыми элементами реек, Улучшение условий труда обеспечивается удалением цепей кинематической
I связи привода валков с устройством поворота станины иэ зоны обслуживаг ния рабочих валков.
Предлагаемый прокатный стан позволяет снизить трудозатраты по эксплуатации стана (уменьшение количества перевалок, исключение операций по монтажу кинематических цепей) в зависимости от сортамента специализированного участка и монтажности партий
17 14. на 6 — 387. oи в конечном итоге повысить производительность на 2,2 — I 27..
Формула изобретения
15 1437 взаимодействующими с шестернями зубча тых передач устройства поворота станины.
2. Стан по п.1, о т л и ч а ю
5 шийся тем, что, с целью упрощения конструкции стана и повышения точности при периодической прокатке, шестерни привода сопрягаются с цапфами валков посредством соединения паз — выступ и 10 установлены с возможностью осевого перемещения, при этом расстояние между фиксированными (рабочими) -положениями противорасположенных шестерен в осевом направлении выполнено меньше ширины их зубчатого венца.
117 16
З.Стан по п.2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения трудоемкости изготовления и эксплуатации привода стана, рейки смонтированы с траверсой с возможностью относительного их регулируемого перемещения по вертикали посредством набора прокладок.
4. Стан по пп. 1 и 3, о т л и ч a— ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности привода стана, каждый торец рейки снабжен идентичными сцепными механизмами для соединения ее с траверсой.
14371 17 4з 1
З4
ФиР. 4
r - r
1437117
143 7117
Вид 1 лодернуто
Составитель Г.Ростов Редактор Н. Горват Техред Л. Сердюкова Корректор С.Шекмар
Заказ 5824/12 Тираж 467 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4