Перо руля судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области судостроения , а именно к конструкциям судовых рулей. Цель изобретения - повышение маневренности судна и снижение энергозатрат на работу рулевой машины. Перо 2 руля с установленными на нем впереди и сзади цилиндрами 3, 4, имею- Ш.ИМИ возможность реверсивного враш,ения, охвачено гибкой лентой 5, причем часть площади наружной поверхности ленты выполнена шероховатой. Поворотом цилиндра 3 выставляют ленту 5 в полжение, когда ее шероховатая сторона находится на том борту судна, в какую сторону необходим поворот . При этом на шероховатой стороне пера 2 руля давление больше, чем на гладкой. Эффект усиливается вращением ленты 5. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
<5У 1 В 63 H 25/40
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4121191/40-11 (22) 19.09.86 (46) 15.11.88. Бюл. № 42 (72) А. И. Поцелуйко, Н. Н. Воробьев и Г. А. Кузнецов (53) 629.12.0! 4.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1194771, кл. В 63 Н 25/38, 1982. (54) ПЕРО РУЛЯ СУДНА (57) Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям судовых рулей. Цель изобретения — повышение маневренности судна и снижение энер„„Я0„„1437296 А 1 гозатрат на работу рулевой машины.
Перо 2 руля с установленными на нем впереди и сзади цилиндрами 3, 4, имеющими возможность реверсивного вращения, охвачено гибкой лентой 5, причем часть площади наружной поверхности ленты выполнена шероховатой. Поворотом цилиндра 3 выставляют ленту 5 в полжение, когда ее шероховатая сторона находится на том борту судна, в какую сторону необходим поворот. При этом на шероховатой стороне пера 2 руля давление больше, чем на гладкой. Эффект усиливается вращением ленты 5. 2 ил.
1437296
Формула изобретения
Составитель В. Бутаков
Редактор A. Маковская Техред И. Верес . Корректор А. Обручар
Заказ 5840/20 Гираж 396 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР lIo делам изобретений и открцтий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфия-.;кое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям судовых рулей.
Цель изобретения — повышение маневренности судна и снижение энергозатрат на работу рулевой машины.
На фиг. 1 показано перо руля.,вид сбоку, с местными разрезами; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. l.
Рулевое устройство содержит полый баллер !, связанный с рулевой машиной (не показана), на нижней части которого 1О закреплено перо 2 руля с двумя цилиндрами 3 и 4. Передний цилиндр 3 размещен перед передней кромкой пера 2 руля, а задний 4 — за его кормовой кромкой.
Цилиндры 3, 4 охватывает гибкая лента 5. Для улучшения сцепления ленты 5 с цилиндром 3 на внутренней поверхности ленты закреплена приводная цепь 6, а цилиндр 3 снабжен приводной звездочкой 7. Такая же звездочка может быть закреплена и на кормовом цилиндре 4.
Во избежание перекоса ленты 5 при ее вращении она может быть снабжена двумя приводными цепями 6 по верхнему и нижнему краям, а каждый из цилиндров 3 и 4 — двумя звездочками 7.
Для предотвращения засорения или повреждения звездочек и всего цепно о соединения перо 2 руля может быть снабжено сверху и снизу защитными кожухами 8, которые могут также выполнять функции прижи,ов для улучшения сцепления цепи 6 со звездочкой 7. Передний цилиндр 3 с помощью кинематической и: редачи 9 соединен через полый баллер 1 с приьадным двигателем в трюме судна (не показан).
Часть наружной поверхности ленть1 5 выполнена гидравлически гладкой, а вторая половина — — с повышенной шероховатостью
10, например в виде слоя резины с бугорчатой поверхностью или заву 1кaнизированной в резину панцирной сетки с витками, выходящими на поверхность. Изнутри, где она касается поверхности пера 2 руля 3, лента 5 может быть покрыта слоем материала с низким коэффициентом трения, например слоем фторопласта.
Устройство работает следующим образом.
Если требуются небольшие рулевые воздействия на судно, руль не перекладывают, а поворотом цилиндра 3 (через передачу 9) выставляют ленту 5 в положение, когда ее шероховатая сторона находится на том борту судна, в какую сторону необходим поворот. При этом симметрия обтекания пера руля нарушается, на шероховатой стороне руля давление больше, чем на гладкой. Эффект может быть усилен, если привести цилиндр 3 и, соответственно, ленту 5 во вращение. В этом случае сила на руле создается вследсткие эффекта Магнуса.
В случае, когда требуется значительное рулевое воздействие на судно, кроме манипулирования лентой 5, может быть повернуто перо 2 руля целиком. При этом вращающаяся .пента усиливает эффект переложенного руля.
Перо руля судна, содержащее два приводных цилиндра, размещенных на передней и задней кромках корпуса нера руля с возможностью реверсивного вращения, отличающееся тем, что, с целью повышения маневренности судна и снижения энергозатрат на работу рулевой машины, оно снабжено гибкой лентой, охватывающей корпус и приводные цилиндры и кинематически связывающец последние между собой, причем часть площади наружной поверхности ленты выполнена шероховатой.