Способ изготовления зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к метал- . лургии и может быть использовано для .упрочняющей обработки зубчатых колес, изготовленных из стали с высокой демпфирукдцей способностью. Целью изобретения является снижение шума зубчатых колес за счет повышения демпфирукицей способности стали, повышение износостойкости и прочности. Сталь состава, мае. %: С 0,18-0,28; Si 1,21-2,00; А1 0,20-0,62; Си 0,28- 0,80; Ni 0,05-1,52; Мп 0,26-0,41; Fe остальное вьтлавляют в открытой индукционной печи, подвергают ковке, механической обработке, в результате которой изготовляют зубчатые колеса. Изделия помещают в печь и цементируют при до получения слоя 0,8 мм. Охлаждение после цементации проводят вместе с печью со скоростью 30 - 300 град/ч до температуры 500 с (ниже Аг). После охлаяэдения проводят индукционньй нагрев зубьев до температуры аустенизации матри1да (950 С) в течение 5 с, спреерную закалку зубьев эмульсией и низкий отпуск при 190 С в течение 1,5 ч. Применение способа позволяет значительно снизить уровень шума, возникающего при эксплуатации изделий, повысить их износостойкость и прочность. 2 табл. (Л 00 ч 4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСОУБЛИН

„.ЯО„„1437410 А 1 (51)4 С 22 С 38/16, С 21 D 1/78

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4225000/31-02 (22) 06.04.87 (46) 15.11.88. Бюл. Y - 42 (71) Кировский политехнический институт (72) А.И.Скворцов и В.М.Кондратов (53) 621.785.53(088.8) (56) Шетки Л.M., Перкинс Д., Тихие сплавы. Перевод N Б-7843. M.:

ВЦПНТ Щ, 1979, с. 18.

Брежковский Д.И. и др. Марочник сталей и сплавов. M.: ЦНИИТИАШ, 1977, с. 483. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ,КОЛЕС (57) Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для .упрочняющей обработки зубчатых колес, изготовленных из стали с высокой демпфирующей способностью. Целью изобретения является снижение шума зубчатых колес за счет повышения демпАирующей способности стали, повышение износостойкости и прочности.

Сталь состава, мас. 7: С О, 18-0,28;

Si 1,21-2,00; Al 0,20-0,62, Си 0,280,80; Ni 0,05-1,52; Мп 0,26-0,41

Fe остальное выплавляют в открытой индукционной печи, подвергают ковке, механической обработке, в результате которой изготовляют зубчатые колеса.

Иэделия помещают в печь и цементируют при 940 С до получения слоя 0,8 мм.

Охлаждение после цементации проводят вместе с печью со скоростью 30—

300 град/ч до температуры 500 С (ниже Ar„). После охлаждения проводят индукционный нагрев зубьев до темпе0 с0 ратуры аустенизации матрицы (950 С) в течение 5 с, спреерную закалку зубьев эмульсией и низкий отпуск при 190 С в течение 1,5 ч. Применение способа позволяет значительно снизить уровень шума, возникающего при эксплуатации изделий, повысить их износостойкость 4 и прочность. 2 табл. phd

1437410

О, 18-0,28

1,21-2,00

О, 05-1,52

О, 26-0, 41

0,20-0,62

0,28-0 80

Остальное

Т а б л и ц а

Содержание компонентов, мас. _#_

Сталь

1 (С S i. А1 Cu > т Мп !

0r (J

0,18 1,21 0 20 0,28 0,95 0,.26

Остальное

1,65 О,;1 0,,52 Р 8 0Ä34

0,23

О 38 2 00 0,53 О ЯC 1,52 О 41

4 (прототип) О, 19 0, 22

1,1 С,48 0,52

Из обретение относите.я к металл-; —,;;— гии и может быть использовано для упрочняющей обработки зубчатых колес, изготовленных из стали " высокой

З демпАирующей способностью, (TQ с.ни=жает уровень шума при ..х работе,.

Цель изобретения — cíHæå IHB п:умя зубчатых колес за счет повышения демпфирующей способности стали, повьш ение износостойкоств и прочности.

Изобретение иллюстрнр ветсR следующими примерами.

Стали,, состав которых приведен в таб.- . 1, выплавляли в открытой ин- i 5 дукционной печи, подвер гали ковке механической обработке, в pe=-,óëüòÿòå которой изготавливали зубч;-:тые колес» с параметрами z =- 52 мм, тп =- 2 мм„

I 5 = 0 и образ цы для Опр еделе ния д)изи- 20 ко-механических свойств.

После изготовления зубчатые колеса цементируют при 940 ", до полу--ения науглероженного слоя 0,8 мм и охлаждают вместе с печью сn скоростью 25

30-300 град/ч до 500 С (ниже А".,).

Заключительным этапе I обработки является индукционный нягрег. зубьев до температуры яустенизации матрицы (950 С) в течение 5 ч, спреерная за- 30 калка в эмульсии и низкий отпуск три

190 С в течение 1,5 ч, Результаты исследоия:. ия свойств зубчатых колес, изготовленных из предлагаемой стали, обработанной по предлагаемому способу, .представлены в табл. 2.

Как следует из данных табл. 2, рименение предлагаемой стали для изготовления зубчатых колес и предлагаемого способа их обработки позволяет значительно снизи-ь уровень шумя, возникающего в процессе зксплуа-:àöHH изделий, и повысить их износо< тойкость и прочность.

Формула изобретения

Способ изготовления зубчатых колес,, включающий их hopllnобразование из мялоуглеродистой стали, содержащей углерод, кр".ìíèé, марганец, никель и железо цементяцию зубчатого колеся при повып.анной температуре, охлаждение ниже критической точки

Аг, нагрев до температ ;ры аустени ации зяк,лку и низкии отпуск, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения уровня шума зубчатых колес за счет повышения демпфирующей способности стали, повьш ения износостойкости и прочности, сталь дополнительно содержит алюминий и медь при следующем соотношении компонентов, мас. Е:

Углерод

Кремний

HHyeJ Ь

Маргя нец

Алюминий

Медь

Железо охлаждение после цементации до температуры ниже Ar„ ведут со скоростью

30-300 град/ч, а последующему нагреву до температуры аустенизяции и закалке подвергают только зубья колес.

1437410

Таблица 2

Режим

НКС

Сталь

Уровень звука, дБ

Скорость изнашитермоо6ра+ ботки вания

10 кг/с ность Л, 1

10 з !

1, 15 21,5

1060

1,00

20,5!

070

18,5

0,92

16,5

1180

15,5

16,0

0,97

16,0! 190

14,6

0,88

10,2

1250

14,7

0,88

9,8

1280 0,85

0,7

14,5

4 прототип 63

20ХН (стандартный режим) 82 8,2

950

Режимы: 1- охлаждение со скоростью 30 град/ч

2- охлаждение со скоростью 300 град/ч.

Демпфирующая способность определялась по методу затухающих крутильных колебаний по логарифмическому декременту g при = 60 МПа и комнатной температуре на образцах, имитирующих сердцевину зубчатого колеса.

Составитель M.Øåëàãóðoâ

Техред А.Кравчук Корректор В.Гирняк

Редактор Н.Киштулинец

Подписное

Тираж 595

Заказ 5857/26

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

1 64 78 6 2

2 64 78 6,1

1 63 78 7 1

2 63 78 7,0

1 63 78 6 9

2 63 78 6,8

Механические свойства 2 слоя Демпорирующая s, А Е. KCV,MËæ/ì способ7

Мпа