Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить точность оценки технического состояния . Задают т-ру охлаждающей жидкости и измеряют т-ру окружанщей среды. Нагревают охлаждающую жидкость до заданной т-ры и определяют величину т-рных деформаций выбранного сечения блока. Величину деформации сравнивают с их эталонным значением при заданной т-ре окружающего воздуха. Т-рное поле м.б. создано за,счет работы двигателя или путем подачи в систему охлаждения жидкости заданной т-ры. L 2 з.п. ф-лы, 2 ил. .
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (i9)SU(Ii) 4 7 15
А1 (51)4 G 01 М 15(00
СЯ)1 1;) ); l jQ .
) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ,И(ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,;;;"
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОС,ТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БЛОКА
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (21) 4019762/25-06 (22) 10.02.86 (46) 15.11.88. Бюл. У 42 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) P.È. Жеромскас (53) 621.43-15(088 ° 8) (56) Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1980, с. 309. (57) Изобретение позволяет повысить точность оценки технического состояния. Задают т-ру охлаждающей жидкости и измеряют т-ру окружающей среды.
Нагревают охлаждающую жидкость до заданной т-ры и определяют величину т-рных деформаций выбранного сечения блока. Величину деформации .сравнивают с их эталонным значением при заданной т-ре окружающего воздуха. Т-рное поле м.б. создано за,счет работы двигателя или путем подачи в систему охлаждения жидкости заданной т-ры.
2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1437715
Изобретение относится к эксплуатации и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение точности оценки технического состояния.
На фиг. представлена зависимость вероятности F образования трещин в перемычках между посадочными гнездами гильз от температурных деформаций блока двигателя ЗИЛ-130; на фиг, 2 зависимость для определения ресурса блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 по критерию образования трещин в слу- !5 чае применения в системе охлаждения воды.
Способ осуществляют следующим образом.
Задают температуру охлаждающей 20 жидкости и измеряют температуру окружающей среды. Выбирают сечение блока цилиндров, удобное для определения его начальных размеров и температурных деформаций. 25
Нагревают охлаждающую жидкость до заданной температуры и определяют величину температурных деформаций . выбранного сечения Уу.
Оценку структурного параметра или 3Р состояния П определяют по формуле
П =(V -U ). К; К= " " " э кр где U — температурная деформация
Э выбранного сечения однотипного нового (эталонного) двигателя;
К вЂ” коэффициент пропорциональности параметра состояния;
П „ — максимальное значение парами кс метра состояния;
U „Π— критическое значение температурных деформаций, соответствующее моменту перехода блока цилиндров в нерабо- 45 тоспособное состояние.
U3, П «« n U <> определяют заранее эмпирически или вычисляют аналитически При заданных температурах охлаждающей жидкости и окружающей среды.
Оценку состояния блока цилиндров можно также осуществить по заранее составленному графику П=f(U ).
Основной причиной возникновения трещин в перемычках между посадочными
55 гнездами, т.е. увеличения величины F, является тенденция с увеличением наработки при одинаковых условиях охлаждения, характеризуемых температурой охлаждающей жидкости Т и температурой окружающей среды Т, уменьшения температурных деформаций блока цилиндров U, вызывающих рост контактных напряжений 6, в сопряжении гильза-посадочное гнездо, причем при определенном крчтическом значении температурных деформаций U=v конкр тактные напряжения С к достигают предела прочности материала блока цилиндров 6, и вероятность возникновения отказа (трещин) Г близка к единице. Для нового (эталонного ) двига- теля при тех же условиях охлаждения
U--!! — Uz, а вероятность отказа близка к нулю, Следовательно, для практического применения предлагаемого способа необходимо определение функциональной зависимости F=f(v), которая также является диагностической характеристикой технического состояния блока цилиндров по критерию образования трещин. Здесь F структурный параметр, а U — диагностический, На фиг. 1 представлена зависимость
F=f(U) для двигателя ЗЙЛ-130. Pеальная зависимость F=f(U) имеет криволинейный характер (фиг.1, кривая 1).
Однако для практических целей с определенной точностью можно считать ее прямолинейной (кривая 2, фиг.1) °
Прямолинейную диагностическую характеристику строят следующим образом.
Экспериментальным или аналитическим путем определяют величины U „ и кр
U для заданных нормальных температур охлаждающей жидкости T =85 С и о окружающей среды T=20 С, после че- го строят прямолинейный график зависимости F=f(U) с учетом того, что
F+a„c =f (13„, )=1 и Р „ „=f(va)=0.
Диагностирование блока цилиндров двигателя„ т.е, определение величины диагностического параметра — температурной деформации U, должно производиться при тех же условиях охлаждения, при которых был составлен график зависимости F=f(U). Величина структурного параметра F диагностируемого блока цилиндров может быть определена графически с использованием графика 2 (фиг. 1) или аналитически по формуле
9 (Э где К =
U -U з 377 — коэффициент пропорциональности вероятности отказа
F, определяемый эмпирически или вычисляемый аналитич ески; текущее значение
1 диагностического параметра.
На фиг.2 представлен график для определения ресурса Ь блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 по критерию образования трещин в перемычках поса- 15 дочных гнезд в случае применения в системе охлаждения природной воды (L p — полный пробег автомобиля с начала эксплуатации до наступления предельного состояния т,е. до Возник 2б новения отказа). Использованный ресурс L и остаточный ресурс Ь— структурный параметр, U — как и в прежнем случае диагностический.
Структурные параметры L H L A 25 также могут быть определены аналитически. Например, использованный ресурс .Ь может быть определен по т формуле
Ьт 30 где К„=Ь ф -U „
=tg - коэффициент пропорциональности использования ресурса, определяемый эмпирически или вычисляемый аналити-. чески. формула изобретения !. Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения, включающий создание температурного поля и оценку его параметров на наружной стенке блока при заданной температуре охлаждающей жидкости, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности, в качестве параметров температурного поля используют темпе- . ратурные деформации блока и сравнинают их с эталоном при заданной темпе- ратуре окружающего воздуха.
2. Способ по п. l, о т л и ч а юшийся тем, что создание температурного поля осуществляют за счет работы двигателя.
3. Способ по и. I, о т л и ч а юшийся тем, что создание темпераТурНого поля осуществляют путем подачи в систему охлаждения жидкости заданной температуры.
1437715
4в1
Составитехрь А. Аристов
Редактор А. Лежнина Техред М.яндык. Корректор Л.Патай тирам 847 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5883/41
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул, Проектная, 4