Способ определения сопротивления изоляции конструктивных элементов электролизеров

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5g 4 С 01 R 27/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ .Фь 1 (21) 4183002/24-21 (22) 16.01.87 (46) 15. 11.88. Бюл. ¹ 42 (7 1) Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда и техник. ( безопасности черной металлургии (72) С.Н.Карелин, В.А.Показаньева и В.И.Сорокин (53) 621.382.2 (088.8) (56) Цапенко Е.Ф. Контроль изоляции в сетях до 1000 В. — N.: Энер гия, 1972, с. 35-36.

Журавлин 10.Д., Минцис N.ß, Особенности электрообеспечения алюминиевых электролизеров. — N Кеталлургия, 1982, с. 6?,-77. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕ. НИЯ ИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕ1" :ЕНТСВ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ (57) Изобретение относится к способам контроля сопротивления изоляции элементов электрической цепи и может быть использовано при контроле сос„„SU „„1437800 А I тояния изоляции конструктивных элементов электролизеров. Цель изобретения — повышение достоверности и упрошение способа определения сопротивления изоляции. Способ состоит в том, что последовательно измеряют проводимость изоляции конструктивных элементов„ закорачивая при этом от дел ные элементы электрической цепи, причем при первом измерении закорачивают сопротивление корпуса электролизера относительно шинопровода, при втором измерении закорачнвают сопротивление изоляции корпус-земля, при третьем эакорачивают сопротивление изоляции части серии. По измерен ным значениям рассчитывают сопротивление элементов серии. Предложенный способ позволяет периодически контролировать сопротивление изоляции элементов электролизеров, влияюШих на величины потенциалов на корпусах и токи утечки. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

t 437800

Изобретение относится к способам контроля сопротивления изоляции элементов электрической цепи, в частности конструктивных элементов элект5 ролизеров.

Цель изобретения — повышение достоверности и упрощение способа определения сопротивления изоляции.

Сущность способа состоит в следую- 10 щем.

Последовательно измеряют проводимости изоляции конструктивных элементов, закорачивая при этом отдельнь е элементы электрической цепи, причем 15 при первом измерении закорачивают сопротивление корпуса электролизера относительно шинопровода, при втором измерении закорачивают сопротивление изоляции корпус — земля путем 20 электрического соединения корпуса электролизера с землей, при третьем измерении закорачивают сопротивление изоляции части серии, кроме электролизера, на котором производят измерение, путем соединения шинопровода с землей.

На фиг,1 приведена электрическая схема замещения электролизерной серии, представляющей собой неотключаемую нагрузку; на фиг.2-5 — порядок и схемы измерений.

На схемах показаны сопротивление

1 электролизера, определяемое вели35 чиной сопротивления расплава солей, через который проходит технологический ток, сопротивление 2 изоляции корпуса электролизера относительно расплава, находящегося в электролизной ванне, или относительно анодной (или катодной шины), так как сопротивление расплава технологическому току мало и составляет тыслчнь,е доли

Ома, сопротивление 3 изоляции корпуса электролизера относительно земли„ состоящее из сопротивлений изоляции корпуса относительно фундамента, на котором установлена ванна электролизера,, измерительный при5Î бор 4,перемычка 5, закорачивающая (исключающая из измерений) необходимое сопротивление схемы замещения, сопротивление 6 изоляции части схемы без электролизера, на котором производятся измерения.

При первом измерении (фиг.2) исключают закороченное сопротивление 2, измеряют сопротивление параллельных цепей, составленных из сопротивлений 3 6, т.е. где R z — показания измерительного прибора при первом измерении„

R — сопротивление изоляции корпуса электролизера относительно земли, Кб — сопротивление изоляции ча!=ти сержи без электролизера, на котором производят измерения.

При втором измерении (фиг.3) исключают сопротивление изоляции корпус — земля,, измеряют сопротивление изоляции параг!лельных цепей сопротивлений 2 и 6, т.е, R 2 .Rg+ Кб гце я - — показание измерительного

II прибора при втором измерении, Р,„ — сопротивление корпуса электролизера относительно шинопрокода.

Г!ри третьем измерении (фиг.4) закорачивают шинопровод на землю, т.е. измерения производят только на контролируемом электролизере. При этом измеряют сопротивление параллельных ..;,епей сопротивлений 2 и 3, т.е.

Р2 Вз

Т! R,+Б 3 где К вЂ” — показание измерительного !!! прибора при третьем измерении, Решая полученную систему уравнений. получают

q +q +q,;., Ч 1 Ч б +Ч !1! где Ч

q-!!!

-Ч +Ч - +Ч—

Ч Ч;, +Ч(-,, где 1 з

14378

На электролизерах, сопротивление изоляции корпуса которых относительно земли практически равно О, для определения сопротивления изоляции

5 корпуса относительно шинопровода (R)) необходимо выполнить все измерения по фиг.2, 3, 4 на соседнем электролизере, затем, соединив перемычкой корпуса этих двух электроли- 10 зеров, выполнить дополнительное измерение на соединенных электролизерах с заземленным шинопроводом. Дополнительное измерение поясняется схемой, приведенной на фиг.5. l5

При измерении по фиг.5 корпуса соседних электролиэеров соединены перемычкой 7, шинопровод заземлен перемычкой 5, измеряют сопротивление изоляции параллельных цепей корпус — 20 земля и двух сопротивлений корпусов обоих электролизеров относительно шинопроводов.

Предлагаемый способ позволяет периодически контролировать сопротивление изоляции элементов электролизеров. влияющих на величины потенциалов на корпусах электролизеров и токи утечки. Своевременное выявление электролизеров с пониженным сопротивлением изоляции (меньше минималь-; но допустимой величины) позволяет повысить .условия электробезопасности, снизить точки утечки и, следовательно, снизить потери электроэнергии.

Формула изобретения рачивают участок корпус — шинопровод и измеряют сопротивление изоляции на участке корпус — земля, закорачивают участок корпус — земля и измеряют сопротивление изоляции на участ" ке корпус — шинопровод, закорачивают часть электролизной серии, кроме измеряемого электролизера, и измеряют сопротивление изоляции на участке корпус — земля и определяют сопротивление элементов серии по формулам сопротивление изоляции корпус — шинопровод,; сопротивление изоляции корпус — земля проводимость изоляции, полученная при первом измерении с закороченным сопротив лением изоляции корпуса от носительно шинопровода; проводимость изоляции, полученная при втором измерении при закороченном сопротивлении изоляции корпуса относительно земли;

IIPOB0fIHMOCTb ИЗОЛЯЦИИ ПОЛУ ченная при третьем измерении при закороченной части электролизной серии, кроме измеряемого электролизера.

1 ° Способ определения сопротивления изоляции конструктивных эле- 40 ментов электролиэеров, заключающийся в измерении сопротивлений изоляции элементов электрической цепи электро- лизной серии, о т,л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения дос- 45 товерности и упрощения способа определения сопротивления изоляции, зако2. Способпо п.1, отличаюшийся тем, что при сопротивлении изоляции корпус — земля, равном нулю, выполняют все измерения на соседнем электролизере, соединяют перемычкой

I корпуса этих двух электролизеров, соединяют шинопровод с землей и выполняют измерения на соединенных электролизерах.

1437800

1437800

Составитель В. Улимов

Техред Л.Сердюкова

Корректор M.Âàñèëüåâà

Редактор Л.Пчелинская

5890/46

Тираж 772 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4