Монорельсовая транспортная система
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к монорельсовому транспорту и может быть использовано в горной промышленности ДЛЯ транспортирования по шахтным выработкам . Цель изобретения - расширение технологических возможностей. Монорельсовая транспортная система содержит приводной 1 и натяжной 2 шкивы, бесконечный тяговый канат 3, поддерживающие и отклоняющие блоки 4, монорельс 5, приводную тележку 6 и Шкивы трения 7 и 8, соответственно соединенные с приводами поперечного перемещения грузовой каретки и подъема (опускания) грузового элемента. Каждый из шкивов трения 7 и 8 взаимодействует с ветвями бесконечного тягового каната и кинематически связан через управляемую стопорную муфту с коническим редуктором и кинематической передачей, осуществляющими соответств тощие перемещения каретки и грузового элемеята. Конический редуктор содержит реверсивную муфту. осуществляющую из ieиeн e направления движения т азанных 3.neN eHTOH. 6 ил. N) САЭ- 00 СО со 4 Фи1.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4240550/23-11 (22) 04.05.87 (46) 23.11,88. Вюл. Р 43 (71) Карагандинский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный институт нГипроуглегормаш" (72) В.P.Вейс, М.К.пузырьков и О.Я.Фихтнер (53) 625.54.004.13:621.335.2 (088,8) (56) Средства механизации вспомогательных и трудое .яих процессов в шахтном строительстве. Ч.1: Горнопроходческие работы. — М.:
ЦНИЭИуголь, 1982, с. 80. (54) МОНОРЕЛЬСОВАЯ ТРЛНСПОРТ1 .АЯ СИСТЕМА (57) Изобретение относится к монорельсовому транспорту и может быть использовано в горной промышленности для транспортирования по шахтным выработкам. Цель изобретения — расширение технологических возможностей.
Монорельсовая транспортная система содержит приводной 1 и натяжной 2 шкивы, бесконечный тяговый канат 3, поддерживающие и отклоняющие блоки
4, монорельс 5, приводную тележку 6 и шкивы трения 7 и 8, соответственна соединенные с приводами поперечного перемещения грузовой каретки и подъема (опускания ) грузового элемента.
Каждый из шкпвов трения 7 и 8 взаимодействует с ветвями бесконечного тягового каната и кинематически связан через управляемую стопорную муфту с коническим редуктором и кинематической передачей, осуществляющими соответствующие перемещения каретки и грузового элемеята. Конический редуктор содержит реверсивную муфту, „SU, 1438994 А 1 (51) 4 В 61 В ) 3/04 F. 21 F 137 02 осуществляющую изменение направления движения указанных элементов. 6 ил.
i 438994
Изобретение относится к монорельсовому промьш ленному транспорту и может быть использовано в горной промышленности для транспортирования
I1o шахтным выработкам.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей. Ф
На фиг.1 показана монорельсовая транспортная система, план; на 10 фиг.2 — узел 1 на фиг.1; на фиг.3 сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 узел П на фиг.3; на фиг.5 — узел 111 на фиг.3; на фиг.б — узел IV на фиг.3.
45 монорельсовая транспортная система состоит из приводного 1 и натяжного 2 шкивов, бесконечного тягового каната 3, поддерживающих и отклоняющих блоков 4, монорельса 5, приводной тележки 6 и шкивов 7 и 8 трения, / соответственно соединенных с приводами поперечного перемещения каретки, подъема и опускания грузового эле.— мента. Приводная тележк а 6 (фиг. 2) содержит роликовые каретки 9, с помощью которых она подвешена на монорельсе 5. На раме приводной тележки закреплены направляющие 10 и установлена каретка 11 для поперечного перемещения грузового элемента, Привод поперечного перемещения включает шкив 7 трения (на фиг.2 изображен штрихпунктирной линией), который охватывается одним или не35 сколькими витками ветви бесконечного тягового каната 3, а также привод— ной редуктор 12, ценную передачу 13„ червячный редуктор 14, приводной вал
15 с закрепленными на нем двумя приводными звездочками 16, две холостые звездочки 17 и тяговые цепи 18.
Привод подъема и опускания грузового элемента, соединенный со шкивом
8 трения, который аналогично шкиву
7 тр ения о хв атыв ае тс я одним или несколькими витками второй ветви бесконечного тягового каната 3, также содержит приводной редуктор 19, цепную передачу 20, червячный редуктор
21 и приводной вал 22 с закрепленны- 50 ми на нем двумя барабанами 23 для подъемных канатов 24. Кроме этого, привод подъема и опускання грузового элемента содержит отклоняющие барабаны 25, отклоняющие блоки 26 и грузовые элементы 27 (фиг.3) .
Конструктивное выполнение приводов поперечного перемещения каретки, подъема и опускания грузового элемента с двумя разнесенными на приводных валах 15 и 22 приводными звездочками
16 и барабанами 23 позволяет улучшить перемещение каретки 11 в направ— ляющих рамы приводной тележки и подъем длинномерного несцентрированного груза.
11онорельс 5 подвешен к верхнякам крепи выработки с помощью поперечных балок 28 {фиг.2 и 3), содержащих упорные ролики 29, которые контактируют с направляющими 10 приводной тележки б. На обоих концах поперечной балки закреплены поддерживаюшие и отклоняющие блоки 4. ц!кивы 7 и 8 грения, получаюп,ие вращение от ветвей бесконечного тягового каната 3, соединены соответственно с приводными редукторами 12 и 19, имеющими идентичную конструкцию (д>иг. 4 ). Шкив трения 7 (8 ) неподвижно соединен с вертикальным валом 30 приводного редуктора 12 (19), Ф
На втором конце этого вала закреплена коническая шестерня 31, которая передает вращение на конические колеса 32 и 33, свободно посаженные на подшипниках на горизонтальном валу 34 приводного редуктора 12 (19).
На выходном конце горизонтального вала 34 неподвижно посажена звездочка 35 цепной передачи 13 (20), с помощью которой осуществляется привод червячного редуктора 14 (21).
Шкив 7 (8 ) трения содержит управляемую стопорную муфту, которая включает неподвижную, насаженную на вертикальный вал 30 и соединенную со шкивом 7 (8) трения полумуфту 36 и подвижную полумуфту 37. Последняя установлена на корпусе 38 приводного редуктора на шпонке 39 и может перемещаться по корпусу редуктора и шпонке вверх и вниз (направление пока— зано стрелками, механизм перемещения не показан).
Для возможности изменения направления вращения звездочки 35 приводного редуктора на его горизонтальном валу 34 установлена управляемая реверсивная муфта, которая состоит из неподвижных в осевом направлении полумуфт 40 и 41, соединеннык соответственно с коническими колесами 32 и 33, и подвижной двухсторонней полумуфты 43. Последняя для возможности .передачи крутящего момента установ3
)4389 лена на валу 34 с помощью шпонки 43 подвижно и можетпри перемещении влево или вправо (направление показано стрелками ) сосдиняTI,ñÿ с полумуфтами
40 или 41, а также устанавливаться
5 в нейтральном положении.
Поддерживающие и отклоняющие бло-. ки 4 (фиг.5) для бесконечного тягового каната закрепляются к погеречным балкам 28 с помощью шарниров 44.
Для торможения приводной тележки
6 служит (фиг. 6) тормоз 45 (показан стрелкой). Для фиксации грузового контейнера 46 (фиг.3) либо кабины для людей при перемещении по дороге служат подвески 47. Монорельсовая система с канатным приводом работает следующим образом.
Бесконечный тяговый канат 3, приводимый в движение приводным шкивом
1, движется постоянно в одном и том же направлении (например, в направлении, показанном на фиг.1 стрелкой).
Ветви бесконечного тягового каната 25 охватывают одним или несколькими витками шкивы 7 и 8 трения и при своем движении могут либо вращать оба шкива в этом случае приводная те— лежка 6 стоит на месте и шкивы трения свободно вращаются, при этом управляемая стопорная муфта (фиг.4) выключена, т.е. подвижная полумуфта
37 рассоединена с неподвижной полумуфтой 36, либо вращают один из шки35 вов 7 или 8 трения. В последнем случае один из шкивов трения (например, 7) с помощью управляемой стопорной муфты (подвижная полумуфта поднимается вверх rro корпусу 38 приводного редуктора 12 и шпонке 39 вверх и соединяется с неподвижной полумуфтой
36) стопорится на приводном редукторе 12, а второй шкив трения (например, 8) вращается под действием бес- 4
45 конечного тягового каната. Если оба шкива 7 и 8 трения вращаются, приводная те.пежка 6 не перемещается по монорельсу 5 и затормаживается тормозом 45 (фиг.6). Если один из шки—
50 вов трения стопорится, грузовая те— лежка движется вмес те с к анатом. При стопорении шкива 7 трения приводная тележка перемешается го монорельсу вниз, а при стопорении шкива 8 трения перемещается вверх, т.е. в на55 правлении движения бесконечного тягового каната 3. При стопорении же одного из шкивов 7 или 8 трения тор94
4 моз 45 должен быть выключен. Оба шкива 7 и 8 трения одновременно стопо— риться не должны, так как это приводит к разрыву тягового каната либо его проскальзыванию на приводном шкиве 1 .
От шкива 7 трения (фиг. 2) осуществляется привод поперечного пере— мещения каретки 11 грузового элемента, а от шкива 8 трения — привод подъема и опускания грузового элемента 27.
При стопорении шкивов 7 или 8 трения (фиг. 4) вертикальный вал 30 раздаточного редуктора 12 (19) не вращается.
В случае вращения шкивов 7 и 8 трения при необходимости могут бьгп осуществлены поперечное перемещение грузового элемен, а либо его подъем и опускание. Когда шкив трения, например 7 (фиг. 4), вращается (в этом случае годвижная полумуфта 37 правляе мой стопорной муфты должна быть расcoeдинена с неподвижной полумуфтой 36), он приводит во вращение вертикальный вал 30 и коническую шестерню 3!
Последняя вращает конические колеса
32 и 33 с присоединенными к ним неподвижными в осевом направлении полумуфтами 40 и 41 управля .май реверсив— ной муфты. Если подвижная двухсторо.,— няя полумуфта 42 управляемой реверсивной муфты находится в нейтрально:. положении (фиг.4), коническ е ко.;еса 32 и 33 свободно проворачиваются на горизонтальном валу 34 и не передают вращения на звездочку 35, т.е. в этом случае не осуществляются поперечное перемещение каретки 1! и подъем и опускание грузового эле— мента 27.
Для возможности выполнения операции поперечного перемещения грузового элемента в приводном редукторе
12 с помощью управляемой реверсивной муфты подвижная двухсторонняя IoJI)муфта 42 путем осевого перемещения по горизонтальному валу 34 и шпонке
43 соединяется с неподвижной полумуфтой 40 либо 41. При этом от конических колес 32 либо 33 получает spaщение горизонтальный вал 34 и насаженная на его выходном конце звездочка 35. При соединении подвижной двухсторонней полумуфты 42 с неподвижной полумуфтой 40 вал 3 вращается в одну сторону, а при соединении
Упорные ролики 29 взаимодействуют с направляющими 10, длина которых больше шага установки поперечньгх балок в выработке. При наклоне привод— ной тележки в поперечном направлении одна из направляющих 10 (противоположная от смещения груза) контактирует
5 14 полумуфты 42 с полумуфтой 41 вал 34 вращается в другую сторону. С помощью такого переключения в приьоде поперечного перемещения грузового элемента осуществляется реверс перемещения каретки 11. От звездочки 35 при помощи цепной передачи 13 (фиг.2) вращение передается на червячный редуктор 14 и приводной вал 15 с закрепленными на нем звездочками 16.
Последние перемещают тяговую цепь 18, концы которой закреплены к каретке
11. Таким образом, в зависимости от того, с какой из неподвижных полумуфт (40 или 41) соединена подвижная двухсторонняя полумуфта 42 при вращающемся шкиве 7 трения, производится поперечное перемещение каретки 11 и вместе с ней грузового элемента 27 в заданном направлении.
Для выполнения подъема и опускания грузового элемента 27 (фиг.2) аналогичное включение управляемой. реверсивной муфты производится уже в приводном редукторе 19, приводимом от шкива 8 трения. Со звездочки 35 этого редуктора с помощью цепной передачи 20 вращение передается на червячный редуктор 21 и приводной вал 22, на котором закреплены барабаны ?3 с подъемными канатами 24, вторые концы которых присоединены к раме приводной тележки б.
В монорельсовой дороге с канатным приводом при перемещении приводной тележки по монорельсу, особенно с несцентрированным в поперечном направлении грузом, а также поперечном перемещении каретки 11 (фиг.2 и 3) опрокидывание приводной тележки на монорельсе предотвращается упорными роликами 29, которые закреплены на поперечных балках 28..
38994 6 с упорными роликами 29 и перекаг|вается по ним.
В монорельсовой дороге крепление поддерживающих и отклоняющих блоков
4 с помощью шарниров 44 (фиг. 5) обеспечивает надежную поддержку бесконечного тягового каната 3 при искривлении выработки в горизонтальной плос10 кости. Для устранения раскачивания грузового контейнера 46 либо кабины для людей при перемещении го дороге используются подвески 47 (фиг.3), соединенные с рамой приводной тележки 6.
На дороге такого типа в случае необходимости может быть смонтировано и несколько рассредоточенных по дгине выработки приводных тележек 6. Кроме
20 того, к приводной тележке могут быть прицеплены устанавливаемые также на монорельсе дополнительные тележки, которые не снабжаются приводами поперечного перемещения, а также подъема
25 и опускания грузового элемента.
Формула изобретения
Монорельсовая транспортная система, содержащая установленную на монорельсе приводную тележку, связанную с бескочечным тяговым канатом, смонтированную на тележке каретку с грузозахватными элементами, механизм поперечного перемещения каретки и механизм вертикального перемещения грузозахватных элементов, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей, механизмы привода бесконечного тягового каната, поперечного перемещения каретки и вертикального перемещения. грузозахватных элементов выполнены в виде единого устройства, включающего в себя смонтированные на те— лежке два шкива трения, охватываемые разноименными ветвями тягового каната и посредством приводных муфт связанные с реверсивными редукторамп„ один из которых через один тяговый орган связан с кареткой, а другой через другой тяговый орган — с грузозахватными элементами.
E 43899ч а
f (б
Фаад
1438994
2б
1438994
Фиг. 5
Сос тавитель Н. Манько
Редактор И. Горная Техред М.Дидык Корректор 3,Лончакова
Зак аз 6014/18 Тираж 464 Подписное
В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4