Подшипниковый узел скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах подшипников скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. При низкой частоте вращения вала в подшипниковом узле создаются неблагоприятные условия для реализации эффекта гидродинамической смазки. В этом случае рационально обеспечить смазывание поверхностей за счет нанесения на трущиеся поверхности твердой смазки. Это осуществляется путем прижатия твердосмазочного брикета (ТВ). Контакт ТБ с цапфой поддерживается воздействием пружины сжатия на поршень и шток. Отвод ТБ осуществляется за счет того, что нагнетательная полость корпуса гидроцилиндра сообщается с рабочей зоной подшипникового узла 1 ил. 2
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 F 16 С 33/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ с
Май (21) 4237374/31-27 (22) 27.04.87 (46) 23. 11.88. Бюл. 9 43. (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) М,И.Бурда, В.Я.Белоусов, И.N.Áîãàò÷óê и И.Ю.Гладий (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Í 360515, кл . F 16 N 7/08, 1972. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах подшипников скольжения. Цель изобретения — повьппение надежности
„,SU„„1439310 А1 и долговечности. При низкой частоте вращения вала в подшипниковом узле создаются неблагоприятные условия для реализации эффекта гидродинамической смазки. В этом случае рационально обеспечить смазывание поверхностей за счет нанесения на трущиеся поверхности твердой смазки. Это осуществляется путем прижатия твердосмазочного брикета (ТБ) . Контакт ТБ с цапфой поддерживается воздействием пружины сжатия на поршень и шток.
Отвод ТБ осуществляется за счет того, что нагнетательная полость корпуса гидроцилиндра сообщается с рабочей зоной подшипникового узла. 1 ил .
1439310
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано .в узлах подшипников скольжения, например, испытывающих повышенную нагрузку.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности подшипникового узла скольжения.
Подшипниковый узел скольжения содержит втулку 1, охватывающую цапфу
2 вала, в полости 3 которой размещен твердосмазочный брикет 4. На втулке
1 закреплен корпус гидроцилиндра 5 с выведенными из него двумя соосными штоками 6 и 7. На конце штока 6 смонтирован твердосмазочный брикет 4, а на поверхности штока 7, выведенного за пределы корпуса гидроцилиндра 5, нанесена линейная шкала 8. Поршень 9 20 с двумя штоками 6 и 7 расположен в корпусе гидроцилиндра 5, нагнетательная полость 10 которого с помощью канала 11 соединена с рабочей зоной подшипникового узла. Контакт твердо- 25 смазочного брикета 4 с цапфой 2 осуществляется через шток 6 соединенный с поршнем 9, на который воздействует пружина 12. Во втулке 1 выполнен канал 13, предназначенный для подачи 30 масла в рабочую зону подшипникового узла.
Подшипниковый узел работает сле-, дующим образом.
В начальный момент времени, когда
35 машина, содержащая данный подшипниковый узел скольжения, функционирует на этапе неустановившегося режима работы, цапфа 2 контактирует непосредственно с втулкой 1. Вызвано это тем, 4 что давление масла в начальный период работы ниже номинального, подача масла по смазочным магистралям в пусковой период затруднена из-за загустения масла, кРоме того, при пуске масло поступает в смазочные точки с запозданием через промежуток времени, необходимый для заполнения каналов, с другой стороны низкая частота вращения вала на этом периоде работы не создает благоприятных условий для ре-5О ализации эффекта гидродинамической смазки.
На этом периоде работы подшипникового узла наиболее рационально обеспечить смазывание поверхностей за
55 счет нанесения на трущиеся поверхнос- ти твердой смазки, Это осуществляется путем прижатия твердосмазочного брикета 4, размещенного в полости 3, втулки 1 к поверхности цапфы 2. Контакт твердосмазочного брикета с цапфой 2 поддерживается воздействием пружины 12 сжатия на поршень 9 и шток 6.
По мере выхода машины на стацио— нарный режим работы увеличивается давление масла, поступающего из системы подачи масла (не показана) в межконтактное пространство через канал 13. За счет этого возникает гидродинамический эффект, вызывающий наведение масляного клина, разделяющего трущиеся поверхности ° Контактирование цапфы 2 с брикетом 4 при этом не обязательно, более того оно не желательно, так как вызывает изнашивание брикета 4.
Отвод брикета 4 осуществляется за счет того, что нагнетательная полость
10 корпуса гидроцилиндра 5, сообщается с рабочей зоной подшипникового узла каналом 11. По мере наростания и стабилизации давления масла в рабочей зоне (при выходе машины на стационарный режим работы) заполняется нагнетательная полость 10 и поршень 9 перемещается от цапфы 2 вала, преодолевая усилие пружины 12. Брикет 4 выходит из контакта с цапфой 2 — подшипниковый узел скольжения работает за счет гидродинамической смазки.
При остановке машины частота вращения вала уменьшается, гидродинамический клин исчезает. Одновременно снижается давление масла, что нарушает равновесие в гидроцилиндре 5: поршень 9 под действием пружины 12 через шток 6 прижимает брикет 4 к цапфе 2 °
Для контроля процесса износа твердосмазо ного брикета 4 шток 7 оснащен отсчетным устройством в виде линейной шкалы 8. Контроль производят при неработающем узле трения: под действием пружины 12 вкладыш прижимается к цапфе 2 и чем больше износ брикета, тем на большую глубину шток
7 перемещается в корпус гидроцилиндра 5. Операцию контроля износа брикета 4 можно автоматизировать, оснастив шток 7 концевым предельным выключателем (не показан), срабатывающим при достижении брикета 4 предельного износа.
Использование предлагаемого устройства обеспечивает реализацию рационального, комбинированного режима
Фор мула из обретения
Составитель Т.Хромова
Техред М.Ходанич Корректор В.Романенко
Редактор M.Áëàíàð
Заказ 6055/34 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
14:3931 смазки в соответствии с режимом работы машины. Это значительно повышает долговечность и надежность подшипникового узла скольжения.
Подшипниковый узел скольжения, содержащий охватывающую цапфу вала втулку с каналом подвода рабочей среды, а также твердосмазочный брикет и средство его поджатия к рабочей поверхности цапфы вала, о т л и ч а ю0
tlt и Й шения надежности и долговечности, средство поджатия брикета выполнено в виде гидроцилпндра одностороннего действия, с подпружиненным в сторону цапфы вала поршнем и с двумя соосно расположенными штоками, на одном из которых смонтирован твердосмазочный брикет, а другой выведен за пределы корпуса гидроцилиндра, при этом нагнетательная полость гидроцкпиндра соединена с рабочей зоной подшипникового узла.