Электропривод насоса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 59b, 4
21ci, 46 № 144093 ссср
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа ЛВ 287
С. P. Троицкий
ЭЛЕКТРОПРИВОД НАСОСА
Заи«>e«r> 23 марта !96! r. за № 722822/2!-7 в Комитет,по ислам нзобретс««й и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллете«е изобретений» ¹ за !962 г
Предметом изобретения является электропривод насоса для перекачки электропроводящих жидкостей, например расплавленных металлов, с двигателем по типу униполярной машины, имеющей жидкостный токоподвод к ротору.
Особенность предлагаемого привода, обеспечивающая упрощение привода и повышение его надежности путем отказа от уплотняющих устройств, закл!очается в том, что в качестве подшипникового щита двигателя использована стенка корпуса насоса, а жидкостный контакт осуществлен перекачиваемой жидкостью.
На чертеже изображена конструктивная схема электропривода.
Предлагаемый электропривод насоса для перекачки электропроводящих жидкостей выполнен в виде униполярной машины.
Сплошной ротор 1, выполняемый как одно целое с валом или отдельно от него, изготавливается из магнитомягкого материала, например, из стали Армко, надежно работающей при высоких температурах в среде жидкого натрия, лития и т. п.
Из такого же материала выполняются детали 2 и 8 статора, которьш разделяется на две половины покрытием 4.
Покрытие 4 служит для устранения утечек тока по статору между его двумя половинами, имеющими разный потенциал, и выполняется нз изоляционного материала, например, А120з, ВеО и т. п., способного выдер)кивать высокие температуры в среде перекачиваемого металла.
Возбуждение двигателя может осуществляться по любой схеме. Обмотка возбуждения может быть спроектирована маловитковой (низковольтной) с большим сечением каждого витка. Это позволяет выполнить ее без витковой изоляции с установкой на твердых теплостойких изоляторах (типа керамики) или с заполнением окна обмотки теплостойкой изоляционной массой с последующим затвердеванием. Такая изоляция дает возможность поднять температуру перекачиваемого металла до № 144093 величины, при которой еще сохраняются достаточные магнитные свойства материала ротора и статора (т. е. ниже точки Кюри), Места установки обмоток 5 возбуждения закрываются от жидкого металла 6 экранами 7:из нержавеющих сталей, которые по той же причине крепятся изолированно от деталей статора; изоляция 8 и 9 может быть выполнена по типу покрытия 4.
Для улучшения работы машины аналогичные покрытия минимальной толщины могут быть осуществлены между деталями 2 и 3 статора.
Детали статора стягиваются болтами или шпильками 10, устанавливаемыми на изолированных прокладках 11.
Токоподвод в предлагаемом двигателе осуществляется с помощью находящегося в воздушном зазоре машины жидкого электропроводного металла, выполняющего роль контактной жидкости. Такое выполнение делает предлагаемый электропривод практически бесконтактным.
Подводящие шины 12 изолированно вводятся в окна обмоток возбуждения и привариваются к экранам 7, которые через жидкий металл 6 в зазоре передают ток в ротор.
Со стороны, противоположной насосу, двигатель наглухо закрывается подшипниковым щитом 18. Подшипниковый щит 14 одновременно образует внутреннюю полость насоса без каких-либо специальных уплотняющих устройств между насосом и двигателем. Из-за затруднений, возникающих при работе подшипников качения в жидких металлах, подшипниковые узлы 15 выполнены в виде гидростатических или гидродинамических подшипников, смазочным, элементом которых является перекачиваемый жидкий металл.
Расчеты показали, что при мощности в несколько десятков квт униполярный двигатель может иметь удельный вес не выше 2 кг(квт (не включая вес подшипниковых узлов и систему охлаждения) при к.п.д. двигателя не ниже 80% (скорость вращения порядка 20000 об)иин).
Предлагаемый электропривод может быть выполнен практически с любой скоростью вращения.
Предмет изобретения
Электропривод насоса для перекачки электропроводящих жидкостей (например, расплавленных металлов) с двигателем по типу униполярной машины, имеющей жидкостный токоподвод к ротору, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения привода и повышении его надежности путем отказа от уплотняющих устройств, в качестве подшипникового щита двигателя использована стенка корпуса насоса, а жидкостный контакт осуществлен перекачиваемой жидкостью. № 144093
3 (С +,7 П
Составитель И М. Дубинский
Формат бум. 70 (1081/, Тираж 850
ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.
Обьем 0,26 изд. л.
Ценя 4 коп.
Поди. к печ. 15.11-62 г
Зак. 1460
Типография ЦЬТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Москва. Петровка, 14.
Редактор 3. А. Москвина Текред А. Л. Резник Корректор С. Ю. Цверина