Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам. Цельповышение долговечности зубчатого колеса - достигается за счет улучшения теплоотвода от нагружаемых элементов колеса. Многослойный венец зубчатого колеса состоит из слоев 2, 3, 4, выполненных из материалов.с различными физическими свойствами, слой 4 -- из материал.а с высокой теплопроводностью . Участки этого слоя выполнены в виде отогнутых на торцовую плоскость венца лепестков 3. На ступице выполнен буртик 6, контактирующгй своим торцом с лепестками 5, Ступица Н буртик выполнены также из материала с высокой теплопроводностью. Диаметр буртика 6 может быть равным диаметру делительной окружности колеса. При работе колеса идущие от периферии к центру тепловые потоки отводятся через слой 4 и лепестки 5 на буртик 6 и далее рассеиваются. При равен Q стве диаметра буртика диаметру делительной окружности он контактирует с аналогичным буртиком ответного колеса , что улучшает теплоотвод, выравнивает нагрузки на зубья. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л
СОЮЗ СОЯЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 > 16 Н 55/17 — ь( фиР f
ГОСУДАРСТБЕННЬ Й НОМИТЕТ СССР
ПО.ДЕЛi". 1 ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPhlTNA (2! ) 4248482/25-28 (22) 26.05.87 (46) 30.11 .88. Бюл. ¹ 44 (I 1) Днепропетровский химико-технологический институт им. Ф. Э. Дзержин° ского (72) A. В, Горбунов, 3. А. Спорягин и В. A. Горбунов (53) 621.833(088.8) (56) Альшиц И. Я,, Благов Б. Н. Проектирование деталей из пластмасс. М.:
Машиностроение, 1977, с. 164, рис. 24 °
Авторское свидетельство СССР № 1099157, кл. Г 16 H 55/17, 1982. (54) ЗУБЧАтоК КОЛКСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам. Цель— повышение долговечности зубчатого колеса — достигается за счет улучшения теплоотвода от нагружаемых элементов колеса. Многослойный венец зубчатого колеса состоит из слоев 2, 3, 4, Я выполненных из материалов с различными физическими свойствами, слой 4 из материала с высокой топлопроводностью. Участки этого слоя выполнены в виде отогнутых на торцовую плоскость венца лепестков 5. На ступице ! выполнен буртик 6, контактирующий своим торцом с лепестками 5. Ступица и буртик выполнены также из матерйала с высокой теплопроводностью. Диаметр буртика 6 может быть равным диаметру делительной окружности колеса.
При работе колеса идущие от периферии к центру тепловые потоки отводятся через слой 4 и лепестки 5 на буртик 6 и далее рассеиваются. При равен стве диаметра буртика диаметру делительной окружности он контактирует с аналогичным буртиком ответного колеса, что улучшает теплоотвод, выравнивает нагрузки на зубья. 1 s.ï. ф-лы, 2 ил.!
441128
Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам.
Цель изобретения " повьппение дол5 говечности зубчатого колеса эа счет улучшения теплоотвода от нагружаемых элементов колеса.
На фиг. 1 изображено зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез А-А íà + - 1и фиг. 1.
Зубчатое колесо содержит ступицу
1 и установленный на ней многослой.ный в радиальном направлении с эквидистантными профилю зубьев слоями 24 венец. Слои 2-4 выполнены из материалов с различными физическими свойствами. Первый от периферии слой 2 выполнен из материала с высокой контактной прочностью и износостойкостью Я и образован, например, стальной лентой. Второй слой 3 представляет собой основной материал колеса, например пакет высокопрочиых лент из амированньас полимерных материалов. Третий 25 слой 4 и ступица 1 выполнены из материалов с высокой теплопроводностью, например меди, алюминия и др. Со стороны одного из торцов венца в третьем слое 4 выполнены участки в виде отогнутых на торцовую плоскость венца к оси симметрии профилей зубьев лепестков 5. На наружной поверхности ступицы 1 со стороны того же торца венца выполнен кольцевой буртик б, контактирующий одним иэ своих торцов с лепесткамн 5 третьего слоя 4. диаметр Dg буртика б может быть
Равным диаметру делительной окружности колеса. 40
Суммарная толщина слоев 2 и 3 рассчитывается исходя из глубины залегания максимальных касательных напряжений, определяющей зону наибольших тепловых нагрузок. 45
При работе колеса в составе зубча-: той.передачи (не показана) идущие.от периферии к центру колеса тепловые потоки отводятся через слой 4 и лепестки 5 на буртик б и далее рассеиваются. В результате снижается разогрев зу"ьев колеса, уменьшаются температурные деформации, повьппается долговечнссть.колеса в целом.
Лепестки 5, плотно прилегая к торцу буртика 6, увеличивают поверхность теплопередачи от слоя 4 к буртику 6, При выполнении диаметра Dg буртика 6 равным диаметру делительной окружности колеса буртик б контактирует в режиме качения с аналогичным буртиком ответного колеса (не показано) °
Кроме улучшения теплоотвода, "-тот контакт способствует снижению шума в передаче, равномерному износу рабочих поверхностей зубьев, т.е. повьш ению.долговечности. !
Формула изобретения
1. Зубчатое колесо, содержащее ступицу и установленный на ней многослойный в радиальном направлении с эквидистантными профилю зубьев слоямк венец, которые выполнены из материалов с различными физическими свойствами, и первый от периферии слой— из материала с контактной прочностью и износостойкостью, большими последукщих, а второй — из основного материала колеса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения долговечности, по крайней мере со стороны одного из торцов венца в третьем слое выполнены участки в виде отогнутых на торцовую плоскость венца к оси симметрии профилей зубьев лепестков, на наружной поверхности ступицы со стороны того же торца венца выполнен кольцевой буртик, контактирующий одним из торцов с лепесткамн третьего слоя, а материал последнего и ступицы имеет теплопроводность, большую теплопроводности материала других слоев .
2. Колесо по п. 1, а т л и ч а— ю щ е е с я тем, что диаметр буртика выбран равным диаметру делительной окружности колеса.
1441128 фОР 2
Составитель М. Левинский
РедактоР А. ОгаР ТехРед Л.СеРдюкова КоРРектоР M. Пожо
Заказ 6272/39 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4