Способ диагностирования узлов трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано для технического диагностирования узлов трения. Целью изобретения является повышение производительности за счет обеспечения возможности проведения испытаний узлов в их , рабочем состоянии. На исследуе1« 1й узел воздействуют сжимакяцей силой. Измеряют соответствующее сжатие и строят характеристику жесткости узла. Измерения повторяют по мере наработки узла. По изменению участка малой жесткости характеристики жесткости судят об износе узла. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ:

РЕСПУБЛИН (19) (11) (59 4 G 01 Н 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К A ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:(21) 4229852/25-28 (22) 13.04.87 (46) 30.11.88. Бюл. У 44 (71) Куйбышевский политехнический институт им. В.В.Куйбышева (72) Д.Г.Громаковский, В.И,Аверкиева, Р.А.Яфясов, Б.И.Смирнов, В.М.Ружан и В.В.Горлов (53) 620 ° 178.16(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 800597, кл. G 01 В 5/14, 1981. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УЗЛОВ

ТРЕНИИ. (57) Изобретение может быть использовано для технического диагностирования узлов трения. Целью изобретения является повышение производительности за счет обеспечения возможности проведения испытаний узлов в их рабочем состоянии..На исследуемай узел воздействуют сжимающей силой.

Измеряют соответствующее сжатие и строят характеристику жесткости узла.

Измерения повторяют по мере наработки узла. По изменению участка малой жесткости характеристики жесткости судят об износе узла. 4 ил.

1441255

Изобретение относится к трибологии и может быть использовано для технического диагностирования узлов трения, например при организации эксплуа-5 тации самолетов.

Цель изобретения — повышение производительности за счет обеспечения возможности проведения испытаний узлов в их рабочем состоянии. 1О

На фиг.1 представлена типичная характеристика жесткости узла трения; на фиг.2 — схема устройства для определения характеристики жесткости; на фиг.З вЂ” зависимость величины зазора от наработки по предлагаемому способу; на фиг.4 — результаты измерения износа по периферии втулки.

Способ осуществляют следующим образом.

На исследуемый узел трения воздействуют сжимающей силой P Измеряя для различных величин P соответствующее сжатие Д, строят характеристику жесткости узла (фиг.1).

Характеристика жесткости включает участок малой жесткости, соответствующий смещению в пределах величины зазора, и участок высокой жесткости, соответствующий упругому контакту элеЗ0 ментов узла. Переход от одного участ- . ка к другому характеризуется резким переломом характеристики жесткости (на фиг.1 точка b, =0,5 мм). Определение положения данного перелома ха- 35 рактеристики жесткости позволяет найти величину зазора.в узле трения.

По мере наработки через заданные интервалы времени построение характеристики жесткости повторяют, опреде- 40 ляя каждый раз величину зазора. Строя характеристики жесткости в различных направлениях воздействия на узел трения сжимающей. силы, получают величины изменения зазора, а следователь- 45 но, и износа в различных направлениях контактирования элементов узла.

Пример. Производили изнашивание узла трения типа вал — втулка в характерном режиме работы шарниров 50 и шасси самолетов при нагрузке 5 кгс/мм и смазке ЦИАТИМ-201. Материал втулок— бронза Бр. NKH 10-4-4, вала — сталь

ЗОХГСНА с покрытием твердохромом.

Определение характеристики жесткости узла проводили после каждых

20 ч наработки на устройстве (фиг.2).

Вращением винтового механизма 1 ярмо 2 прижимает втулку 3 к валу 4.

Индикатор 5 измеряет смещение, а силоизмерительный элемент 6 — величину действующей силы.

Определяя перелом характеристики жесткости, находили текущую величину зазора в зависимости от наработки (фиг.3).

Для определения износа в различных направлениях контактирования вала и втулки измерение зазора производили при последовательных поворотах втулки вокруг ее оси. Результаты измерений, соответствующие наработке с износом в точке максимума около

0,01 мм, приведены на фиг.4.

Принципы, реализованные в системе диагностирования узлов трения шасси, могут найти широкое применение при диагностировании различных машин, механизмов и приборов.

Формула изобретения

Способ диагностирования узлов трения, заключающийся в том,,что осуществляют относительное перемещение элементов узла по нормали к поверхности трения и судят об износе узла, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности, по мере наработки воздействуют в различных направлениях на узел сжимающей силой, определяют для каждого из направлений характеристику жесткости узла, включающую участок меньшей жесткости, соответствующий смещению в пределах величины зазора между элементами узла, и участок большей жесткости, соответствующий упругому контакту смещаемых элементов узла, а об износе узла судят по изменению характеристик жесткости для каждого из направлений воздействия сжимающей силы по мере наработки длины участка меньшей жесткости.

15 4, Р1М

Фи . 1

Фцй. 2

80 100

НаОабстка, v97èå. Ю

)44) 255

b èà5âþ патжюице, epcri

12 Я

Редактор Т.Лаз оренко

Заказ 6279/45 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 300

Ф(" ф сз" 200

Ф М

ВВЛУчУИО ЯЮОфчУ, NNM

Составитель И. Солдатенков

Техред Л.Сердюкова Корректор Л.Пилипенко