Способ определения прочности сцепления соединения подложки с нанесенным на нее покрытием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области трибологии. Целью изобретения является повышение точности за счет создания непрерьшного спектра силового воздействия на соединение. В испытуемом покрытии 2 выполняют до подложки 1 прямолинейный надрез 3 и ряд зквидистантных надрезов 4. Соединение изгибают вокруг конического стержня. Определяют наибольший диаметр d стержня, при котором покрытие отслоилось от подложки в месте надреза 3. По величине d нлг судят о прочности соединения. 2 в.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

COUHAËÈCÒÈ×ЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) А1 (5D 4 G 01 N 19/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ вам

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4193016/25-28 (22) 11.02.87 (46) 30.11.88. Бюл. 1(44 (71) Днепропетровский химико-технологический институт им. Ф.Э.Дзержинского (72) А.Н. Трофимович, С,A. Кижаев, И.В.Вязовая и Б.Я.Джумалыев (53) 620. 179. 4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 953535, кл. С 01 N 19/04, 1982 °

{54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ

СЦЕПЛЕНИЯ. СОЕДИНЕНИЯ ПОДЛОЖКИ С НАНЕСЕННЫМ HA HER ПОКРЫТИЕМ (57) Изобретение относится к области трибологии. Целью изобретения является повышение точности sa счет создания непрерывного спектра силового воздействия на соединение, В испытуемом покрытии 2 выполняют до подложки

1 прямолинейный надрез 3 и ряд эквидистантных надрезов 4. Соединение изгибают вокруг конического стержня.

Определяют наибольший диаметр d стержня, при котором покрытие отслоилось от подложки в месте надреза 3.

По величине d < судят о прочности соединения, 2 s.ï. ф-лы, 2 ил.

144 1 274

Изобретение Ьтносится к трибологии и может быть использовано при определении прочности сцепления покрытия с подложкой.

Целью изобретения является повьппе" ние точности 3а счет создания непрерывного спектра силового воздействия на соединение.

На фиг. 1 изображено взаимодействие соединения с коническим стержнем; на фиг. 2 — зависимости относительных размеров разрушения соединения от диаметра стержня для покрытий ХС-068,, ХВ-785, ХС-1100 на подложке из стали-3, покрытой окалиной или очищенной от продуктов окисления: а — XC-068 па окалине; б — ХВ-785 по окалине; в — ХВ-785 по очищенной поверхности;

r — ХС-1100 по окалине; д — ХС-1100 по очищенной поверхности.

Способ осуществляется следующим образом.

На поверхность подложки 1 (фиг. 1) наносят испытуемое покрытие 2. В 2S покрытии 2 выполняют до подложки прямолинейный надрез 3 и ряд эквидистантных надрезов 4, пересекающих прямолинейный надрез 3.

Соединение располагают на коничес- 30 ком стержне 5 так, чтобы покрытие находилось снаружи, а прямолинейный. надрез был параллелен оси стержня, для чего линию надреза ориентируют с одной стороны при помощи фиксатора

6, а с другой — по вершине коническо-.

«3S

ro стержня, Изгибают соединение вокруг стержня. По длине прямолинейного надреза измеряют диаметр d стержня, линейный

40 размер 1 отслоившейся части покрытия в перпендикулярном прямолинейному надрезу направлении и длину дуги охвата стержня подложкой по ее сцепленной с покрытием стороне. По данным измерениям строят зависимость 1/с =,Й(Й), имеh ющую линейный вид (фиг, 2) .

Путем линейной экстраполяции находят величину Ля такую, что 50

f (d> ) = О. по величине d„ судят о прочности соединения, а именно тем больше прочность, чем меньше д „д

Пример. Испытывались на прочность соединения из покрытий ХС-068, ХВ-785 и ХС-1100 на подложке.из стали — 3, пок(>llтой окалиной или очищенной от продуктов окисления механическим способом. Размеры подложки 105 х75х1

Как видно иэ фиг. 2, прочность сцепленных покрытий, нанесенных на очищенной поверхности, больше прочности сцепления тех же покрытий, нанесенных по поверхности металла, покрытой окалиной. По прочности сцепления с очищенной поверхностью покрытия размещаются в следующем порядке:

ХС-11 00 (ХВ-785 (ХС-068.

Предлагаемый способ прост и достаточно эффективен при его практической реализации.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Способ определения прочности сцепления соединения подложки с нанесенным на нее покрытием, заключающийСЯ В ТОМ, ЧТО В IIOKPblTHH ВЫПОЛНЯЮТ прямолинейный надрез до подложки, иэгибают соединение вокруг стержня так, чтобы покрытие находилось снаружи, а надрез располагался в осевой плоскости стержня, фиксируют разрушение соединения в месте надреза и определяют прочность сцепления с учетом диаметра стержня, о т л и ч a— ю шийся тем, что, с целью повышения точности, используют конический стержень, в покрытии выполняют ряд эквидистантных надрезов до подложки, перпендикулярных Оси стержня и пересекающих прямолинейный надрез, по крайней мере в двух точках по длине прямолинейного надреза измеряют диаметры d поперечных сечений стержня, проходящих через эти точки, линейные размеры 1 отслоившейся части покрытия в перпендикулярном прямолинейному надрезу направлении и длины с дуг охвата стержня подложкой по ее сцепленной с покрытием поверхности И определяют зависимость 1/с = f(d)% а при определении прочности соединения учитывают такой диаметр d стержня, получаемый путем линейной экстраполяции зависимости 1/с

f (d), при котором f (d > ) = О, 2, Способ по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что расстояние между поперечными надрезами Выбирают большим или равным толщине соединения.

3. Способ по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что линейный размер отслоившейся части покрытия опре3 1441274

4 деляют путем обработки надрезов раст- кием покрытия с подложки и измерения вором красителя с последующим удале- размеров ее окрашенной части, ОИ

045

03

025

0,Ю г о ю в roам фиг. 7

Составитель И. Солдатенков

Техред М.Дидык Корректор С. LlleKMap

Редактор Т, Лазоренко.

Подписное

Тираж 847

Заказ 6280/46

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4