Устройство переключения скоростей транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Цель изобретения - повышение надежности. Устройство переключения скоростей транспортного средства содержит зубчатую муфту (ЗМ) 1 с кольцевой проточкой 2, вилку А, механизм осевого перемещения вилки 4. Повышение надежности обеспечивается тем, что торцовые поверхности кольцевой проточки 2 ЗМ I имеют внутренний уклон, на цилиндрической поверхности проточки 2 выполнены диаметрально противоположные лыски 13, торцовые поверхности вилки 4 имеют наружный уклон 15, а зев 8 вилки 4 обхватьтает более половины окружности кольцевой проточки 2. 2 ил. с € (Л 4 4 СО
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СООИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1441370 А 1.(5})4 G 05 G 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ з|.ч.": рц .т"L.,Ü . : :
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СЙИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4267959/24-24 (22) 24.06.87 (46) 30.11.88. Вюл.Р 44 (71) Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследователь ского тракторного института (72) А.И.Лоскутов, В.А.Донжик, А,Я,НайштутиМ.Д.Гольдин (53) 621.527 (088.8) (56) Патент ФРГ Р 1600086, кл. С 05 G 3/00, 1972.
Гологорский Е.Г. и др. Ремонт трактора Т-130. N.: Машиностроение, 1986, с. 203, рис,88. (54) УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СКОРОС(57) Цель изобретения — повышение надежности. Устройство переключения скоростей транспортного средства содержит зубчатую муфту (ЗМ) 1 с коль цевой проточкой 2, вилку 4, механизм осевого перемещения вилки 4. Повышение надежности обеспечивается тем, что торцовые поверхности кольцевой проточки 2 ЗМ 1 имеют внутренний уклон, на цилиндрической поверхности проточки 2 выполнены диаметрально противоположные лыски 13 торцовые поверхности вилки 4 имеют наружный уклон 15, а зев 8 вилки 4 обхватыва" ет более полонины окружности кольцевой проточки 2. 2 ил.
ТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА М м ь
4ь
СО еъ
144!370
Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения - повышение надежности. 5
На фиг.l изображена конструкция устройства; на фиг.2 - сечение А--А ня фиг.l.
Устройство переключения скоростей транспортного средства содержит эуб- 10 чатую муфту 1 с кольцевой проточкой 2 на внешней цилиндрической поверхности
3, вилку 4, сопряженную с кольцевой проточкой 2 зубчатой муфты 1 с помощью трех лап 5 - 7, причем лапа 15 размещена в центре зева 8 вилки 4, а лапы 6,7 - на концах 9 вилки 4, механизм осевого перемещения (не по- казан) вилки 4. Торцовые поверхности
10 кольцевой проточки 2 зубчатой муф- 20 ты 1 выполнены с внутренним уклоном
11, а на цилиндрической поверхности
12 проточки 2 выполнены дне диаметрально противоположные лыски 13, торцовые поверхности 14 лап 5 7 вилки
4 выполнены с наружным уклоном 15, равным уклону 11 торцовых поверхнос тей 10 кольцевой проточки 2, причем эев 8 вилки 4 выполнен с охватом более половины окружности кольцевой проточки 2 муфты 1, а расстояние 16 между лапами 6,7 на концах 9 вилки 4. больше расстояния 17 между лысками
13 или равно ему. Муфта 1 имеет ось
- вращения 18, зубчатый венец 19, сопря-35 жена с шестернями передач, (не показаны) транспортного Средства.
Устройство переключения работает следующим образом.
С помощью механизма осевого переме-40 щения (не показан) вилка 4, перемещаясь вдоль оси 18 муфты 1 н одном иэ направлений, указанных стрелкой ня фиг.2 (например, влево), вступает н контакт с боковыми поверхностями 14 45 лап 5 7 с торцовой поверхностью 10 кольцевой проточки 2 муфты 1, которая, перемещаясь, производит переключение передач своим венцом 19.
Возникающие в местах контакта уси- 0 лия благодаря уклонам 11 и 15 имеют, составляющие, одни из которых направ" лены вдоль оси 18 муфты 1 в няправлении перемещения муфты, а вторые в радиальном направлении От центра к периферии муфты I.
Наличие радиальных состявляк>ших усилий, действующих ня муфту 1 в местах контакта лап 5 — 7 вилки 4 с торцовой поверхностью 10 кольцевой проточки 2, в процессе переключения муфты 1 стабилизирует положение муфты 1 относительно оси вращения 18 исключая появление перекосов муфты I за счет устойчивого уравновешенного состояния системы действующих на муфту 1 сил, повышая надежность устройства.
Лыски 13 служат для сборки устройства путем совмещения расстояния 16 между лапами 6,7 с расстоянием 17 между лысками 13, при этом эен 8 вилки 4 охватывает более половины окружности кольцевой проточки 2 муфты 1, что обеспечивает более благоприятное распределение усилий переключения на муфте 1, что также повышает надежность работы устройства.
Формула иэоC>рет ения
Устройство переклк>чения скоростей транспортного средства, содержащее зубчатую муфту с кольцевой проточкой на внешней цилиндрической поверхности, сопряженную с кольцевой проточкой зубчатой муфты с помоц>ью трех лап„ одна из которых размещена в центре зева вилки, я две другие на концах вилки, механизм осевого перемещения вилки, о т л и ч я ю ц1 е е с я тем, что, с целью повышения надеежности торцОные понерхнОсти коль ценой проточки зубчатой муфты выполнены с внутренним уклоном, я ня цилиндрической поверхности проточки выполнены дне диаметрально противоположные лыски, торцовые поверхности лап вилки выполнены с наружным уклоном. равным уклону торцовых поверхностей, кольцевой проточки, причем зен вилки выполнен с охватом более половины окружности кольцевой проточки муфты, а расстояние между лапами на концах вилки больше или равно расстоянию между лысками.
1441370
Составитель В.Муханов
Техред А.Кравчук
Корректор А,ОбручаР
Редактор M. Циткина
Заказ 6287/51
Тираж 866
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4