Привод механизма для соединения-отсоединения труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области бурения скважин, а именно к приводам механизмов для соединения-отсоединения труб. Цель - повышение надежности работы привода. Привод включает двигатель, ведущий вал которого кинематически связан с трубозажимным устройством 3. Узел докрепления-раскрепления резьбовых соединений труб содержит сиповой цилиндр, двустороннюю зубчатую рейку 5, реечную шестерню (РШ) 6, роликовую муфту (М) 8 свободного хода и кулачковую М. Зубчатая рей1.а 5 выполнена двусторонней , установлена с возможностью поворота на 180 вокруг своей оси и имеет клиновой толкатель (КТ) 12. На роликовой М 8 установлена РШ 6 с возмож ностью осевого перемещения и взаимодействия с КТ 12. Для взаимодействия, с кулачковой М, жестко соединенной с ведущим валом привода, РШ 6 имеет торторцовые зубья. При движении штока : гидроцилиндра 4 зубчатая рейка 5 входит в зацепление с РШ 6 и вращает ее по часовой стрелке. Вращение РШ 6 через ролики 10 передается М 8 и ведущему валу. В результате зтого крутящий момент передается на трубозажимное устр-во 3. 3 ил, А-А i (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5Н 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO-ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4108944/22-03 (22) 04,08.86 (46) 07.12.88. Бюл, У 45 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт разработки и эксплуатации нефтепромысловых труб и Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения (72) В.Г. Сечкин, А.А. Головин и Э,А. Айзуппе (53) 622.242.3 (088 8) (56) Патент Великобритании !! 852460, кл. 83.3, опублик. 1956.
Авторское свидетельство СССР!! 866120, кл. E 21 Я 19/10, 1974. (54) ПРИВОД МЕХАНИЗМА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ-ОТСОЕДИНЕНИЯ ТРУБ (57) Изобретение относится к области бурения скважин, а именно к приводам механизмов для соединения-отсоединения труб. Цель — повышение надежности работы привода. Привод вклю„„80„„1442633 A 1 чает двигатель, ведущий вал которого кинематически связан с трубозажимным устройством 3. Узел докрепления-раскрепления резьбовых соединений труб содержит силовой цилиндр, двустороннюю зубчатую рейку 5, реечную mecтерню (РШ) 6, роликовую муфту (М) 8 свободного хода и кулачковую M. Зубчатая рейка 5 выполнена двусторонней, установлена с возможностью поворота на 180 вокруг своей оси и имеет клиновой толкатель (КТ) 12. На роликовой М 8 установлена РШ 6 с воэможностью осевого перемещения и взаимодействия с КТ 12. Для взаимодействия.
И с кулачковой М, жестко соединенной с 9 ведущим валом привода, РШ 6 имеет тор торцовые зубья. При движении штока .. гидроцилиндра 4 зубчатая рейка 5 вхо- С» дит в зацепление с РШ 6 и вращает ее по часовой стрелке. Вращение РШ 6 че- ф рез ролики 10 передается М 8 и ведущему валу. В результате этого крутящий момент передается на трубоэажимное устр-во 3. 3 ил.
A-А l 442 633
Свинчивание труб осуществляется скоростным двигателем 1..Перед началом докрепления зубчатая рейка 5 устанавливается в такое положение, когда клиновой толкатель 12 находится выше ее оси, после чего зубчатая рейка 5 с помощью штока 16 выдвигается в крайнее левое положение.
При движении штока 16 в обратном направлении зубчатая рейка 5 входит в зацепление с реечной шестерней 6 и вращает ее по часовой стрелке. Вращение шестерни 6 через заклиниваемые ролики 10 передается муфте 8
Изобретение относится к бурению скважин, а именно к приводам механизмов для соединения-отсоединения труб.
Цель изобретения — повышение надежности работы привода.
На фиг. 1 изображен привод механизма для соединения-отсоединения труб, общий вид; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 зубчатая двусторонняя рейка с клиновым толкателем.
Привод механизма для соединенияотсоединения труб состоит из скорост- 15 ного двигателя 1, ведущий вал 2 которого кинематически связан с трубозажимным устройством 3, Узел докрепления-раскрепления реэьбовых соединений. труб содержит силовой цилиндр 4, двустороннюю зубчатую рейку 5, реечную шестерню 6 с торцовыми зубьями 7, роликовую муфту 8 свободного хода, имеющую продольные пазы 9, в которых размещаются заклиниваемые ролики 10, и кулачковую муфту 11. Муфты 8 и 1 1 жестко связаны с ведущим валом 2, а реечная шестерня 6 установлена на корлусе муфты 8 с воэможностью осевого перемещения. Зубчатая рейка 5 имеет с одной стороны клиновой толкатель 12, а с другой — цилиндрический хвостовик 13 с отверстием 14, в котором устанавливается фиксатор 15 для креп- 35 ления зубчатой рейки 5 к штоку 16 силового цилиндра 4. Последний укреплен на станине 17. Для предотвращения отжатия зубчатой рейки 5 при ее перемещении служит опорная плита 40
18.
Привод механизма для соединенияотсоединения труб работает следующим образом. свободного хода и жестко связанному с ней ведущему валу 2, н результате чего крутящий момент, достаточный дпя докрепления реэьбового соединения, передается на трубозажимное устройство 3. В случае необходимости процесс докрепления повторяется.
Перед началом подъема бурильной колонны ключ настраивают на раскрепление резьбовых соединений. Для этого снимают фиксатор 15, зубчатую о рейку 5 поворачивают на 180 так, чтобы клиновой толкатель 12 оказался ниже ее оси, затем фиксатором 15 с закрепляют зубчатую рейку 5 в этом положении. При раскреплеяии шток 1б с зубчатой рейкой 5 находятся в крайнем правом положении. Выдвигаясь, шток 16 перемещает зубчатую рейку 5 влево, при этом клиновой толкатель
12 скользит по нижнему торцу реечной шестерни 6, приподнимает ее веерх и вводит ее торцовые зубья 7 в зацепl ление с кулачковой муфтой 1 t При дальнейшем движении зубчатой рейки 5, последняя входит в зацепление с реечной шестерней 6 и начинает вращать ее против часовой стрелки.
Это вращение передается кулачковой муфте 11 и жестко связанному с ней ведущему валу 2. Таким образом осуществляется страгивание реэьбового соединения. Дальнейшее раэвинчивание производится при помощи скоростного двигателя 1.
Формула из обре те ния
Привод механизма для соединенияотсоединения труб, включающий ведущий вал привода вращательного действия, кинематически связанный с трубоэажимным механизмом, и узел докрепления-раскрепления резьбовых соединений, выполненный в виде зубчатой рейки с приводом ее перемещения, реечной шестерни и кулачковой муфты, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы привода, он снабжен роликовой муфтой свободного хода, жестко соединенной с ведущим валом привода вращательного действия и клиновым толкателем, жестко соединенным с зубчатой рейкой выполненной двусторонней и установ— ленной с возможностью поворота на о
180 вокруг своей оси, причем реечная шестерня установлена на роликоB oH муфте. с з 1442633
4 перемещения и взаимодействия с кли- коэой муфтой, жестко соединенной с новым толкателем н имеет торцовые ведущим валом привода вращательного зубья для взаимодействия с кулач- действия.
Составитель М. Юрьев
Техред Л.Олийнык
Корректор М. Шароши
Редактор Н. Яцола
Заказ 6362/28 Тираж 532
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4