Упорно-радиальный подшипник качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.(51)4 F 16 С 19/49

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4210074/25-27 (22) 12.03.87 (46) 07. i2.88. Вюл. Ф 45 (72) Ю.П.Курепов, В.А.Пиковский, В.Н.Налитов и В.Г.Иванников (53) 621.822 (088.8) (56) Подшипники качения и свободные детали, Каталог, M., 1983, с. 281, фиг. 597. (54) УПОРНО-РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть исполь.зовано в подшипниках качения. Цель—

„.Я0„„1442732 А1 уменьшение габаритных размеров и материалоемкости подшипников и подшипниковых узлов без снижения надежности и долговечности. Это достигается тем, что сферические тела качения размещены внутри цилиндрических, выполненных полыми. Изменение соотношения между радиальной и осевой грузоподьемностями подшипника возможно за счет размещения цилиндрических тел качения в подшипнике так, что их оси располагаются либо параллельно, либо перпендикулярно к оси подшипника. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1442732

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках качения.

Цель изобретения — уменьшение ra5 баритов подшипника путем размещения сферических тел качения внутри цилиндрических.

На фиг. 1 показан подшипник с расположением осей цилиндрических тел fp качения параллельно оси подшипника; на фиг. 2 — то же, другое исполнение, на фиг. 3 — подшипник с расположением осей цилиндрических тел качения перпендикулярно оси подшипника и до- 15 полнительными сепарирующими шайбами; на фиг. 4 — то же, другое исполнение, на фиг. 5 — разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 6 — подшипник при нагружении радиальными и осевыми нагрузками. 20

Подшипник (фиг.f) содержит две пары дорожек 1, 2 и 3, 4 качения, выполненных на наружном 5 и внутреннем

6 кольцах, между которыми установлены шарики 7 и цилиндрические ролики 25

8, причем каждый из шариков 7 размещен внутри отверстия 9 ролика 8 с совмещением геометрических центров шариков 7 и роликов 8 в точке 10, являющейся также геометрическим мес- 30 том точек пересечения осей 11 собственного вращения роликов 8, расположенных параллельно оси 12 подшипника и осей 13 собственного вращения шари ков 7, расположенных перпендикулярно оси 12 подшипника, при этом обеспечивается наличие зазора 14 между поверхностями шарика 7 и отверстия 9 ролика 8, а длина L ролика 8 меньше диаметра 0 шарика 7 на величину сум- @ марной глубины (h„ + h ) профиля дорожек 1 и 3 качения и величину зазоров

15 и 16, обеспечивающих свободное вращение ролика 8.

В подшипнике (фиг.2) каждая дорож- 45 ка качения выполнена на отдельной детали: дорожка 1 качения — на кольце

5, дорожка 2 качения — на кольце 17, дорожка 3 качения — на кольце 6, дорожка 4 качения — на кольце 18.

В подшипнике (фиг.3) оси 11 собственного вращения роликов 8 расположены перпендикулярно оси 12 подшипника, собственные оси 13 вращения шариков

7 расположены параллельно оси 12 подшипника, а длина L ролика 8 меньше диаметра Dù шарика 7 на величину глубины h профиля дорожки 4 качения и зазоров 15 и 16, причем зазор 16 обеспечивается с помощью дополнитель" ной сепарирующей шайбы 19, которая, ввиду разности глубин профиля дорожек 2 и 4 (дорожка 2 выполнена цилиндрической), служит также для совмещения в точке 10 точки пересечения осей 11 и 13 вращения и геометрических центров тех же тел качения, так как для этого необходимо условие, чтобы зазор 16, обеспечиваемый толщиной шайбы 19, был равен сумме глубины h дорожки 4 и величины зазора 15.

В подшипнике (фиг.4) каждая дорож-, ка качения выполнена на отдельной детали: дорожка 1 качения — на кольце 5, дорожка 2 качения — на кольце

17, дорожка 3 качения — на кольце 6, дорожка 4 качения — на кольце 18.

Подшипник (фиг.3 и 5) содержит дорожки 2 и 4 качения, шарики 7, ролики 8, сепарирующие шайбы 19 и сепарирующие секторы 20, служащие для разделения роликов 8 в окружном направлении, при этом поверхность торца 21 шайбы 19, обращенного к дорожке 2, выполнена сферической с радиусом сферы, равным или несколько меньшим радиусу сопряженной дорожки 2, наружный диаметр D> шайбы 19 выполФ нен равным диаметру ролика 8, а диаметр отверстия d шайбы 19 выполнен равным диаметру оснований сегмента шарика 7, выступающего за пределы ролика 8, форма и размеры сепарирующих секторов 20 выбираются такими, чтобы обеспечивалось надежное разделение роликов 8 и предупреждалась дезориентация роликов 8 и шайб 19, при вращении подшипника.

Сборка подшипника (фиг ° 1) произ водится в следующей последовательности. На дорожку 4 качения кольца 6 устанавливают комплект роликов 8, затем в отверстия 9 роликов 8 устанавливают шарики 7 до контакта их с дорожкой 3 качения, после чего устанавливают дорожки 1 и 2 качения путем осевого перемещения кольца 5.

Сборка подшипйика (фиг.2) производится в следующей последовательнос-. ти. На дорожку 4 качения кольца 18 устанавливают комплект роликов 8, затем на ролики 8 устанавливают дорожку 2 качения путем осевого перемещения кольца 17, потом устанавливают кольцо 6 с дорожкой 3 качения и в отверстия 9 роликов 8 устанавливают шарики 7 до контакта их с дорож3 14427 кой 3 качения, после чего устанавливают кольцо 5 с дорожкой

Сборка подшипника (фиг.3) производится в следующей последовательнос5 ти. На дорожку 3 качения кольца 6 устанавливают комплект роликов 8, затем в отверстия 9 роликов 8 устанавливают шарики 7 до контакта с дорожкой 4, а между роликами 8 уста- 10 навливают сепарирующие секторы 20, после чего устанавливают сепарирующие шайбы 19 и дорожки 1 и 2 путем осевого перемещения кольца 5.

Сборка подшипника (фиг.4) произво- 1б дится в следующей последовательности, Совмещают кольца 6 и 18, затем на дорожку 3 качения устанавливают комплект роликов 8, между роликами устанавливают сепарирующие секторы 20

20, в отверстия 9 роликов 8 устанавливают шарики 7 до контакта с дорожкой 4 качения, после чего устанавливают сепарирующие шайбы 19, дорожку

2 путем осевого перемещения кольца 17 2Б и дорожку 1 перемещением кольца 5 до контакта с роликами 8.

Подшипники (фиг. 2 и 4) имеют упрощенную конструкцию колец 5, 17, 6, 18 по сравнению с кольцами 5 и 6 в gg подшипниках, представпенных на фиг. 1 и 2, однако при монтаже в изделии требуется предусмотреть дополнительные устройства, фиксирующие кольца 5 в осевом направлении (предупреждающие перемещение на фиг. 2 и 4 колец 17 вправо).

Подшипник работает следующим образом.

При вращении одного из колец (или обоих колец) шарики 7 перекатываются по дорожкам 2 и 3 качения, вращаясь вокруг осей собственного вращения, ролики 8 перекатываются по дорожкам 3 и 2 качения, вращаясь вокруг осей собственного вращения, перпендикулярных и пересекающих оси вращения шариков 7 в точке 10, являю32 ф щейся одновременно геометрическим центром шарика 7 и ролика 8, направления переносного движения центров шариков 7 и роликов 8 совпадают, смещение роликов 8 в осевом направлении ограничивается направляющими бор" .тиками 22 и 23, смещение шариков в радиальном направлении ограничивается вогнутыми дорожками 2 и 3 качения.

Для уменьшения трения и износа шариков ? и роликов 8 при их контактировании поверхность отверстия ролика может быть покрыта материалами, обладающими антифрикционными свойствами, например полимерами.

При нагружении подшипника (фиг.6) радиальная нагрузка F воспринимается роликами 8 и дорожками 2 и 3 качения, осевая нагрузка F — шариками

7 и дорожками 1 и 4 качения.

Формула изобретения

1. Упорно-радиальный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, сферические и цилиндрические тела качения, размещенные в сепараторе, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, цилиндрические тела качения выполнены полыми, а сферические тела качения установлены с зазором в полостях цилиндрических тел качения, причем геометрические центры и точки пересечения осей вращения тел качения обоих типов совмещены, цилиндрические тела качения установлены между кольцами с зазорами со стороны торцов.

2. Подшипник по п.l о т л и ч а ю шийся тем, что оси цилиндрических тел качения расположены параллельно оси подшипника.

3. Подшипник по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что оси цилиндрических тел качения расположены перпендикулярно оси подшипника.

1442732

1442732

I 442732

Составитель И. Теравская

Техред М.Ходанич Корректор Л.Патай

Редактор Н. Тупица

Заказ 6367/32

Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4