Ограничитель вращения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 2 А1
n)) 4 С 05 С 5/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTOPCHOMM СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4270680/24-24 (22) 24. 05. 87 (46) 07.12.88. Бюл. У 45 (72) В.Н. Панферов и В.Ф. Клягин (53) 621-327(088.8) (56) Левин И.Я. Справочник конструктора точных приборов. — M.: Машиностроение, 1967, с. 531-532, рис.486.
Авторское свидетельство СССР
У 788101; кл. G 05 С 5/04, 1 978. (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и используется в системах управления. Цель изобретения — повышение надежности. Ограничитель вращения содержит корпус 1, вал 2, устройство ynpyroro ограничения вращения вала (УУОВВ) . Повышение надежности достигается тем, что УУОВВ выполнено в виде двухкоромыслового шарнирного четырехзвенника 3 с упругим шатуном 4, причем одно коромысло 5 жестко закреплено на валу 2, а другое коромысло 6 шарнирно связано с корпусом 1 с помощью дополнительного вала 7, при этом на дополнительном валу 7 установлена пружина
8 кручения, один конец которой жестко закреплен на корпусе 1, а другой— на дополнительном валу 7. 1 s.n. ф-лы, 2 ил.
1442982
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления.
Цель изобретения — повышение на5 дежности.
На фиг. l изображен ограничитель вращения при расфиксированном вале на фиг. 2 — то же, при зафиксированном вале. 1О
Ограничитель вращения содержит корпус. 1, установленный в нем вал
2 и устройство упругого ограничения вращения вала. Последнее выполнено в виде двухкоромыслового шарнирного четырехзвенника 3 с упругим шатуном
4, причем одно коромысло 5 жестко закреплено на валу 2, а другое коромысло шарнирно связано с корпусом с помощью дополнительного вала 7, при20 этом на дополнительном валу 7 установлена пружина 8 кручения, один конец которой жестко закреплен на корпусе 1, а другой — на дополнигельном валу 7. 25
Ограничитель вращения снабжен устройством для фиксации вала, выполненным в виде рычага 9, установленного в корпусе 1 и кинеглатически связанного с приводом 10, и фиксатора 11... жестко30 установленного на дополнительном валу 7 и сопряженного с рычагом 9 в одном из крайних положений вала 2.
В корпусе 1 также установлен второй дополнительный вал 12, на кото- ром жестко закреплено червячное колесо -3 и свободно установлен рычаг
9. Вращение рычага 9 на валу 12 ограничено пружиной 14 растяжения, один конец которой закреплен на червячном колесе 13, а другой — на рычаге 9, и упором 15, установленным на червячном колесе 13. На последнем закреплены также упоры 16.
B корпусе 1 на оси 17 установлены .черняк 18 и предохранительная муфта
19. Привод 10, установленный в корпу-.. се 1, через цилиндрические зубчатые колеса 20-23 и муфту 19 связан с осью 17. Упругий шатун 4 содержит
50 пружину 24 сжатия. Вал 2 поворачивается на угол 25.
Ограничитель вращения работает следующим образом
Вал 2 совершает возвратно-вращательное движение в пределах рабочего угла 25 поворота. При достижении валом 2 одного из крайних положений коромысло 6 и шатун 4 образуют прямую линию между собой и угол, близкий к о
90, с коромыслом 5. При этом поворот вала 2 за пределы рабочего угла невозможен. Пружина 24 поглощает ударную нагрузку, возникающую при достижении валом 2 крайних положений. Установленная на валу 7 пружина 8 кручения служит для вывода двухкоромыслового четырехзвенника 3 из мертвых положений, которые возникают при достижении налом 2 границ рабочего угла поворота.
Для того, чтобы зафиксировать вал
2, включает привод 10. Под действием крутящего момента от привода 10 посрецством зубчатых колес 20 — 23, червяка 18, червячного колеса 13 и упора 15 рычаг 9 переводится из положения, изображенного на фиг. 1, в положение, изображенное на фиг. 2.
При этом муфта 19 предохраняет привод 10 от поломки в то время, когда упор 16 достигнет червяка 18. После этого вал 2 переводят в крайнее положение (фиг. 2). Фиксатор 11 на валу 7 заскакивает за подпружиненный рычаг 9, поворот фиксатора 11 з обратную сторону становится невозможным, вал 3 зафиксирован, Для расфик-. сирования вала 2 рычаг 9 отводится в первоначальное положение включением привода 10 и изменением направления его вращения на противоположное.Фиксатор 11 освобождается, вал 2 расфиксирован, Формула изобретения
1. Ограничитель вращения, содержащий корпус, установленный в нем вал, устройство упругого ограничения вращения вала, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности, устройство упругого ограничения вращения вала выполнено в виде двухкоромыслового шарнирного четырехзвенника с упругим шатуном, причем одно коромысло жестко закреплено на Фалу, а другое шарнирно связано с корпусом с помощью дополнительного вала, при этом на дополнительном валу установлена пружина кручения, один конец которой жестко закреплен на корпусе, а другой — на дополнительном валу.
2. Ограничитель вращения по п.l, отличающийся тем, что, с целью обеспечения удобства эксплуа1442982
4 и фиксатора,i жестко установленного на дополнительном валу и сопряженного с рычагом в одном из крайних положений вала. тации, он снабжен устройством для фиксации вала, выполненным в виде рычага, установленного в корпусе и кинематически связанного с приводом, д 7б
Составитель В. Муханов
Техред Л.Сердюкова
Редактор О. Юрковецкая
Корректор Л. Патай
Заказ 6384/45
Тираж 866
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4