Мотор-колесо транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к большегрузным транспортнш4 средствам. Цель изобретения - улучшение ремонтопригодности .. Коллектор электродвигателя в мотор-колесе размещен со стороны основного тормоза, а диск стояночного тормоза размещен со стороны редуктора с внутренней стороны колеса и связан с валом электродвигателя кинематически, при этом в опоре коллектора выполнено окно и на ней установлены щетки с внутренней стороны и электрический разъем с наружной стороны, а скоба стояночного тормоза прикреплена через неподвижные звенья редуктора к опоре, диск которого соединен через упругое звено - торсион с валом электродвигателя, имеющего возможность прохода через кольцевой диск основного тормоза. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. i (Л
СООЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 В 60 К 7/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ, L.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ ИОТНРЫТИЙ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4250359/27-11 (22) 27.05.87 (46) 15.12.88. Бюл. У 46 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72} П.И.Мохов, В.Г.Выборнов, В.С.Буйницкий и P.Í.Ïàðàùåíêî (53) 629.,) 13 (088.8} ((56) Патент СССР В 625592, :кл. В 60 К 7/00, 1974. ,(54) МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к большегрузным транспортньм средствам. Цель изобретения - улучшение ремонтопригодности. Коллектор электродвигателя в мотор-колесе размещен со сторо- ны основного тормоза, а диск стояночного тормоза размещен со стороны редуктора с внутренней стороны колеса и связан с валом электродвигателя кинематически, при этом в опоре коллектора выполнено окно и на ней установлены щетки с внутренней стороны и электрический разъем с нару)еной стороны, а скоба стояночного тормоза прикреплена через неподвижные звенья редуктора к опоре, диск которого соединен через упругое звено— торсион с валом электродвигателя, имеющего возмо)еность прохода через
:кольцевой диск основного тормоза, 2 s,a. ф-лы, 3 ил.
1444178
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к расположению электродвигателя и его ведущих колес. 5
Цель изобретения — улучшение ремонтопригодности.
На фиг. 1 изображено мотор-колесо, продольный разрез; на фиг. 2вид на электрический разъем; на фиг. 3 — мотор-колесо с демонтируемым электродвигателем.
Мотор-колесо (фиг, 1) содержит электродвигатель 1 с коллектором 2, Электродвигатель 1 установлен на опоре 3. Вал 4 электродвигателя ) связан с валом - ступицей 5, на которой смонтирован диск 6 стояночного тормоза 7. С валом электродвигателя
1 связана ведущая шестерня 8 редук- 20 тора 9. Ведущая шестерня 8 соединена кинематически с выходной шестерней
)0 присоединенной к ступице 11.
На ступице 11 установлен обод 12 с шиной 13. Ступица I смонтирована пос- 25 редством подшипников )4 на опоре 3, Опора 3 связана с неподвижными звеньями 15 редуктора 9. К ступице 11 присоединен диск 16 основного тормоза 17, Основной тормоз 17 размещен 3р с наружной стороны колеса и имеет
I скобу 18, прикрепленную к опоре 3.
Коллектор 2 электродвигателя 1 размещен со стороны основного тормоза )7. С коллектором 2 взаимодейству- 35 ют щетки 19. Диск 6 стояночного тормоза 7 размещен со стороны редуктора 9 с внутренней стороны колеса.
Диск 6 связан с валом 4 электродвигателя 1 кинематически, а именно через 40 торсион 20. Неподвижные элементы стояночного тормоза 7 связаны с опорой 3.
Размещение коллектора 2 электродвигателя 1 со стороны основного тор-,45 моза 17 и диска 6 стояночного тормоза 7 со стороны редуктора 9 с внутренней стороны колеса, имеющего кинематическую связь с валом 4 электродвигателя 1 в мотор колесеу содержа щем размещенный в опоре 3 демонтируемый электродвигатель l с коллектором 2, с валом 4 которого связан диск
6 стояночного тормоза 7 и ведущая шестерня 8 редуктора 9, соединенная кинематически с ободом 12 колеса, установленном на ступице 11, кото рая на подшипниках 14 смонтирована на опоре 3, связанной с.неподвижными звеньями 15 редуктора 9, и к которой присоединен кольцевой диск 16 основного тормозя 17, размещенного с наpóæí0é стороны колеса, повышает надежность и ремонтопригодность моторколеса при улучшении его технического обслуживания, поскольку обеспечен непосредственный осмотр коллектора 2 и щеток 19 на установленном в колесе электродвигателе 1, который может быть демонтирован без съема колеса и кольцевого диска 16 основного тормоза 17 с транспортного средства. Надежность мотор-колеса высока, поскольку неподвижные элементы стояночного тормоза 7 связаны через неподвижные звенья 15 редуктора 9 с опорой 3.
Коллектор 2 электродвигателя 1 (фиг. 1) установлен на опоре 2! с воэможностью вращения, Опора 21 состоит иэ щита 22 и подшипника 23. В щите 22 выполнено окно 24. С внутренней стороны щита 22 установлены щетки )9. С наружной стороны щита 22 установлен электрический разъем 25.
К разъему 25 (фиг. 2), выполненному в виде выводов 26, присоединены концевики 27 силовых проводов 28. Стояночный тормоз 7 (фиг. 1) имеет неподвижный элемент - скобу 29. Скоба 29 прикреплена болтом 30 через неподвижные звенья 15 редуктора 9 к опоре 3. Диск 6 стояночного тормоза 7 соединен с валом 4 электродвигателя
1 через упругое звено — торсион 20.
Электродвигатель 1 с коллектором 2 (фиг. 3). имеет возможность прохода через кольцевой диск 16 основного тормоза 17, так как внешний pasMep
31 электродвигателя i меньше внутреннего размера 32 кольцевого диска 16.
Силовые провода 28 имеют возможность отсоединения от выводов 26.
Через окно 24 осуществляют осмотр коллектора 2 и замену щеток 19 при их обслуживании.
I Ь
Выполнение в опоре 21 коллектора
2 окна 24, установка на щите, 22 опоры 21 щеток 19 с внутренней стороны и электрического разъема 25 с наружной сторонц, крепление скобы
29 стояночного тормоза ? через Неподвижные звенья !5 редуктора 9 к опоре 3, соединение через упругое звено - торсион 20 диска б стояноч" ного тормоза 7 с валом 4 электро1444178 двигателя 1, имеющего возможность прохода через диск )6 основного тормоза 17, s совокупности с приведенными выше признаками содействует повы5 шению надежности и ремонтопригодности мотор-колеса при улучшении его технического обслуживания, поскольку обеспечены осмотр коллектора 2 и замена щеток 19 через окно 24 опоры
21 коллектора 2 электродвигателя 1, который может быть демонтирован без съема колеса с транспортного средства через кольцевой диск 16 основного тормоза 17. Надежность моторколеса высока, поскольку скоба 29 стояночного тормоза 7 прикреплена через неподвижные звенья 15 редуктора 9 к опоре 3, а диск 6 стояночного тормоза 7 .соединен с валом 4 элек- 20 тродвигателя 1 через упругое звеноторсион- 20, что позволяет уменьшить динамические нагрузки при экстренном и аварийном торможении мотор-колеса. присоединение скобы 29 стояночного 25 тормоза 7 через неподвижные звенья
9 к опоре 3, установка его диска 6 на упругом звене - торсионе 20 и присоединение кольцевого диска 16 основного тормоза 17 к ступице 11 повьпнает надежность работы моторколеса. Таким образом, поскольку обеспечено рациональное взаимное
,размещение агрегатов мотор-колеса и возможность прохода электродвига35 теля через элемент основного тормо за, повышены надежность и ремонтопригодность мотор-колеса при улучшении его технического обслуживания.
Съем электродвигателя 1 (фиг. 3) осуществляют при отсоединении силовых проводов 28 от выводов 26 и скобы 16 от опоры 3. Наличие прохода для электродвигателя 1 в кольцевом диске 16 основного тормоза 17
45 улучшает как возможность его съема для последующего ремонта или замены на новый, так и возможность беспрепятственного доступа к щеточно-коллекториому узлу для его технического обслуживания при установленном в колесе электродвигателе, Мотор-колесо работает следующим образом.
NoM9RT оТ Вала 4 электродвигателя 1 .передается торсионом 20 ведущей шестерне 8 и через кннематическую связь. выходной шестерне 10, ступице 11, ободу 12 и шине 13 колеса
Размещение коллектор@ 2 электродвигателя 1 со стороны основного тормоза 17, размещение диска 6 стояночного тормоза 7 со стороны редуктора 9 с внутренней стороны колеса и связь диска 6 с валом 4 электродвигателя I кинеиатически — торсионом
20 повышает надежность мотор-колеса, поскольку скоба 29 стояночного тормоза 7 прикреплена через неподвижные звенья 15 редуктора 9 к опоре 3, что обеспечивает передачу момента опоре 3 через неподвижные звенья 15 редуктора 9 при торможении, при этом наличие прохода электродвигателя 1 через кольцевой диск 16 тормоза 17 и выполнение окон 24 в оноре 21 коллектора 2 повышает ремонтопригодность мотор-колеса, так как обеспечен демонтаж электродвигателя, и улучшает его техническое обслуживание, так как обеспечен доступ к ще- . точно-коллекторному узлу.
Таким образом, обеспечение рационального взаимного размещения агрегатов мотор-колеса повышает его надежность и реионтопригодность при улучшении технического обслуживания, что создает предпосылки его использования на большегрузных автосамосвалах.
Формула изобретения
1. Мотор-колесо транспортного средства, преимущественно большегрузного, содержащее опору, установленную с возможностью вращения на опоре ступицу колеса, приводной элект родвигатель, размещенный в опоре с наружной стороны колеса, коллектор электродвигателя также размещен с этой стороны, а вал ротора кинематически связан с ведущей шестерней редуктора, ведомая шестерня которого связана со ступицей колеса, основной тормоз — с кольцевым диском, и стояночный дисковый TopMQ9> диск которого связан с валом ротора электродвигателя, о т л и ч а ю щ е е с.я тем, что, с целью улучшения ремонтопригодности, основной тормоз размещен с наружной стороны колеса, кольцевой диск его присоединен к ступице, внут
I ренний диаметр его больше наружного диаметра корпуса приводного электродвигателя, а стояночный ториоз раэмещен со стороны редуктора с внутренней стороны колеса.
2. Мотор-колесо по п, 1, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что диск стояночного тормоза связан с валом ротора через упругое звено, 1444178
3. Иотор-колесо по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в опоре коллектора выполнено окно и на ней
5 установлены щетки с внутренней стороны и электрический разъем для токоподвода с наружной стороны.
Произв-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
1 4441 78
ВНИИПИ Заказ 6437/18 Тираж 558
Подписное