Моторно-осевой подшипник колесно-моторного блока локомотива
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1444207 А 1 511 4 В 61 Г 17/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ »:.
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР по делАм изоБРетений и ОткРытий (21) 4047568/27-11 (22) 31.03.86 (46) 15.12.88. Бюл. № 46 (71) Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) А. Д. Глушенко, А. П. Федотов, М. Х. Ахмедов, П. Е. Казаков, Ф. М. Васильев и Г. А. Недоводин (53) 625.2.012.26.5.11 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1239012, кл. В 61 F 17/22, 1984.
Ю
И
И
77 (54) МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК
КОЛЕСНО-МОТОРНОГО БЛОКА ЛОКОМОТИВА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения— повышение надежности. На внутренней поверхности вкладыша 2 выполнена группа отверстий 9, в зоне размещения которых выполнено углубление тороидальной формы с осью, перпендикулярной оси колесной пары.
2 з.п.ф-лы, 3 нл.
4ь
4ь мД
С1 3
1444207
Формула изобретения
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть применено в колесно-моторных блоках локомотивов.
Цель изобретения — повышение надежности.
На фиг. 1 показан подшипник в диаметральной плоскости, перпендикулярной к оси вращения колесной пары, разрез; на фиг. 2— подшипник, продольный разрез; на фиг. 3— вид А на фиг. 1.
Моторно-осевой подшипник содержит шейку 1 оси колесной пары, два разъемных вкладыша 2 и 3, прижатых торцами один к другому с помощью шапки 4, которая закрепляется болтами к статору 5 тягового электродвигателя (болты не показаны) .
В шапке 4 выполнен масляный резервуар 6, из которого с помощью устройства 7 подводится при вращении шейки 1 оси колесной пары определенное количество смазки 8 в зону передачи нагрузки от поверхности вкладыша 2. В последней зоне на внутренней поверхности вкладыша 2 выполнена группа отверстий 9, которые могут быть цилиндрической формы в виде прорезей и т. и. На внутренней поверхности вкладыша в зоне размещения группы отверстий 9 и передачи наибольших удельных давлений выполнено углубление тороидальной формы с осью, перпендикулярной оси колесной пары и длиной, большей расстояния между кра.йними отверстиями 9 на величину осевого разбега колесной пары.
Между торцом 10 и углублением тороидальной формы на вкладыше 2 размещена группа чередующихся впдаин 11.
Моторно-осевой пс шипник работает следующим образом.
При вращении колесной пары слой смазки 8 подводится в полость под вкладыш 2.
В этой полости создается режим жидкостного трения с созданием значительного давления, под действием этого давления сечения отверстий 9 полностью заполняются смазкой. Выполнение углублеьия тороидальной формы на вкладыше 2 позволяет выравнять удельные давления по всей поверхности, передающей нагрузку от вкладыша 2 на шейку 1 оси колесной пары.
При действии динамической нагрузки от вкладыша 2 на шейку 1 осч колесной пары (или в обратном направлении) зона с группой отверстий 9, заполненных смазкой 8 под давлением и дополнительным тороидальным углублением, также заполненным этой смазкой 8, играет роль динамического гид5
3G
45 равлического гасителя такой нагрузки. При осевых перемещениях шейки 1 колесной пары относительно вкладыша 2, происходящих, например, при движении локомотива в кривых, запасы смазки 8 в группе отверстий 9 и углублении тороидальной формы создают условия для поддержания режима жидкостного трения за счет наличия клиновидных полостей.
Выполнение чередующихся впадин 11 между торцом 10 вкладыша 2 вблизи от зоны размещения группы отверстий 9 и углубления тороидальной формы ограничивает боковое истечение смазки 8 из зоны максимального давления и играет роль дополнительного накопителя смазки 8 в соседних впадинах 11.
При остановке и стоянке локомотива смазка 8 в отверстиях 9 и во впадинах 11 сохраняется длительное время за счет свойств ее липкости к поверхности материала вкладыша. При трогании локомотива с поездом и движении с пониженными скоростями, при низких температурах окружающего воздуха проходит интенсивный нагрев поверхности вкладыша 2 и тогда из группы отверстий 9 будет выделяться значительное количество дополнительной смазки 8 с созданием режима трения, близкого к жидкостному. Это создает условия для предупреждения аварийных задирок поверхностей шейки 1 оси колесной пары и вкладыша.
1. Моторно-осевой подшипник колесномоторного блока локомотива, содержащий вкладыш, охватывающий ось колесной пары, и систему подвода смазки в зазор между вкладышем и осью колесной пары, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на верхней части вкладыша с внутренней стороны выполнено углубление тороидальной формы с осью, перпендикулярной оси колесной пары, с несквозными отверстиями: в этом углублении.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что длина углубления больше расстояния между крайними отверстиями на величину осевого разбега колесной пары.
3. Подшипник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что на верхней части вкладыша с внутренней стороны между его торцами и углублением выполнены расположенные поперек оси колесной пары впадины.
1444207
Составитель С. Романов
Редактор А. Долинич Техред И. Верес Корректор С. Черни
Заказ 6442/20 Тираж 464 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4