Упорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к упорным подшипникам скольжения, и может быть использовано в химической. Нефтехимической и других отраслях народного хозяйства. Пель изобретения - повышение надежности. Сепаратор герметично соединен с корпусом. В последнем вьлолнена кольцевая полость прямоугольного сечения, заполненная вязкой несжимаемой средой. Камера колодка выполнена в виде установленной в отверстии усеченной сферы с хвостовиком. Хвостовик выполнен в виде параллелепипеда и размещен в кольцевой полости. В корпусе выполнены каналы, сообщающие кольцевую полость с атмосферой, -в которых установлены ниппели. При работе подшипника нагрузка на колодки распределяется равномерно благодаря вэаимодействию колодок с вязкой несжимаемой средой. 4 ил. о S (О С
69 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)4 F 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2i) 4 175334/31-27 (22) 05.01.87 (46) 15.12.88. Вюл. У 46 (71) Днепропетровский химико-технологический институт им. Ф.Э.Дзержинского (72) И.П.Казимиров, А.Н,Дудка,, И.Г.Плошенко, О.В.Коваленко, И.И.Пивоварова, А.Y.Êèðè÷åíêî, В.И.Шиловских и А.В.Каширский (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент США 1(2986431, кл. 308160у 1959. (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к упорным подшипникам.скольжения, и может быть использовано в химической, нефтехимической и других отраслях народного хозяйства. Пель изобретения - повышение надежности. Сепаратор герметично соединен с корпусом. В послед» нем выполнена кольцевая полость прямоугольного сечения, заполненная вязкой несжимаемой средой. Камера колодка выполнена в виде установленной в отверстии усеченной сферы с хвостовиком. Хвостовик выполнен в виде параллелепипеда и размещен в кольцевой полости. В корпусе выполнены каналы, сообщающие кольцевую полость с атмосферой, в которых установлены ниппели. При работе пода шипника нагрузка на колодки распре- 9 деляется равномерно благодаря взаимодействию колодок с вязкой нескима- Ц / емой средой. 4 ип. С:
1444569
Изобретение относится к машиностроению, в частности к упорным подшипникам скольжения, и может быть использовано в химической, нефтехимической и других отраслях народного хозяйства, Целью изобретения является увеличение надежности.
На фиг.1 показана развертка сечения подшипника; на фиг.2 — подшипник, вид сверху; на фиг.3 — - корпус, разрез; на фиг.4 - колодка в сборе.
Упорный подшипник скольжения содержит корпус 1, с которым герметично соединен сепаратор 2. В корпусе выполнена кольцевая полость прямоугольного сечения. В сепараторе выполненя отверстия, открывающиеся наружу и в кольцевую полость, в них установлены с натягом уплотнительные втулки 3 (например, из полиуретана), в которых располагаются колодки 4, выполненные в виде усеченных сфер. Таким образом. образуется замк нутая гидрокамера подшипника, которая заполняется вязкой несжимаемой средой. К нижней поверхности каждой колодки крепится хвостовик 5 (например, на резьбе), выполненный в виде параллелепипеда, который своим свободным концом входит с зазором в > кольцевую полость корпуса, тем самым своими гранями препятствуя повороту колодки вокруг оси, перпендикулярной рабочей поверхности упорного диска. 35
На рабочую поверхность наносится ан- тифрикционный материал или покрытие 6. Для заполнения гидрокамеры вязкой несжимаемой средой и спуска воздуха в корпусе 1 выполнены каналы, 4О сообщающие кольцевую полость с атмосферой; а в каналах установлены ниппели 7.
Упорный подшипник работает следующим образом . 45
В процессе установки подшипника в агрегат осуществляется пожатие колодки 4 к упорному диску, при этом покрытие 6 входит в контакт с упорным диском. В случае неравномерного распределения нагрузки по колодкам, обусловленного неточностью изготовления и сборки, наиболее нагруженные колодки опускаются, при этом происходит перераспределение вязкой несжимаемой среды в гидрокамере подшипника, что вызывает поднятие менее нагруженных колодок до тех пор, пока давление на все колодки не выравняется. Рри вращении смазка, попадая между упорным диском и ко.лодкой, оказывает расклинивающее действие. Колодка поворачивается вокруг своего геометрического центра с образованием конфуэорного зазор между поверхностями упорного диска и колодки, в котором реализуется гидравлический клин ° Благодаря сферической форме колодки не происходит разгерметизации гидрокамеры подшипника, поскольку в плоскости герметизации не меняется размер уплотнительных элементов. В случае выхода из строя уплотнительных втулок 3 и разгерметизации гидрокамеры подшипника колодки опустятся до упора хвостовика 5 в нижнюю поверхность кольцевой полости подшипника, тем самым предотвращая возможность возникновения аварийной ситуации, применение изобретения позволяет реалиэовать конструкцию упорного узла вместо радиально-упорного под" шипника, увеличивая надежность и долговечность агрегата.
Формула изобретения
Упорный подшипник скольжения, содержащий корпус, сепаратор с выполненными в нем и сообщающимися между собой отверстиями, а также размещенные в них колодки с антифрикционным покрытием и гидросистему установки положения колодок, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, корпус выполнен с кольцевой камерой прямоугольного сечения, заполненной вязкой несжимаемой средой, и герметично соединен с сепаратором, а каждая колодка выполнена в виде установленной в упомянутом отверстии усеченной сферы с хвостовиком в виде параллелепипеда, размещенным в кольцевой полости„ причем в корпусе выполнены каналы„ сообщающие кольцевую полость с атмосферой через ниппели.
1444569
1444569
Составитель Т. Хромова
Редактор А. Лежнина Техред Л.Олийнык Корректор М.немчик
Заказ 6476/38 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4