Способ испытания сердечника статора мощной электрической машины на нагревание

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и позволяет контролировать качество шихтовки и сборки сердечников статоров. Цель изобретения повышение , производительности и упрощение испытаний. Спос.об испытания заключается в том, что создают магнитный поток требуемой плотности через сердечник статора. Для этого приводят во вращение ротор и возбуждают его постоянным током, регулируя его величину. Создается переменный магнитный поток требуемой плотности, пронизьшающий спинку и зубщ; сердечника . В случае наличия замыканий между сегментами сердечника возникают местные нагревы, которые выявляются с помощью установленных на сердечнике термопар. В случае сборки статора на ГЭС в статор с сердечником до укладки в него обмотки устанавливают ротор, который предварительно фиксируют в подшипниках. При ремонтах и полной замене обМотки статора до выема последней приводят во вращение ротор, причем предварительно демонтируют все или часть воздухоохладителей , а замену обмотки осуществляют после проведения замеров температуры и демонтажа ротора или статора. iC 14 i 4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 86 А1 (51) 4 G 01 R 31/34

8(Е ° Яо(/ 4 )

П47Б,"у;;;, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР по делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 4153999/07 (22) 09. 12.87 (46) 15.12.88. Бюл. Р 46 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.M.Êèðîâà (72) А.А.Артемьев, Ю.Б.Васильев, А.А.Дуыптау, Г. Б. Пинский и Б.И.Ступичев (53) 621.313(088.8) (56) Испытания статора гидрогенератора для определения локальных повреждений сердечника. — РЖ "Электротехника", реферат 1И 146, 1978, 9 1.

Кокорев А.С. Контролер сборки электрических машин, аппаратов и приборов. М.: Высшая школа, 1986, с. 136-137. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА МОЩНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ НА

НАГРЕВ АНИЕ (57) Изобретение относится к элект1 ротехнике и позволяет контролировать качество шихтовки и сборки сердечки— ков статоров. Цель изобретения— повышение. производительности и упрощение испытаний. Спос.об испытания заключается в том, что создают магнитный поток требуемой плотности черс ç сердечник "òà-.ора. Для этого приводят во вращение ротор и возбуждают его постоянным током, регулируя его величину. Создается переменный магнитный поток требуемой плотности, пронизывающий спинку и зубцы сердечника. В случае наличия замыканий между сегментами сердечника возникают местные нагревы, которые выявляются с помощью установленных на сердечнике термопар. В случае сборки статора на ГЭС в статор с сердечником до укладки в него обмотки устанавливают ротор, который предварительно фиксируют в подшипниках. При ремонтах и полной замене обмотки с.татора до выема последней приводят во вращение ротор, причем предварительно демонтируют все или часть воздухоохладителей, а замену обмотки осуществляют после проведения замеров температуры и демонтажа ротора или статора.

1444686

Изобретение относится к способам испытаний серденичка статора мощных электрических машин на нагревание, в частности к способам контрольных технологических испытаний сердечника

5 гидро гене р ато ров .

Цель изобретения — повьппение производительности и упрощение испытаний.

Способ осуществляют следующим образом.

В условиях сборки статора на ГЭС по завершении шихтовки и сборки статора на зубцах и спинке и датчика магнитного поля в виде измерительной обмотки, размещенной на элементах сердечника, в статор заводят штатный ротор с обмоткой возбуждения. Ротор центрируют с помощью подшипника и верхней крестовины. Предварительно ротор и узел верхней крестовины с подшипником собирают на монтажной площадке. Затем ротор приводят во вращение от турбины с номинальной или близкой к ней частотой вращения и возбуждают постоянным током. При этом в сердечнике статора появляется переменный магнитный поток, необходимая плотность которого устанавливается путем регулирования тока рото-З0 ра. Как правило, устанавливается плотность магнитного потока в 1,4 Тл (в спинке сердечника). Поскольку это несколько вьппе, чем при холостом ходе машины, ток ротора может составить порядка 1,2 — 1,4 тока возбуж—

35 дения холостого хода или 0,6 - 0,8 номинально го °

В отличие от традиционного способа испытаний, при котором имеет мес- „ то кольцевой магнитный поток только по спинке сердечника, в предлагаемом способе пути магнитного потока те же, что и при номинальной работе машины: магнитный поток пронизывает одновременно и зубцы и спинку сердечника.

Устанавливают расчетный режим, длительность которого регламентиро вана (обычно 45 мин) и в течение которо ro фикс ирует ся темпе р а тура конт- .

50 . ролируемых точек по термопарам, установленным в сердечнике статора.

Измерения производят с интервалом

15 мин. Термопары устанавливают в головках зубцов и на периферии спин-55 ки сердечника в нескольких сечениях, число которых можно выбирать равным удвоенному числу воздухоохладителей.

Б одном сечении число термопар выбираот равным числу проемов между полками корпуса статора. После прекращения испытаний осуществляют дистан.ционный контроль температуры с помощью контактных термопар или тепловизоров.

По окончании режима испытаний производят ощупывание доступных участков поверхности сердечника и сравнивают результаты измерений термопар. Если местных нагревов не обнаружено и если разница в превышениях температуры по термопарам не о превышает t5 С, сердечник считается выдержавшим испытания .

Принципиально возможно провести испытание сердечника статора на наг ревание и с уложенной предварительно в пазы обмогкой. При этом ...роцедура испытаний та же, но вгиду вероятности обнаружения местных нагревав в сердечнике имеется риск, что потребуется демонтаж части обмоток в зонах„ которые потребуют ремонтновосстановительных работ. Кроме того, зубцовая зона практически становится малодоступной для контроля (только по поверхности зубцов на расточке статора) . Однако в случае вывода машины в капитальный ремонт для полной замены обмотки статора, при которой по действующим нормативам требуется испытание сердечника статора на нагревание, целесообразно сначала убедиться в сохранности сердечника статора, а уже потом приступить к ремонту. Для этого испытания необходимо предварительно оснастить сердечник средствами теплового контроля и вывести к регисгрирующим приборам трассы от датчиков . Кроме того, в корпусе статора следует предусмотреть окна и проемы для вывода этих трасс и для осмотра и доступа к сердечнику во время испытания и сразу после его завершения. Удобнее всего это сделать, удалив все или часть воздухоохладителей.

При осуществлении предлагаемого способа не требуются мощный регулируемый источник питания и специальная линия электропередачи, а также исключаются материальные затраты на дополнительное оборудование и материалы, в том числе на кабель (иног да сотни метров), кабельные наконеч14

Составитель В. Никаноров

Редактор А. Лежнина Техред М.Ходанич Корректор М.Пожо

Заказ 6502/44 Тираж 772 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ники, изоляционные коврики и др.

Исключаются работы, связанные с проводкой кабельной трассы, намоткой н удалением затем кабеля ° При осуществлении предлагаемого способа полнос— тью имитируется реальная загрузка магнитопровода, потери есть не только в спинке, но и в зубцах сердечника. Если в сердечнике, например, имеют место два замыкания по обе стороны зубца, а в спинке замьгканий нет, то при обычном испытании этот эффект не обнаруживается (нет контура, пронизываемого магнитным потоком), в предлагаемом способе такой дефект обнаруживается, так как зубцы пронизываются переменным магнитным потоком и любые две точки на их поверхности образуют при замыкании контур для вихревых токов .

Фо рмула из о бре те н ия

Способ испытания сердечника статора мощной электрической машины на

"46q6

4 нагреBàíèå, основа нш,гй пя создании магнитного потока требуемой плотности через серде ник, измерении этого потока с помощью датчиков, контроле

5 наг рев» сердечника в зубцах и спинке те рмода тчик ами и о пределе нгн. ра з-ности между максгг .альным и минимальным показаниями указанных термодатчиков, по которой судят о степени нагревания сердечника, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения производительности и упрощения испытаний, для создания магнитного потока в сердечнике в его расточку устаггавливают и фиксируют на опорах ротор с обмоткой возбуждения, приводят его во вращение до номинальной частоты, подключают постоянный ток к обмотке возбуждения и регулируют его величину до обеспечения заданной индукции в сердечнике„ и после, завершения испытания сердечник статора или ротор демонтируют.