Одноступенчатая турбина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 144495
Класс 146, 1!4 ссср
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа Лв 5б
С. Я. Ясинский и В. T. Морозовский
ОДНОСТУПЕНЧАТАЯ ТУРбИНА
Заявлено 16 апреля 196! г. за ЛЪ 726188/24 — 6 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» No 3 за 1962 г.
Известны одноступенчатые турбины, содержашие сопла и установленное на валу колесо с рабочими лопатками. Предлагаемая турбина отличается от известных тем, что колесо выполнено из двух дисков с полулопатками, образующими нормальный профиль, причем один из дисков жестко укреплен на валу, а другой соединен с валом через упругий элемент с тем, чтобы при угловом смешении дисков происходило изменение сечения межлопаточного канала в пределах от максимального значения при наибольшем моменте на валу до минимального, обеспечивающего холостой ход. Такое выполнение турбины позволяет улучшить статическую характеристику регулирования и снизить число оборотов холостого хода без уменьшения пускового момента.
Ниже дается описание одной из возможных схем предлагаемой конструкции колеса осевого типа, однако турбина может быть выполнена и с колесами других типов.
Турбинное колесо (фиг, 1) имеет два рабочих диска. Диск 1 закреплен на валу 2 турбины, а диск 3 закреплен на конце рессоры 4 кручения, связанной вторым своим концом с валом 2 посредством шлицевого соединения 5.
Вблизи диска 3 рессора 4 опирается на вал 2 через игольчатый подшипник б. Такая конструкция позволяет, закручивая рессору, смещать диски 1 и 8 относительно друг друга. Это смещение используется для изменения проходного сечения лопаточного венца колеса.
Один из возможных вариантов облопачивания предлагаемой конструкции турбины показан на фиг. 2. Положение Е соответствует максимальному проходному сечению колеса.
На фиг. 2 изображены в поперечном сечении лопатки активного типа, отличающиеся от известных тем, что весь набор их разрезан по плоскости, перпендикулярной оси турбины и проходящей через середину поперечного сечения лопаток, на два набора, один из которых ставится на диск 1 и другой на диск 8. Таким образом, эти два набора лопаток № 144495 оказываются упруго связанными через рессору кручения. Между дисками 1 и 3 и наборами их лопаток оставляют небольшой зазор. Если, вследствие уменьшения упругой деформации рессоры один набор лопаток сместится относительно другого, например, в положение Д, то проходное сечение колеса уменьшится, что вызовет вследствие уменьшения расхода газа снижение момента и мощности, развиваемой турбиной.
Жесткость рессоры подбирается такой, чтобы при изменении момента на валу турбины от его максимального значения да минимального происходило угловое смещение диска 3 относительно диска 1 на величину приблизительцо равную или (в зависимости от профилировки лопаточного венца и требуемых характеристик турбины) несколько меньшую половины шага лопаток. На дисках ставятся упоры, не позволяющие им смещаться друг относительно друга на величину большую заданной.
Из фиг. 2 видно (положение А, Д, E), что при таком угловом смещении дисков происходит изменение проходного сечения колеса от его максимального значения, при максимальном моменте на валу до минимального значения при работе турбины без нагрузки. Такая конструкция обеспечивает существенное снижение оборотов холостого хода турбины без снижения максимального момента, развиваемого турбиной при трогании с места (пускового момента), а статическая характеристика турбины получается более жесткой. Предлагаемое устройство позволяет увеличить жесткость статической характеристики турбины в рабочем диапазоне нагрузок и оборотов и уменьшить обороты холостого хода без снижения пускового момента.
Одновременно с улучшением статических характеристик улучшаются также и динамические характеристики турбины, не допуская чр.змерные забросы оборотов при снятии нагрузки и проемы при нагружении тубины.
При регулировании скорости вращения авиационных турбин, для обеспечения устойчивости и хорошего качества переходных процессов весьма желательным является введение в закон регулирования сигнала по ускорению. Однако конструктивно это пока до настоящего времени решить не удается. B предлагаемой конструкции это решается простейшим путем, вводя сигнал по ускорению, как свойство самого объекта регулирования, подбирая момент инерции диска 8 (фиг. 1) с учетом жесткости рессоры и статической характеристики турбины.
Предмет изобретения
Одн:ступенчатая турбина, содержащая сопла и установленное на валу колесо с рабочими лопатками, отличающаяся тем, что, с целью улучшения статической характеристики регулирования турбичы и снижения числа оборотов холостого хода без уменьшения пускового момента, колесо выполнено из двух дисков с полулопатками, образующими нормальный профиль, причем один из дисков жестко укреплен па валу, а другой соединен с валом через упругий элемент с тем, чтобы при угловом смещении дисков происходило изменение сечения межлопаточного канала в пределах от максимального значения при наибольшем моменте на валу до минимального, обеспечивающего холостой ход. № 144495
Потжение
Положение Я
Положение й
Фиг Z
Составитель В. М. Попов
Редактор Б. В. Гурчев Техред А. А Кудрявицкая Корректор Г, Е Кудрявцева
Формат бум. 70)(1081/, Тираж 660
ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д 2/6
Подп. к печ. 7,111-62 r
Зак. 2300
Объем 0 26 пз g
Цена 4 коп.
Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва, Петровка, 14