Ротор электрической машины со сверхпроводниковой обмоткой возбуждения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в повьчпенин эксплуатационной надежности путем улучшения охлаждения элементов каркаса в переходных работы электрической машины. Ротор электрической нашины со сверхпроводниковой обмоткой возбуждения содержлт полый каркас 1,

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО(.(ИАЛИСТИЧЕ(НИХ

РЕСПУБЛИН

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTHA (46) 23. 09. 90. Бюл. 1 35 (21) 4032822/24-07 (2) 05.03.86 (71) Лени1трвдское электромашиноее с . р и-;ельное об ьединение Злектросила им. С.М.Кирова (72) Г.. "l..Хуторецкий, Ю.Г.Тюрин, В.С.Яковлев и В.Д.Варшавский (53) 621.313.713(088.8) (56) Патcнт СШЛ М 4082967, кл. H 02 K 1/32, 1978. Патент США У 4238701, кл. Н 02 1; 1/32, 1980. (191 (11> ° (51)5 "02 К 1/32 9/197 55/02 (54) РОТОР ЗЛБКТРИЧЕСКОЙ КЛШИ1Ы СО

СВЕРХПРОВОДНИКОВОЙ ОБМОТКОЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ (57) Изобретепие относится к электромашиностроанию. Цель изобретения состоит в повышении эксплуатационной надежности путем улучшения охлаждения элементов каркаса в пе" реходных режимах работы электрической машины. Ротор электрической ма шины со сверхпроводниковой обмоткой возбуждения содержит полый каркас

1({4 >502. д({ (же((ия хпадлгантя. н >ольших зубцах KQT0pol")3 pBcIIOJ)03<21!hf тенлигlровс)дящие злементь) с каналаии и лоток (О> сообщающийся 1 КолЬЦЕным коллекторои, расположенным под бандажным кольцои. Благод)аря тому, что на периферии каркаса расположена. сообщающаяся с кольцевым коллекИзобретение от !с>сится к роторам электрических машин с0 сверх«!роводниконой обмоткой Воз(уждеиия, pB IoЛ О т, С f l B O! f l Л и Е Т Л П! 11{ 1 С> .". i O. (С <1 p k b ?? ????, ?????????? ??????????????????((?? )) ??????(;..i . tc>I пень(шепие з>ксплулTлциоil с)й lfp(ic .æ:i с.(.и пу.те:(улу/чше(!ля Охлаж:) ения 2 Jl 2! 12 нтон каркаса и переходных p2".«;и:!х работы з? е {трической машин:::, «л фиг 1 предста Вл 2 и;: л(:;! C po орл, продольный pëзрез, :-.. ;)ЛГ.2 те (7 JIO(1 pOI)O JI Rif;I и з i! 2!: : )i Г „. i ) I > е р 2"-) ({ьн( разрез.; ня фиг, ) — с". Он; "= Л-))»a

j5 (.) И(" . З, F O T 0 jJ B JI C i{ T j ) i ..-: 2 C l: 0 H !7 B i(! (I? (Bf

>т ИT !70ЛЬ .1) «{2 TBЛЛ)f>12 С К (И К 301{ Я С

I1a кото()О>1 1(РЯД;(л.l!,(..I>()1 (л зли 2 с подплзонь(ь(и кл(!ялл и() у(к):{{>Bi{ 1

7Q снерхIIpÎBОдн()KOBял с бмотх Я БозбJ à slÖ2 >=

1{и я {) ° Об> (Отк-:1 ",(P (B », Яе.(я 7) !72ЭOНOЙ ЧЯС (и !?И!1ЬЯ>?i .> C )ЛД(>ЯЛЬНЬНЯ отверстием В.Поверх клркя::IJ. ()ac(lo((a"жено с яидлжнop кольцо 7 ко-,с)рсе сяжс!10 нг{ лобоны2 (асти Обi. ÎTêè.

Иежду блида>кfi«.«{ KOJ ьцо .,. 1(л) жно:"; поверхность каркаса обрлзо лнл i:oJ(I>це В ля пол ост L 8 сиъ">ля(?(ля кс)л712 )с то >) )и для ря здячи хл»да Ген л ПО ((лз ч(>(1)с)д б 0)(т f?JI()-) ->);б О! i 9 l 2 н Iу (>E. l li ей

30 понерх((ост!{ клнклся стя>(он((ен,.(етяллический лоток 10 свежего хлядлген= тл. В >>0>(ЬL)o«l зубе н рлд) f if J,?fbfB 07ВЕРСтнл ПО ЕГО ОСИ.НСтг{вс!Е?!ь;-(Стал 7Ические трубки 11 из материала с пло- 35 хой теплопроводность)о, н(япример титанового или никелевого спллна. Эти трубки откр(!ты Одн(>((! ко;(1>01! в полость лотка, а дру(им — в камеру 12 н большом зуб . Внутри трубки встлглен теп- 11 лопронодянпн(злсмент — стержень 13 с хорошей,еплопронодностью, напри !ер медный, нижняя часть которого вь(тором камера, в которой устлнoBJB{>{H дополнительные тeBJIOOTBОдяп;ие :.Лементы, теплоизолированиые от каркаса и от теплопроводящих элементов с каналами, обеспечивлетгя достижение поставленной цели, 2 з.п. ф-лы, (1 ИЛ, > ступает в лоток так, что i) o конец находится ниже уровня жидксс.ю(н нем.

Верхний конец стсржня со(?местис с т;)убкой выступает в камеру бол,шого з;:Оа. ЭTa камера B снс ей верхней час— ти 1 меет пазы, н которые уста)?О({лены клинья 1){, ((ме?сщие радиальнс.=

Отверстие 1 ) соед! (Илюше е кольцевой коллектор: лотком свежего хллдягентл. В каме()p большогÎ зуба распо lo-Г-;е lf )(Оп О 1!i те.! ьный TP и 1 Оп() О ВОДЯщий злсме:!т — Гильза 16 из хорошо IlpoBQ

J)?{щего тепло (?ятсрия. 1я, {лпример меЗтл Г!I(II ЗB тс .Л.IOI{.in(7?{po- )ия 1<ольц ными зле;-!е!{тя(ии 17 От кар:;л=.л,и кл: нл. -Còåp;{.2.{I. Пьмеет прод, BBi«„2 пазы 16 (с."-1. фиг. i)) которые Гместе с трубкой 11 образуст кянaB«f Лля

Пpii злхоложе(ном рoTop2 i:ifäê?I;j гел:(й образует н лот(с{. снежегп хллдагента на(1{y с нижним урогнем y (о—

11Х КРОМОК . Е I(7!f ЗЯПОЛ({?IPT ПЯЗЬ? (В н теппообме?пъ(х трубкях) пространГ тн О н кл).(ере б031ьь>?ОГО з,>ба и кс? B— ценой кол (ек —.op псд бя (дя)-:ным ксль— цен-(, клпллы н пазах ротора и через

Р 17 Д И () 7(Ь 1 { l-. i 2 П О . I П Л 3 О Н Ь 2 К:". i C. ((Ы Г(Н О

И(!КЛЕТ В С)BКТОРЬ! 0 ХОДB >(2 ÃC Х??ЯДЯГB(( тя но В> утренней пси.ости« ?.Яр?{Ясг.

Прн работе криотурс о" r!!2) я(сря под дейстниe(f центробеж?>(Iõ cил BO нpa1?лю) е) (Ся «.;=. >!{>IC2 1 е):1(й B Т и:(ООб>{ ({в ных трубках подвергается лд!{ябатическому сжат({ю и нагреняник), Влагодаря медным стержням в теплоо."менных трубках понышение температуры гелия в верхней части каналов Гудет пряк— тически незначительн-,, BтTо способстнует поньгеениа K Гит?:: Ь>с -:, ГО знячегн(я тока н с() е:)хп(; B ):.;.;;.—! p ! к р а т к О В р е H е. и ! ых и е p p х 0 д н ых процессах, связанных с проникновением тепла через бандажное кольца, вследствие теплового излучения и электрических потерь в нем, наличие гелия и медной гильзы в камере большого зуба будет деь»пфировать эти процессы, препятствуя обратному движению хлгдагента по каналам теплопроводнага с-.ержня.

Теплоотводяшие элементь! с теплоизолираванными трубками,дополнительная теплоотвадяшая гильза с теплоизолирананными элементами от воздействия центробежных сил удерживаются к;»иньями.

Ф а р м у л а !, з о б р е т е и и я

1. Ротор э.»ектрической машины со сверхправадникавой обмоткой возбуждения, садержав;ий полый каркас, имеющий большой и ма«ые зубць!, между ка »арыми расположена сверхпровадниковая обмотка, лоток для свежега

::ладагента, распог»аже! ный ва г!»утренней полости каркаса и сообща о»»»и!»ся с кальцегым калле»:тарам, расположенным псд ба«ложны h а»»ь!»ам и теплаправадяшие элем !»ты с канат»ами изалираваи!«! ат карьаса и распола и— ные в его баль"nh. зубе, с т л и ч аю ш l! и с я тем, чта, с целью JTQUbl шения эhсплуатациа»I«ай надежное Tи путем улу »шения охлаждения элементов каркаса в переходных режимах работы

5 электрической машины,на перифер!»и каркаса в большом зубе выполнена камера, сообшаюшаяся с кольцевым кол лектором, при этом в упомянутой камере установлены дополнительные теп»»оотвадяш!»е элементы, те! ло!»залираванные от каркаса от теплапроводяших элементов, с ка»»ала »»! и средства крепления тенлоправодяших эле—

»5 ые!»тов °

2.,Ротор по п.1, а т л и ч à ю шийся тем что дополнительные рад»»альнь»е теплапровадяшие элементы выполне»»ы в гиде г!»льз охватывающих изолираганные ат каркаса тепло»»ро.-, вадящие элементы с каналами.

3. Гатар па пп.1 и 2 о т л и ч а ю ш !» !» с я теь», что средства

»»pE . Г»ле н!»я Бь!»1а:»наны Б в!»де клиньев уста«авве!! ных в !Iродоль«ûõ пазах, размещенных в камере каркаса !» !»меюших отверстия, сааснь»е с каналами тс!:лспровадяших элементов, при этом между торно»н»ми поверхностями гильз с одной сTop. «::I !! клиньями и каркасам с другой стара»»ь! установлены прокладки из те п»! а:»за.пирующего материала.

Составитель Г.Чебыкин

Редактор В.Фельдман Техред Л.Олийнык Корректор 3.Лончакова. Заказ 3329

Тираж 447 Подписное

BIIKlHH Государственного кгмнтета СССР по Делам изобретений и открытий

Il3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектнал, 4