Устройство для контроля механической скорости бурения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и м.б. ис-:; пользовано для контроля параметров процесса бурения. Цель изобретения - повышение надежности. Для этого измет рительный трос (ИТ) 4 укладывается в пазы измерительного шкива (Ш) 3 закрепленного на валу 2, который на . ходится в резьбовом соединении с корпусом 1 . Шаг и направление резьбы вала совпадают с шагом и направлением резьбы на Ш 3. Один конец вала соединен с чувствительным элементом 9 датчика линейного перемещения 10, а на другом конце вала находится втулка 6, зафиксированная в корпусе от продольного перемещения и имеющая возможность вращаться вместе с валом. С втулкой 6 соединен конец спиралевидной пружины (СИП) 5, другой конец которой связан с корпусом. При вытягивании ИТ 4 ИИ 3 вращается вместе с валом 2. При этом вал 2 через втулку 6 закручивает СП 5, а сам, перемещаясь вдоль оси вращения, вытягивает чувствительный элемент 9 датчика 10 линейного перемещения. При ослаблении ИТ 4 он наматывается на ИШ 3, который вращается за счет раскручивания СП 5. Перемещение вала 2 вдоль оси его вращения происходит таким образом, что место схода ИТ 4 со шкива 3 неподвижно относительно корпуса. 1 ил. о SS О) с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„ l 446282 А 1
l5D 4 Е 21 В 45/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
l1O ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
0I1NCAHNE H306PETEHH) К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
:Ь (21) 4204024/ 23-03 (22) 02.03.87 (46) 23.12,88. Бюл. N 47 (71) Свердловский горный институт им.В,В.Вахрушева (72) Е.В.Калыгин, Г.А.Багаутинов и В.И.Лещиков (53) 622.23.082 (088.8) (56) Айрапетов В.А., Андрианов В.Р. и др. Контроль параметров процесса бурения. — М.: Недра, 1973.
Техника и технология бурения разведочных скважин. Межвуз. научнотематический сборник, Свердловск, изд.СГИ, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ СКОРОСТИ БУРЕНИЯ (57) Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и м.б. ис-:. пользовано для контроля параметров процесса бурения. Цель изобретения— повышение надежности, Для этого изме рительный трос (ИТ ) 4 укладывается в пазы измерительного шкива (ИШ) 3 закрепленного на валу 2, который находится в реэьбовом соединении с корпусом I. Шаг и направление резьбы вала совпадают с шагом и направлением резьбы на ИШ 3. Один конец вала соединен с чувствительным элементом
9 датчика линейного перемещения 10, а на другом конце вала находится втулка 6, зафиксированная в корпусе от продольного перемещения и имеющая воэможность вращаться вместе с валом. С втулкой 6 соединен конец спиралевидной пружины (СИП ) 5, другой конец которой связан с корпусом.
При вытягивании ИТ 4 ИШ 3 вращается вместе с валом 2. При этом вал 2 через втулку 6 закручивает СП 5, а сам, перемещаясь вдоль оси вращения, вытягивает чувствительный элемейт 9 датчика 10 линейного перемещения.
При ослаблении ИТ 4 он наматывается на ИШ 3, который вращается за счет раскручивания СП 5. Перемещение вала 2 вдоль оси его вращения происходит таким образом, что место схода
ИТ 4 со шкива 3 неподвижно относи" тельно корпуса. 1 ил.
1446282 рая вдоль оси остается неподвижной, а а осевое перемещение вала 2 происходит в пазах 7 втулки 6, При вращении втулки 6 спиралевидная ружина 5 закручивается. Во время перехватов ведущей трубы измерительный трос 4 ослабевает и под действием силы жесткости спиралевидной пружины 5 накручивается на измерительный шкив 3, который вместе с валом 2 перемещается вдоль оси вращения, вытягивая чувствительный элемент 9 из корпуса датчика 10. При бурении на выходе датчика 10 снимается сигнал в виде напряжения, которое пропорционально величине проходки. При подсоединении к выходу датчика 10 дифференцирующего звена снимается сигнал, "-пропорциональный механической скорости бурения.
Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я
Составитель В.Логинов
Редактор Н.Тупица Техред Л.Сердюкова Корректор M.UläðîùH
Заказ 6724/36 Тираж 532
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГИ1Т СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к области контроля параметров, процесса бурения и служит для измерения механической скорости бурения и проходки скважины.
Цель изобретения — повышение надежности контроля механической скорости бурения.
На чертеже изображено устройство для контроля механической скорости бурения, разрез.
Устройство содержит корпус l вал, 2 с резьбой на обоих концах, помещенных в резьбовые соединения в стен- 15 ках корпуса 1 измерительный шкив 3 с резьбой, в которой расположен измерительный трос 4, спиралевидную пружину 5, соединенную одним концом с корпусом 1, а другим — с втулкой 6, 20 помещенной на одном из концов вала 2, закрепленной в корпусе от продольных перемещений и имеющей продольные пазы 7, в которых расположены концы штифта Ы, обеспечивающего передачу вращающего момента от вала 2 через втулку б к спиралевидной пружине 5 и наоборот. Другой конец вала
2 соединен с чувствительным элементом 9 датчика 10 линейного перемещения.
Устройство работает следующим образом.
При бурении измерительный трос
4 вытягивается из пазов измеритель- 35 ного шкива 3, который под действием силы натяжения измерительного троса 4 вращается. При вращении шкива 3 вал 2 также вращается в резьбовом соединении корпуса l. Вращаясь, 40 вал 2 движется вдоль оси, перемещая чувствительный элемент 9 датчика 10 линейного перемещения. Перемещение вала 2 и измерительного шкива 3 вдоль оси происходит таким образом, 45 что виток схода измерительного троса 3i со шкива 3 неподвижен относительно корпуса 1. Вращение нала 3 через штифт 8 передается втулке 6, котоУстройство для контроля механической скорости бурения, содержащее измерительный шкив с резьбой для укладки измерительного троса, который расположен на валу. закрепленном в корпусе, и спиралевидную пружину, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности контроля механической скоростй бурения, оно дополнительно снабжено датчиком линейного перемец1ения и втулкой, причем вал находится в резьбовом соединении с корпусом, шаг и .направление резьбы на концах вала совпадают с шагом и направлением резьбы на изме" рительном шкиве, один конец вала соединен с чувствительным элементом датчика линейного перемещения, а на другом конце вала расположена втулка, которая имеет возможность врац1ения вместе с валом и зафиксирована в корпусе от продольного перемещения, один конец спиралевидной пружины соединен с втулкой, а другой — с корпусом.