Электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. Устройство содержит резисторный мост 13, первая диагональ которого включена между выходом датчика 4 тока и нулевой шиной. Во вторую диагональ включены последовательно соединенные первьш резистор 7, источник 12 напряжения и световод первого оптрона 10. В данном устройстве обеспечивается ограничение максимально допустимого значения тока якоря электродвигателя и исключено влияние изменения уровня ограничения положительной обратной связи по току якоря на частоту вращения двигателя в режиме холостого хода. 1 ил. € (/) }н О) 05 00 О) 5 Фоторе зистор ..i -4-f CSefnoffito9 оое-

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСЖИХ

РЕСПУБЛИН

А1

„„Я0„„1446 (51) 4 Н 02 Р 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР " с "ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ.ц4Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 420661 3/24-07 (22) 06.03.87 (46) 23.12.88. Бюл. Ф 47 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по автоматизированному электроприводу в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте, Харьковский автомобильно-дорожный институт им. Комсомола Украины и Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) Д.А.Каминская, Н.Н.Григорьева, Е.В.Волянский, Э.E.Ñåëèâåðñòîâ и В.С.Попов (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1117807, кл. Н 02 P 5/06, 1984.

Справочник по автоматизированному электроприводу. Под редакцией

В.A.Åëèñååâà и A.Â.Øèíÿíñêîão.

М.: Энергоатомиздат, 1983, .с. 229, рис. 7.20. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Целью изобретения явля" ется повышение надежности. Устройство содержит резисторный мост 13, первая диагональ которого включена между выходом датчика 4 тока и нулевой шиной.

Во вторую диагональ включены последовательно соединенные первый резистор

7, источник 12 напряжения и световод первого оптрона 10. В данном устройстве обеспечивается ограничение максимально допустимого значения тока якоря электродвигателя и исключено влияние изменения уровня ограничения положительной обратной связи по току якоря на частоту вращения двигателя в режиме холостого хода. 1 ил.

1446686

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока.

Целью изобретения является повышение надежности.

На чертеже приведена схема электропривода.

Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель i, подключен- 10 ный к регулируемому источнику 2 питания, датчики 3 и 4 частоты вращения и тока, два потенциометра 5 и 6, два резистора 7 и 8, стабилитрон 9, причем датчик 3 частоты вращения включен 15 между первым входным выводом регулируемого источника 2 питания и движком первого потенциометра 5, один. из выводов которого соединен с плюсовым выводом источника 2 питания и его 20 вторым входным выводом.

Электропривод также содержит два оптрона 10 и 11, источник 12 опорного напряжения и резисторный мост 13, первая диагональ которого включена между выходом датчика 4 тока и нулевой шиной, а во вторую диагональ включены последовательно соединенные первый резистор 7, источник 12 напряжения и светодиод первого оптрона 10, З0 фоторезистор которого включен между другим выводом первого потенциометра .5 и нулевой шиной, выводы второго потенциометра 6 включены между выхо,.дом датчика 4 тока и пулевой шиной, между двияжом второго потенциометра 6 и нулевой шиной включены последовательно соединенные стабилитрон 9, второй резистор 8 и светодиод второго оптрона 1 1, фотореэис-. тор которого подключен параллельно

40 одному из резисторов резпсторного моста 13.

Электропривод работает следующим, образом.

При подаче задающего напряжения

Б „„ через потенциометр 5 на вход источника 2 питания на его выходе появляется напряжение и электродвигатель 1 начинает вращаться. По мере увеличения частоты вращения увеличи- 50 вается выходное напряжение датчика 3 частоты вращения, направленное на" встречу задающему напряжению, которое снимается с потенциометра 5 °

В режиме холостого хода двигателя напряжение выхода датчика 4 тока весьма мало, поэтому напряжение на . выходе моста 13, т.е. в диагонали AB мостовой схемы, близко к нулю, При этом через светодиод оптрона 10 протекает начальный ток, который зависит только от величины опорного напряжения Б „ источника 12 опорного напряжения и сопротивления резистора 7 °

При увеличении нагрузки электродвигателя 1 увеличивается ток якоря

Iq и, следовательно, выходное напряжение датчика 4 тока.

Если ток якоря не превышает значения I <,„ стабилитрон 9 заперт и ток светодиода оптрона 11 равен нулю, сопротивление фотореэистора поэтому весьма велико и он не оказывает практически влияния на выходное напряжение UA резисторного моста 13 °

По мере роста тока якоря I и соответствующего пропорционального увеличения напряжения Т1 в реэисторного моста 13 ток светодиода первого оптрона 10 возрастает, что вызывает снижение сопротивления фоторезистора этого оптрона и приводит к увеличению напряжения на входе источника 2 питания, т.е. осуществляется положительная обратная связь по току якоря.

При увеличении тока якоря до зна" чения I стабилитрон 9 пробивается и через светодиод второго оптрона 11 начинает. протекать ток, сопротивление фоторезистора этого оптрона резко уменьшается, что вызывает изменение полярности напряжения П ц на выходе резисторного моста 13. После пробоя стабилнтрона 9, т.е. при токе якоря I >>I, напряжение U<> направлено навстречу опорному напряжению

Uon, поэтому по мере роста тока якоря Т увеличивается сопротивление фоторезистора первого оптрона 10 и уменьшается напряжение на входе источника 2 питания, т.е. при токе якоря I>>I > вследствие изменения полярности напряжения UAg осуществляется отрицательная обратная связь по току якоря. Под влиянием этой связи частота вращения двигателя уменьшается и при достижении током якоря предельно допустимого значения электродвигатель. останавливается, В электроприводе изменение тока якоря, т.е. изменение уровня ограни-. чения положительной обратной связи по току, осуществляется перемещением движка потенциометра 6 и не влиформула изобретения

Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, подключенный к регулируемому источнику питания, датчики частоты вращения и тока, два потенциометра, два резистора

Составитель В.Трофименко

Техред g.Моргентал Корректор. H.Øàðoøè

Редактор В.Данко

Заказ 6754/57 Тираж 584 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 144 яет на частоту вращения двигателя в режиме холостого хода.

Коэффициент усиления цепи положительной обратной связи по току якоря (при значениях I<

Уровень ограничения максимального значения тока якоря регулируется изменением сопротивления резистора 8.

Схема электропривода позволяет повысить надежность электропривода при одновременном упрощении его наладки и эксплуатации, так как в ней обеспечивается ограничение максимально допустимого значения тока якоря электродвигателя, а также исключено влияние изменения уровня ограничения положительной обратной связи по току якоря на частоту вращения двигателя в режиме холостого хода.

6686 4 и стабнлитрон, причем датчик частоты вращения включен между первым входным выводом регулируемого источника пита5 ния и движком первого потенциометра

j один из выводов которого соединен с плюсовым выводом источника питания и вторым входным выводом регулируемого источника питания, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены два оптрона, источник опорного напряжения и резисторный мост, первая диагональ которого включена между выходом датчика тока и нулевой шиной, а во вторую включены последовательно соединенные первый резистор, источник опорного напряжения и светодиод первого оптрона, фоторезистор которого

Включен между другим Выводом первого потенциометра и нулевой шиной, выводы второго потенциометра включены между выходом датчика тока и нулевой шиной, между движком второго потен25 циометра и нулевой шиной включены последовательно соединенные стабилитрон, второй резистор и светодиод второго оптрона, фоторезистор которого подключен параллельно одному из резисторов резисторного моста.