Способ закалки подшипниковых колец

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к металлургии , конкретно к способам закалки подшипниковых колец. Цель изобретения - уменьшение разброса размеров колец при закалке. Способ включа - ет нагрев до температуры аустенитизации и охлаждение быстроДвижущейся водой на жесткой оправке, расположенной внутри кольца, а воду подают одновременно с посадкой кольца на . Использование способа позволяет уменьшить изменение диаметр а колец при закалке и снизить объем шлифовочных операций. 1 табл. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECllY6 JlHH

09) (11) А1 (51) 4

D1 40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ .

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4083638/31-02 (22) 30.06..86 (46) 30.12.88. Бюл. Р 48 (71) NocKoBcKHH вечерний металлургический институт и 8-й Государственный подшипниковый завод (72) Б.К. Ушаков, К ° 3. Шеиеляковский, В.B. Колодяжный, Э.И. Малько, В.С. Кузьмин, В.И. Ефремов, А.И. Гу баиов и Н.И. Живолун (53) 669.078.75.2(088.S) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 179346, кл. С 23 D 1/56„ 1966.

Иртлач В.С., Братков А.Л., Пчелкин В.И. Исследование влияния индукционного нагрева на структуру, свойства и качество термической обработки деталей подшипников массовых . серий. — В кн.: Свойства подшипниковых сталей и сплавов, методы их упрочнения. Труды ВНИИПП, И., 1985, N 2, с. 47-59. (54) СПОСОБ ЗАКАПКИ ПОДШИПНИКОВЫХ

КОЛЕЦ (57) Изобретение относится к металлургии, конкретно к способам закалки подшипниковых колец. Цель изобретения " уменьшение разброса размеров колец при закалке. Способ включает нагрев до температуры аустенитизации и охлаждение быстродвижущейся водой на жесткой оправке, расположенной внутри кольца, а воду подают одновременно с посадкой кольца на оправку. Использование способа позволяет уменьшить изменение диаметра колец при закалке и снизить объем шлифовочных операций. 1 табл.

1447898

Изобретение относится к металлургии, конкретно к способам закалки подшипниковых колец.

Цель изобретения — уменьшение раэбрбса размеров колец при закалке.

Пример. Закалке подвергают подшипниковые кольца из стали ШХ15.

Наружные кольца подшипников У 308 из стали ШХ15 с размерами: наружный диаметр 90,3-0,3 мм, внутренний диаметр 75,4-75,8 мм, высота 23,3 мм, нагревают в индукторе до 860 С в течение 3 мин, извлекают из индуктора и в нагретом состоянии помещают на жесткую цилиндрическую оправку диаметром 75,1 мм. Одновременно с посадкой кольца на оправку начинают подачу охлаждающей воды в виде быстродвижущегося пЬтока, омывающего все . поверхности колец. Воду подают насосом под давлением 0,1-0,2 MIIa (12 ати) .

Подачу воды осуществляют одновременно с посадкой кольца на оправку 25 с тем, чтобы исключить постукивание внутренней поверхности кольца в контакте с оправкой до начала интенсивного закалочного охлаждения и тем самым предотвратить появление на внутренней поверхности кольца пятен с пониженной твердостью. B процессе охлаждения кольцо уменьшается в размерах, обжимает оправку и в пластичном аустенитном состоянии калибруется по внутреннему диаметру. На конечной стадии охлаждения вследствие протекания мартенситного превращения по сравнению с аустенитом размеры кольца увеличиваются, обжатие кольцом оправки прекращается и закаленное кольцо легко удаляют с оправки.

Достигаемое таким образом ограничение тепловой усадки кольца в процессе закалочного охлаждения стабилизирует размеры кольца. По окончании- 45 охлаждения закаленные кольца снимают с оправки и передают на отпуск.

В таблице приведены данные разброса размеров колец до и после закалки а также результаты после обработки по известному способу (нагрев до температуры закалки, охлаждение водой (душем в течение 2 с) с оследующим погружением в бак с водой).

Измеряют внутренний диаметр колец до и после закалки по известному и предлагаемому способам с точностью до 0;01 мм.

Как видно из приведенных в таблице результатов, изменение размеров . колец после обработки по предлагаемому способу по сравнению с известным почти в 3 раза меньше.

Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить разброс значений размеров колец при закалке и снизить припуски на шлифование и, соответственно, трудоемкость шлифовочных операций (объем шлифовки сокращается на

0,2-0,3 мм по диаметру), а также расширить номенклатуру подшипниковых колец, подвергаемых закалке при индукционном нагреве и охлаждении быстродвижущейся водой с целью повышения их долговечности.

Формула изобретения

Способ закалки подшипниковых колец, включающий индукционный нагрев до температуры закалки и всестороннее охлаждение водой, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью уменьшения разброса размеров колец при закалке, охлаждение производят на жесткой оправке, расположенной внутри кольца и фиксирующей размеры его внутренней поверхности за счет ограничения тепловой усадки в процессе охлаждения, а охлаждающую воду подают одновременно с посадкой кольца на оправку.

1447898

Разность значений внутреннего диаметра колец, мм

Внутренний диаметр колец, мм

Номер кольца до закалки после закалки до закалки после закалки

Предлагаемый способ

76,20

76,18

76,12

76,07

75,8

75,7

0,16

0,4

75,6

75,5

76,04

Известный способ

75,87

75,4

75,8

75,75

75,7

0,43

0,4

75,64

75,53

75,44

75,6 75,5

75,4

Составитель В.Русаненко

Техред М.Ходанич Корректор С.Черни

Редактор М.Петрова

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6812/31 Тираж 545 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5